Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Запад обречен, если все свои беды будет валить на Гнусных Белых Мужчин

The Telegraph: перекосы антирасизма на Западе стали поводом пренебрегать реальной историей

© John James Baker / Tate BritainПолитическая фракция вигов, 1710. Галерея Тейт. В XVIII-XIX вв. виги считались партией торгово-промышленной буржуазии Великобритании
Политическая фракция вигов, 1710. Галерея Тейт. В XVIII-XIX вв. виги считались партией торгово-промышленной буржуазии Великобритании
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Перекосы "антирасизма" стали удобным поводом пренебрегать реальной историей Британской империи, считает автор статьи в The Telegraph. Если отношение общества к прошлому действительно предопределяет будущее, то это повод для серьезного беспокойства.
Шерелл Джейкобс (Sherelle Jacobs)
Галерея Тейт превратилась в зал позора Гнусных Белых Мужчин. Портреты мужчин, так или иначе связанных с империей и рабством, переименовали, перечислив их грехи от подавления восстаний в колониях до торговли людьми. Однако на недавней прогулке меня поразило, что сами зрители стали иначе смотреть на искусство: посетители подолгу рассматривают редкие изображения черных натурщиков и с презрением взирают на портреты колониальных чиновников. Я сама видела, как две девочки-подростка проскользнули мимо одной такой картины со вздохом разочарования: "Подумаешь, очередной гадкий белый мужик".
И прежде чем я продолжу, давайте договоримся раз и навсегда: рабство было гнусностью. Сама мысль, что раб — всего лишь продолжение воли хозяина, глубоко омерзительна. То же самое касается и мысли, что "дикари" могут развиваться лишь под господством высшей расы — англичан. И это не какая-то маргинальная "черная история" где-то на периферии. Атлантическая работорговля сыграла важную роль в первые десятилетия промышленной революции и ускорила зарождение новой финансовой системы. Поскольку работорговля способствовала появлению нового класса британских предпринимателей, которые, в свою очередь, продавливали в парламенте модернизацию и реформы, она, как ни парадоксально, даже поспособствовала становлению современной демократии. Мы не вправе ни отрицать темную сторону западной истории, ни преуменьшать поразительно спорные моменты западной свободы.
Но вот какая штука. Борьба с кровожадной "белизной" переходит все границы. Куда ни кинь, всюду клин. Возьмем, например, "деколонизированный" университетский курс, где из программы старательно вымарывают Белых Мертвецов (это родственники Гнусных Белых Самцов, только в интеллектуальной сфере). Или маниакальную тягу свергать памятники всяким деятелям вроде Сесила Родса. И мы еще даже не добрались до всеобщей дискриминации белых. Недавно я побывала у себя в альма-матер на семинаре по "колоризму". Представляете, мулаток вроде меня лишили слова — якобы из-за "близости к белизне". Хуже этого лишь манера создавать для чернокожих отдельные пространства и не пускать белых на порог. Два канадских театра оскандалились тем, что приветствуют на своих спектаклях лишь "отождествляющих себя с черной расой".
Этот бред лишь мешает людям разных рас обсуждать неудобные темы. Недавно я была в крошечном городе Монровилле в штате Алабама и смотрела любительскую постановку "Убить пересмешника". Местных белых пригласили на сцену в качестве жюри, и это сработало: это Глубокий Юг, и афроамериканцы до сих пор помнят сегрегацию, когда в кинотеатрах для них были отдельные места. И вот жители городка рассуждают о своей истории без непрошеного осуждения извне и без фальшивой добродетели. Увы, Монровилль — лишь счастливое исключение из общего правила.
Не помогает и то, что некоторые консерваторы в ответ ударились в откровенное запирательство. В некоторых школах Глубокого Юга учат, что Гражданская война в США не имеет ничего общего с рабством — это совершенно немыслимо. У нас, в Британии, некоторые тоже ищут оправдания. Можно сколько угодно ругать антирасистов за перехлест — например, когда империю приравнивают к геноциду, — но нельзя не видеть за деревьями леса.
В своей новой книге "Колониализм" Найджел Биггар отмечает, что Британская империя немало преуспела, помирив воюющие народы, смягчив сельскую нищету и создав инфраструктуру. Некоторые опрометчиво делают из этого вывод, что Империя принесла больше добра, чем зла. Но, как отмечает сам Биггар, плюсы и минусы несопоставимы: "Как можно равнять расизм и всеобщую вакцинацию от болезней?".
Я думаю, вышло бы куда плодотворнее, если бы консерваторы попытались как-то оспорить ядовитую трактовку истории под гнетом Гнусных Белых Самцов. Для начала, это отвлекает нас от правды о нашем прошлом, а она заключается в том, что виновата не кучка расистов-шовинистов, а пагубные идеи, которые бытуют и по сей день при нашем попустительстве.
Во-первых, всё, что угодно, может обратиться в товар — даже мы сами. К счастью, от ужасов работорговли мы отреклись. Но не от потребительской системы, которая, словно воронка, засасывает в себя все стороны человеческой жизни — включая "черную историю". Она уже тоже превратилась в большой бизнес: издатели пытаются пропихнуть своих авторов на самые видные стеллажи, а музеи переманивают друг у друга чернокожих художников и художниц, чтобы выставить побольше нашумевших картин и произвести фурор. Страдания чернокожих превратилась в целую индустрию, на которой наживаются "добродетельные" белые. [Актер] Алан Камминг решил вернуть Орден Британской империи, потому что у него "открылись глаза" на ее злодеяния. [Телеведущий] Пирс Морган назвал его "придурком", но его карьере это никак не повредит.
Во-вторых, это мысль, что во имя прогресса можно приносить в жертву других. Неужели мы стали меньше лицемерить, чем наши предки? Что-то я не вижу, чтобы люди разбивали свои смартфоны в знак протеста, что на рудниках Конго, где добывают редкий кобальт для их аккумуляторов, гибнут дети. Фиксация на Гнусных Белых Самцах позволяет вообще об этом не думать — как удобно!
К тому же взгляд на историю под знаком Гнусного Белого Мужчины лишь подпитывает на Западе упаднические настроения. Активисты повадились приписывать некоторые ценности или тенденции империи и рабству, чтобы окончательно их дискредитировать. А публика боится этот поклеп опровергать — ведь иначе тебя заклеймят апологетом Гнусных Белых Самцов или, что еще хуже, одним из них.
Таким образом, эко-воины призывают нас вернуться в некий идеальный мир до "грехопадения", когда коренные народы жили в гармонии с планетой, а белые капиталисты еще не успели навязать миру новую эру экологического насилия. А левые экономисты призывают нас смириться с "отрицательным ростом" — это подается как своего рода расплата за то, что мы "паразитируем на развалинах империи". А ученые-постмодернисты отвергают "объективное и рациональное линейное мышление" как "западоцентричное" (будто ярлык "белый культурный стереотип" как-то опровергает то, что язык и речь отражают внешнюю реальность).
Если отношение общества к прошлому действительно предопределяет будущее, то это повод для беспокойства. Если Запад не избавится от этого самоуничижения перед расовыми меньшинствами, его упадок гарантирован.