Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как путинские технократы спасли экономику ради конфликта, которому противились

FT: либеральное крыло российского правительства удержало экономику России на плаву

© РИА Новости Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкВстреча президента РФ В. Путина с председателем Центробанка Э. Набиуллиной
Встреча президента РФ В. Путина с председателем Центробанка Э. Набиуллиной - ИноСМИ, 1920, 17.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российское правительство нашло способы противостоять жестким санкциям и предотвратить "апокалиптические прогнозы", пишет Financial Times. Технократы укрепили свои позиции помощников Путина, используя все доступные средства для смягчения западного удара по экономике.
Полина Иванова (Polina Ivanova)
Некогда считавшиеся реформаторами экономические наперсники президента поддержали конфликт, против которого всегда предостерегали
За месяц до начала российской спецоперации на Украине главные экономические приближенные Владимира Путина собрались в его подмосковной резиденции в Ново-Огареве, чтобы поговорить о вероятных последствиях западных санкций. Путин выслушал председателя правления Сбербанка России Германа Грефа, который выступил с 39-страничной презентацией и предостерег о катастрофических последствиях дальнейшего обострения и без того зашкаливающей напряженности вокруг Украины.
Будучи близким союзником Путина со времен их совместной работы в мэрии Санкт-Петербурга в 90-х, Греф обладал репутацией наиболее либерального члена расширенного круга общения Путина и человека, умеющего открыто высказывать свое мнение. В тот момент технократы опасались, что Путин вот-вот признает два квазигосударства Донбасса и спровоцирует бурную реакцию Запада, которая может нанести ущерб экономике России. Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина и другие присутствующие разделяли опасения Грефа и помогали с подготовкой презентации. Но выступить с речью было доверено именно ему.
В презентации Путина предупредили о том, что “жесткие санкции” вызовут панику на финансовых рынках и могут отбросить российскую экономику на десятилетия назад. За два года ВВП может упасть на 30% в долларовом выражении; инфляция вынудит Центробанк повысить ставку до 35%, сократив реальные доходы на одну пятую часть. Качество жизни россиян будет низким даже по сравнению с развивающимися странами, а ограничения на импорт усложнят стране поиск не только передовых технологий, но и предметов первой необходимости, таких как лекарства и продукты питания.
По словам нескольких знакомых с вопросом человек, Путин прервал рассказ Грефа о потенциальных последствиях и спросил, как избежать худших из санкций. Технократы оказались чересчур робкими, чтобы предостеречь президента от военной эскалации, сопряженной с риском геополитической катастрофы, и не озвучили конкретных решений. Встречу они покинули, так и не узнав о планах Путина и его отношения к их посланию. “Они оказались достаточно смелыми, чтобы просить влиятельного человека о встрече, но посыл донести не смогли. Как не смогли и ответить на один-единственный вопрос”, — поведал источник, знакомый с ситуацией.
Военная операция на Украине, которая началась через три дня после того, как Кремль признал республики Донбасса, превзошла их худшие опасения. Они узнали об истинных намерениях Путина одновременно со всем остальным миром: по телевидению. Неспособность Путина прислушаться к предупреждениям технократов опустошила их.
“Я никогда не видел [Грефа] таким. Он вел себе отрешенно и пребывал в состоянии полного шока, — говорит один бывший чиновник, который общался с Грефом с первые дни спецоперации. — Все считают это катастрофой, но он потрясен больше других”. Через четыре дня после начала СВО путинские экономические советники собрались за шестиметровым столом в Кремле, и он поинтересовался, как можно смягчить санкции. Набиуллина, за чьим нарядом инвесторы уже давно следят в поисках скрытых посланий, оделась в тот день полностью в черное.
Однако, когда западные страны отрезали Россию от глобальных финансовых рынков и цепочек поставок, технократы поспешили на помощь Кремлю и применили весь арсенал навыков экономического управления, чтобы разрядить обстановку. В процессе они позаботились о том, чтобы не сбылись их собственные апокалиптические предсказания. В узких кругах российской политической элиты технократы вроде Грефа и Набиуллиной считались модернизаторами и реформаторами в противовес бескомпромиссным силовикам, стоящим у другого плеча Путина. Но получив исторический шанс защитить веру в открытые рынки и выступить против вооруженного конфликта, они пошли на попятный. По словам бывших чиновников, технократы не порвали с Путиным, а укрепили свои позиции его помощников, используя все доступные средства для смягчения удара западных санкций и сохранения российской экономики.
Последняя избежала наиболее драматичного сценария, которые в санкционном контексте делали как западные экономисты, так и сами технократы: снижение ВВП составит всего 3,5–5,5% в этом году. Несмотря на разорванные связи с глобальными банковскими и платежными системами, экономика России смогла переключиться на заранее подготовленные запасные варианты. “Экономическая команда действительно спасла его. Вот почему он держит их при себе. Если бы силовики контролировали [экономику], падение ВВП действительно составило бы процентов 10–15, — говорит бывший высокопоставленный российский чиновник. — Он не сумасшедший, и поэтому оставил их на местах”.
О дилемме технократов FTпоговорила с более чем 20 российскими действующими и бывшими чиновниками, олигархами, банкирами и экономистами. Кремль, Центробанк РФ и Сбербанк запросы о комментариях проигнорировали. О вышеупомянутой презентации впервые сообщило российское издание финансовых новостей FrankMedia. Критики считают, что молчание говорит само за себя, и помощь российскому государству продвигаться вперед делает этих людей соучастниками того конфликта, против которого сами выступают в частном порядке. “Быть в команде Путина — значит разделять его ценности и принципы, проявлять максимальную лояльность, — говорит Сергей Алексашенко, бывший заместитель председателя Центрального банка. — Без нее начиная с 2012 года, когда он вернулся в Кремль после четырехлетнего перерыва, находиться там стало невозможно. Так что я правда не удивлен, что все они решили остаться”.

Ортодоксальный путь

За без малого 10 лет у руля Центробанка России Набиуллина тщательно культивировала репутацию главного кремлевского технократа. Она вывела Россию из экономического кризиса 2014 года, укротила инфляцию с помощью ультра-жесткой денежно-кредитной политики и взяла на себя львиную долю работы по очистке коррумпированного банковского сектора. Успех снискал ей доверие Путина, который поддержал ее независимость перед лицом мощного олигархического лобби, которое выдвинуло на ее место Сергея Глазьева, бескомпромиссного националиста, любимчика силовиков и сторонника теорий заговора. В декабре прошлого года Путин публично поддержал Набиуллину, предупредив, что, если она откажется от таргетирования инфляции ради более выгодных кредитов для российских бизнесменов, страна “может закончить как Турция”, имея ввиду неортодоксальную экономическую политику и стремительное ослабевание национальной валюты.
На фоне роста напряженности в отношениях с Западом из-за Украины, особенно после присоединения Крыма в 2014 году, Набиуллина предприняла шаги с целью изоляции Россия от санкций, разработав независимую платежную систему и собрав 643 миллиарда долларов для пополнения валютных резервов. Но масштабы СВО и ответные западные санкции все равно застали ее врасплох, как говорит бывшая чиновница Центрального банка Александра Прокопенко. “Никто не видел сценария операции на Украине. Имели место стресс-тесты для государственных компаний и банковской системы, но никто не предвидел полноценного военного конфликта, замороженных резервов и такого масштаба санкций”.
Набиуллина незамедлительно приступила к разрушению собственного наследия. Из-за конфискации западными странами около половины валютных резервов России она не смогла использовать инструмент, призванный защитить экономику от нестабильности. Чтобы остановить атаку на банки и ослабить давление на рубль, Россия ввела валютный контроль — а это мера, которая, как она ранее говорила друзьям, вынудит ее уйти в отставку. “Мы разрушили все, что строили 10 лет”, — говорит близкий к ней источник.
Экономисту из Чикагского университета Константину Сонину удалось связаться с Ксенией Юдаевой, давней подругой и главным заместителем Набиуллиной по макроэкономической политике. Сонин призвал Юдаеву уйти в отставку. Юдаева ответила, что связана моральным долгом и должна остаться. По ее словам, если руководство банка уйдет в отставку в знак протеста против конфликта с Украиной, Путин назначит на их место сторонников жесткой линии вроде Глазьева, и простые люди обнищают в результате разрушительной государственной политики, включая заморозку тарифов. Сонин заявил, что больше никогда не захочет разговаривать с Юдаевой. “Глазьев сделал бы то же самое. Сейчас между ними нет никакой разницы”, — говорит он. Сама Юдаева на просьбу дать комментарии не ответила.
По словам действующего и бывшего российских чиновников, неспособность Набиуллиной предвидеть замораживание резервов сделала ее объектом давления со стороны ведущих силовиков, которые настаивали на том, чтобы весной ей на смену пришел человек вроде Глазьева. Вместо этого Путин назначил ее на третий срок в надежде, что она выведет Россию из кризиса.
“Все зависит от Центробанка. Если Центробанк не работает должным образом, экономика летит к чертям, — говорит бывший чиновник. — Будь на ее месте Глазьев, рубли даже не печатались бы на бумаге. Вместо этого использовали бы деревяшки”. Набиуллина публично призвала сотрудников Центрального банка объединиться и помочь простым россиянам пережить финансовые потрясения, считая это важнейшей частью своей миссии, как говорят близкие к ней люди. Но многие из них решили, что больше не могут с этим мириться. Прокопенко, например, чьи родители украинцы, уволилась с работы и покинула Россию.
Несколько чиновников младшего и среднего звена действительно покинули Центральный банк и экономические ведомства, но почти все высокопоставленные технократы остались на постах. “В нравственном отношении их уход понятен. Но сама она чувствует, что со своей работой справляется”, — говорит о Набиуллиной попавший под санкции российский олигарх. К концу весны паника поутихла. Платежные системы, на разработку которых Центробанк потратил не один год, позволили беспрепятственно осуществлять внутренние переводы, несмотря на санкции и изоляцию. Высокие цены на энергоносители позволили России увеличить бюджетные доходы на 34% в годовом исчислении, а рублю — восстановиться после резкого падения по отношению к доллару.
Однако не все благодаря действиям технократов. Пока долларовые доходы от продажи энергоносителей росли, санкции затруднили для России закупку импортируемых товаров, что привело к значительному профициту торгового баланса. Давление на банк снизилось, и Набиуллина смогла ослабить валютный контроль и начать снижать ставку. “Центральный банк умерил панику в первый же день, — говорит Сергей Гуриев, проректор и профессор экономики в университете Sciences Po в Париже, добавляя, что центральный банк поддерживается спецназом. — Если бы год назад меня спросили, что произойдет, если правительство объявит людям о невозможности забрать деньги из банка, я бы посулил массовые протесты. Но в данном конкретном случае граждане понимали, что это чревато арестом или избиением”.
Кое-кто из числа российских технократов боятся аналогичной участи. В глубине души многие из них испытывают отвращение к конфликту, но не хотят прослыть предателями и сесть в тюрьму в случае ухода, говорит Прокопенко. Однако конфликт затягивается, и многие чиновники стали считать работу на своих постах как своего рода патриотический долг. “В течение первых 10 дней вся элита находилась в состоянии полного шока. Затем наступила вторая фаза, возник страх перед преследованием. Теперь же это стало обычной рутиной, — говорит Алексей Венедиктов*, бывший главный редактор закрытой Кремлем либеральной радиостанции. — Они шокированы и обижены, поэтому пытаются найти способ оправдать свои поступки. Речь идет о профессиональном и интеллектуальном вызове: как остановить банкротство банка, как составить бюджет. И Путин фактически дал им свободу делать все, что заблагорассудится”.
Электронное табло с финансовыми показателями в Токио - ИноСМИ, 1920, 15.12.2022
Когда наступит крах западной экономики?

"Там были все"

Через месяц после начала спецоперации бывший вице-премьер Аркадий Дворкович собрал друзей по случаю своего 50-летия. Для трех присутствовавших на мероприятии человек оно стало символом адаптации российских технократов к реалиям нового времени. Один из них, Аркадий Дворкович, был помощником бывшего президента Дмитрия Медведева, а в 2018 году покинул правительство и при поддержке Кремля стал во главе международной шахматной федерации. Меньше чем за две недели до вечеринки Дворкович, хоть и в сдержанных выражениях, высказался против конфликта, а несколько дней спустя подал в отставку с поста главы государственного технологического фонда "Сколково".
На юбилее все гости без проблем общались друг с другом, вне зависимости от того, кто поддерживает СВО, а кто — нет. “Там были все”, — говорит один из гостей. Игорь Шувалов, еще один бывший вице-премьер в кабинете Медведева, появился в футболке с литерой Z, ставшей символом спецоперации, и произнес импровизированную речь о том, что элите необходимо сплотиться вокруг. Затем до поздней ночи гости пили и танцевали. “Было действительно неприятно”, — говорит другой присутствовавший там бывший высокопоставленный чиновник. По его словам, празднование показало, что российские технократы начали принимать отведенную им роль винтиков в военной машине Кремля. “Аркадий — добродушный парень, но в себе самом разбирается плохо”.
Кремлевский банк развития ВЭБ, которым руководит Шувалов, на запрос о комментариях не ответил. Дворкович остался в России и в августе переизбрался в FIDE, заявив о “твердой позиции в отношении трагических событий на Украине”. Информацию FT о своей позиции и позициях третьих лиц он назвал не соответствующей действительности спекуляцией. По словам бывшего высокопоставленного чиновника, для оставшихся на своих постах людей ведение дел в обычном режиме все чаще сопряжено со своего рода когнитивным диссонансом. “Они сделали свой выбор, — говорит бывший чиновник. — Сейчас уже поздно уходить в знак протеста. Но они знают, что в долгосрочной перспективе нет ничего, кроме деградации и изоляции, а шанс уйти упущен”.
По словам Прокопенко, в Москве все обстоит довольно просто, ведь ее почти не затронули экономические потрясения и чрезмерное усердие рвущихся на фронт чиновников, коих куда больше в бедных отдаленных регионах. “По всей Москве развешаны рекламные щиты с надписью „герои спецоперации”, но кое-кто по-прежнему ест свежих устриц, — говорит Прокопенко. — Конфликт превратился в своего рода телешоу, а ведь не все граждане регулярно внимают пропаганде государственного телевидения. Тому, кто понимает суть происходящего, придется либо с этим мириться, либо помогать беженцам и всем, кто пытается уехать. Это весьма личный и непубличный вид борьбы. Как, скажем, переезд во Внутреннюю Монголию.”
Испытывая растущее давление из-за необходимости об отношении к СВО, многие пытаются ее вообще игнорировать. На ежегодной конференции Министерства финансов в сентябре премьер-министр Михаил Мишустин выступил с докладом, в котором приветствовал устойчивость России к западным санкциям и хвалил экономистов за их преодоление, забыв упомянуть причину введения. Затем Набиуллина с группой высокопоставленных чиновников два часа обсуждала дальнейшие экономические шаги, ни разу не произнеся при этом слово “Украина”. “Эти ребята просто выполняют возложенные на них обязанности, — говорит высокопоставленный банкир. — Они верят, что без них все было бы хуже. А о реальной проблеме они говорить не могут”.

"Теперь он изгой"

По словам нескольких осведомленных человек, среди тех, кто еще в январе пытался предупредить Путина об опасности санкций, больше всех конфликт с Украиной расстроил Грефа. За 15 лет во главе Сбербанка он превратил умирающую, коррумпированную советскую монополию на розничные депозиты в ведущий банк мирового уровня, способный бросить вызов технологическим компаниям Силиконовой долины.
Бывший министр экономики некогда надеялся, что успех Сбербанка убедит Путина в том, что рыночные реформы в России возможны, но из-за санкций “все, что он построил, было разрушено”, — говорит один из экс-управленцев банка. – Это светский человек, который любил посещать форумы, конференции и совещания. Он был завсегдатаем Силиконовой долины и дружил с Джеком Ма, а теперь он изгой”. В новой России либеральные взгляды Грефа резко контрастируют с теневой экономикой “параллельного импорта” и управляемой государством автаркией. В будущем вряд ли кто-то оценит навыки в области совершенствования корпоративной культуры и соответствия западным стандартам ESG, говорит бывший член правления Сбербанка Гуриев. “Люди, которые руководят этими компаниями, не ахти как благоустроены”, — добавляет он.
На праздновании юбилея Сбербанка в ноябре Греф арендовал Большой театр и устроил там гала-концерт. По словам двух близких к банку человек, туда не пришел ни один представитель Центробанка или Министерства финансов, которое является держателем контрольного пакета акций Сбербанка. “Грустно, конечно. Было шампанское, но никто не шутил и ничего не говорил. Все просто стояли и грустили”, — делится один из них. Кто-то, правда, говорит, что вечеринка устраивалась для крупных клиентов банка, а не для чиновников Минфина и Центробанка. “Гости были в отличном настроении, включая руководство банка, которое в тот вечер общалось с клиентами, — добавляет собеседник. — Все прошло отлично”.
Греф, чья мечта о создании мировой “экосистемы” финансовых услуг была разрушена конфликтом, еще сильнее углубился в угасающие амбиции. Он потребовал от менеджеров сосредоточиться на создании “вселенной”, похожей на мир виртуальной реальности, который задумал Марк Цукерберг. Санкции делу явно только помешают: России запрещено импортировать высокотехнологичные микрочипы и серверы западного производства, в результате чего ее технологический сектор может деградировать. Но, приняв решение остаться на своем посту, Греф заявил о намерении принять вызов. “Жизнь стала более яркой, красочной и интересной, а в ближайшие годы станет, похоже, еще интереснее”, — сказал он на панельной дискуссии в ноябре.
Макс Седдон возглавляет московское бюро FT с 2021 года и отслеживает события, связанные с российско-украинским конфликтом.
Полина Иванова — иностранный корреспондент FT, освещает проблемы России, Украины и Центральной Азии. В 2022 году была номинирована на премию Джорджа Оруэлла за политическую журналистику.
* внесен Минюстом РФ в реестр физических лиц, выполняющих функции иноагента, прим. ред.