Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Наталья с дочерью приехали в Великобританию по программе "Жилье для украинцев" – и через 8 месяцев они оказались на улице

Daily Mail: британцы считают украинских беженцев неподъемной нагрузкой

© AP Photo / Alastair GrantСнежная погода в Лондоне, Великобритания
Снежная погода в Лондоне, Великобритания - ИноСМИ, 1920, 24.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Великобритании число бездомных украинских беженцев в новом году существенно вырастет, пишет Daily Mail. Местные жители сталкиваются с трудностями из-за разразившегося в стране кризиса стоимости жизни, и им хочется, чтобы в их домах больше не было чужих людей.
Салли Уильямс попыталась разобраться, что происходит, когда доброте британских хозяев приходит конец
Салли Уильямс (SallyWilliams)
В прошлом году Наталья Тенянко вместе с дочерью-подростком и пожилыми родителями весело отмечала Рождество в своей просторной квартире в Мариуполе, на юго-востоке Украины.
Рождественским утром к ним в гости пришли друзья семьи с запеченной уткой с яблоками. Они пили вино, дети пели рождественские песенки, а дочь Натальи училась готовить праздничные блюда. "Это был незабываемый день", – сказала Наталья.
В этом году Рождество тоже станет для нее незабываемым днем, только по совсем иным причинам: 43-летняя Наталья, педиатр по профессии, и ее 13-летняя дочь Алекса внезапно стали бездомными. Все десять месяцев украинского конфликта их жизнь представляла собой бесконечную череду потерь и переездов.
16 марта Наталья и Алекса сели в машину и покинули родной город под грохот артиллерийского обстрела. Им пришлось оставить там пожилых родителей Натальи, которые отказались уехать. "Отец сказал: „Это моя родина, я никуда не поеду”", – вспоминает Наталья.
Взяв с собой всего по одному рюкзаку, мать и дочь сначала бежали в Польшу, а оттуда поехали в Швейцарию, где у их друзей есть квартира, – потому что для поездки туда не нужна была виза. Но квартира оказалась слишком маленькой, и скоро отношения между друзьями стали портиться.
У матери и дочери родился новый план: они поедут в Великобританию, в Норвич, где жила сестра подруги Натальи. Наталья никогда прежде не встречалась с Анной и ее мужем Джоном (имена изменены), но подруга созвонилась с ними и рассказала о том, в какой тяжелой ситуации оказалась Наталья.
Хотя супруги жили в очень скромном доме с одной спальней, они все же решили предложить семье Тенянко убежище в рамках программы "Жилье для украинцев" (Homes For Ukraine). И 24 апреля Наталья с дочерью уже обустраивались в кабинете Джона. Наталья нашла работу в кафе, а Алекса пошла в местную школу.
Но в сентябре Джон сменил работу, и ему снова понадобился кабинет, чтобы он мог работать из дома. На этой почве он начал ссориться с женой, и обстановка стала постепенно накаляться.
"Джон сказал, что он не может работать в спальне, потому что это заставляет его нервничать, – рассказала Наталья. – Анна говорила, что она не может спать, пока он работает".
Разместив пост в соцсетях, мать и дочь сумели найти новый дом. Но спустя менее двух месяцев им пришлось расстаться и со вторыми хозяевами – из-за "непредвиденных семейных обстоятельств", к которым украинки не имели никакого отношения.
По словам Натальи, их попросили покинуть дом прямо накануне Рождества, и это оказалось очень тяжелым ударом.
Сейчас Наталья и Алекса временно живут в хостеле с общей кухней и электрическими обогревателями. Этот хостел находится в 10 километрах от Норвича и в 40 минутах ходьбы от ближайшего магазина. Алекса ездит в школу на машине родителей ее подруги, потому что местные власти до сих пор не могут обеспечить ей транспорт.
Они могут жить в хостеле 45 дней, пока местный совет ищет им другой дом с хозяевами или какое-нибудь муниципальное жилье – Наталья предпочла бы именно второй вариант. Но, как и во многих других британских городах, в Норвиче сейчас жилищный кризис: как сообщили местные власти, "спрос очень высокий".
Как бы им этого ни хотелось, Наталья и Алекса пока не могут вернуться на родину. Мариуполь разрушен. Город, превратившийся в груды обломков и утопающий в грязи, теперь находится под контролем русских.
Мариупольской квартиры Натальи больше нет, а ее родители бежали в деревню. "Когда я уехала из Мариуполя, я несколько месяцев не могла плакать, – призналась женщина. – Теперь же я не могу перестать плакать". А еще она очень плохо спит по ночам.
"Стабильности нет. Мы не можем расслабиться, потому что мы постоянно пребываем в состоянии поиска жилья. Мы не знаем, что ждет нас в будущем".
Наталья не винит хозяев домов, где они жили. "Они хотели как лучше. Они просто не ожидали, что будет так трудно и что в их жизни произойдет так много перемен".
К сожалению, ситуация Натальи является типичной для украинских беженцев, оказавшихся в Великобритании.
Более 108 тысяч украинцев прибыли в Великобританию по схеме "Жилье для украинцев" (еще 42 600 украинцев приехали к родственникам по "семейной схеме"). Хозяева обещают предоставить дом минимум на шесть месяцев, за что они получают пособия в размере 350 фунтов стерлингов в месяц.
Но для многих украинских беженцев этот шестимесячный рубеж проживания в домах британцев либо уже наступил, либо совсем скоро наступит, в связи с чем огромное число украинских семей вынуждены искать временное жилье.
Сейчас более 2000 семей с детьми и 900 человек, приехавших в одиночку, остались без крова – это на 800 человек больше, чем в прошлом месяце. Около половины из них ранее жили с хозяевами в рамках программы "Жилье для украинцев".
В хостеле, где сейчас находятся Наталья с дочерью, также живут и 34-летняя Таня Озбек, ее муж Бахатин и из полуторагодовалый сын Тимур. 5 марта они уехали из Одессы в Турцию.
Бахатин не смог найти там работу, и семья решила, что они попытаются добраться до Великобритании.
Пока Таня подавала заявку на участие в программе "Жилье для украинцев", Бахатин искал работу в интернете.
Именно Бахатин первым приехал в Великобританию: в июне он получил рабочую визу, поскольку сумел найти работу в парикмахерской в Норфолке.
На обработку заявки Тани и ее маленького сына в рамках программы ушло около двух с половиной месяцев, и за это время хозяин, с которым они договорились, взял к себе другую семью.
Таня с сыном приехали в Великобританию только в августе. В тот момент владелица парикмахерской, где работал Бахатин, предложила им временное жилье в своем небольшом доме в Норвиче – в обмен на помощь в оплате счетов и продуктов питания.
Спустя четыре месяца, когда они почувствовали, что уже злоупотребляют гостеприимством британской хозяйки, они съехали. Но единственным местом, куда они могли податься в тот момент, оказался хостел для бездомных.
По словам Тани, хотя социальные работники проделали невероятную работу, чтобы украсить их новое прибежище, и старались радовать Тимура, принося ему сладости, это место вряд ли можно назвать идеальным для того, чтобы растить маленького ребенка.
"Мое единственное рождественское желание – найти место, где моему сыну будет удобно и безопасно", – сказала Таня. Согласно множеству прогнозов, число бездомных украинских беженцев в новом году существенно вырастет, потому что принимающие их британцы сталкиваются с очень серьезными трудностями из-за разразившегося в стране кризиса стоимости жизни, и им хочется, чтобы в их домах больше не было чужих людей.
Кейт Дэниелс (Kate Daniels) из Ассоциации семейных терапевтов (AFT), в которой состоят около 160 терапевтов, оказывающих поддержку жителям Англии и Северной Ирландии, которые принимают у себя украинских беженцев, подчеркнула, что большинство хозяев "очень беспокоятся о том, чтобы сделать все правильно". Однако она добавила, что делить свой дом с незнакомыми людьми на протяжении долгого времени – это огромная нагрузка.
"Мы испытываем сильное давление со стороны правительства, которое настаивает, чтобы мы продолжали помогать нашим гостям, поскольку тем больше некуда пойти, – объяснила она. – Но некоторые хозяева домов очень встревожены тем, что может случиться после Рождества и Нового года. Они хотят вернуть себе свои дома, и это вполне справедливо".
Адис Сехик (Adis Sehic), специалист из благотворительного Центра трудового права, признал, что и многие британцы, принимающие у себя беженцев, и их украинские гости испытывают серьезное напряжение.
"В основе программы „Жилье для украинцев” лежит идея о доброте и щедрости британского народа, и тот факт, что мы смогли принять так много украинцев в рамках этой программы, служит доказательством мощного духа коллективизма в нашей стране", – сказал он.
"Но в то же время нельзя ожидать, что мы будем поддерживать уязвимую группу людей столько, сколько потребуется для их интеграции в наше общество. Это то, что должно делать правительство. Люди ожидали, что через шесть-восемь месяцев у правительства появится план".
Однако, добавил Адис, у правительства нет стратегии выхода из сложившейся ситуации: "И теперь мы вынуждены мириться с последствиями".
По данным центра трудового права, каждый десятый украинский беженец сталкивался с угрозой высылки во время пребывания в Великобритании.
Между тем более двух третей украинских беженцев слабо или очень слабо верят в свою способность арендовать собственное жилье из-за нехватки недвижимости и стремительного роста цен, в результате которого стоимость аренды в некоторых районах выросла на 20%.
Украинские беженцы также находятся в невыгодном положении из-за строгих проверок со стороны потенциальных арендаторов.Некоторых попросили предоставить доказательства работы в Великобритании или налоговую историю за последние несколько лет – или арендную плату за 12 месяцев вперед. Между тем менее трети украинцев сумели найти работу в Великобритании, и основными препятствиями становятся язык, транспорт и необходимость заботиться о детях.
Наталья, которая закончила Донецкий государственный медицинский университет, признается, что ей "психологически" очень трудно мыть посуду и готовить сэндвичи в кафе после семи лет работы педиатром.
"Но я проблемный работник, потому что я не говорю на английском. Я не могу заполнить формуляры, документы на получение Universal Credit, не могу обсудить успехи моей дочери в школе. Я не могу ничего без посторонней помощи".
Участники забастовки медсестер в Лондоне, Великобритания. 20 декабря 2022 года - ИноСМИ, 1920, 23.12.2022
Великобритания – бедная страна, которая только притворяется богатойБританцы решили, что они настолько богаты, что могут позволить себе любые роскошества, работая при этом все меньше и меньше, пишет The Telegraph. Проблема в том, что это даже отдаленно не соответствует действительности – страна стремительно беднеет, а за расточительность придется дорого заплатить.
У Натальи нет возможности записаться на бесплатные курсы английского языка, которые проводятся при городском совете, потому что ей приходится работать в кафе. А занятия на курсах проходят четыре раза в неделю.
Недавно британское правительство объявило, что размер выплат британцам, принимающим у себя украинских беженцев, увеличится с 350 до 500 фунтов стерлингов в месяц. И срок, в течение которого британцы смогут получать выплаты, будет увеличен с 12 месяцев до двух лет.
Но критики утверждают, что этого мало, особенно если учесть, что размер выплаты фиксированный и не зависит от числа беженцев, которых вы у себя принимаете.
"Когда люди открывали свои дома для незнакомцев, никто не предвидел скачка цен на энергоносители", – сказал Майкл Хелод (Michael Helod), председатель ноттингемского отделения Ассоциации украинцев в Великобритании.
В результате украинское сообщество нередко сталкивается с негативным отношением, по словам Мика Поллека (Mick Pollek), старшего члена общественного центра Reading Ukrainian. В частности, украинцев обвиняют в резком росте счетов за газ.
Поллек рассказал, как меняется отношение: "Люди говорят, что у нас не было такого кошмара до того, как Путин начал свою кампанию. Это все вина украинских беженцев".
"В нашем центре нам очень везет. Мы столкнулись лишь с граффити на стенах. У других украинских центров дела обстоят намного хуже".
Поллек добавил, что люди, принявшие у себя украинских беженцев по "семейной схеме", не имеют права ни на какие пособия. И их никак не проверяли, в отличие от тех, кто принимал у себя беженцев по программе "Жилье для украинцев".
"Многие украинцы прибыли в страну именно этим путем, и это вызывает у нас массу беспокойства", – добавил он, пояснив, что в некоторых случаях имели место серьезные злоупотребления.
"Например, одна беженка сказала нам, что она не возражает против того, чтобы делать уборку, но она отказывается мыть людей. Я переспросил, что на имеет в виду. Выяснилось, что в принимавшей ее семье ее заставили ухаживать за пожилым родителем, который был прикован к постели".
В дальнейшем ситуация будет только усугубляться. Из-за ударов России во многих частях Украины люди живут без электричества, воды и отопления, то есть вероятность того, что украинцы смогут в ближайшее время вернуться на родину, крайне мала. Скорее наоборот, все больше украинцев будут стремиться уехать подальше от боевых действий. "Все больше людей будут прибывать в нашу страну, стараться здесь закрепиться, и это обернется дополнительной нагрузкой для и без того перегруженной системы", – сказал Адис Сехик.
"Откуда возьмутся новые хозяева, готовые приютить украинцев? Все встревожены кризисом стоимости жизни. Нельзя злиться или обижаться на людей, которые не хотят брать к себе в дом целые семьи, в то время как сами они едва сводят концы с концами".
Тем не менее, то обращение, с которым сталкиваются некоторые украинские семьи, граничит с откровенной финансовой эксплуатацией.
Некоторые британцы рассматривают эту схему как способ "разделить расходы", как сказал Татьяна Антощенко, волонтер некоммерческой организации Norfolk Polonia CIC, которая поддерживает иммигрантов из Восточной Европы.
"К примеру, один пожилой джентльмен попросил живущую у него украинку разделить с ним расходы на мойку окон и страховку дома. Какое отношение я, гражданка Украины, имею к страхованию вашего дома?" – рассказала Антощенко.
Тем не менее, по словам Кейт Дэниелс, многие британцы испытывают "чувство вины и стыда даже за то, что их охватывает раздражение. Бедные хозяева испытывают невероятное облегчение, когда приходят на наши семинары и признаются, как им трудно справляться со сложившейся ситуацией".
"Одна женщина чувствовала себя чужой в собственном доме, потому что в какой-то момент она спустилась вниз и увидела, что все сидят на кухне в телефонах. Она вернулась в свою комнату и подумала: „Это же мой дом, почему я это делаю?”"
Очевидно, что сейчас крайне необходимо решение на долгосрочную перспективу. Но, как бы быстро оно ни появилось, это уже не поможет Наталье и Алексе.
Они планировали тихо отметить Рождество. Наталья старается справиться со сложившейся ситуацией с минимальными потерями.
"Я притворяюсь, что со всем справляюсь, ради моей дочери, но я не могу расслабиться, – призналась она. – И как я могу расслабиться, если я понятия не имею, что ждет нас в будущем".