Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Deutsche Welle* не хватает 400 миллионов евро в год

Die Welt: в бюджете Deutsche Welle* обнаружили дыру из-за нецелевых расходов

© РИА Новости Евгений Биятов / Перейти в фотобанкСтенд телеканала DW (Deutsche Welle) на 21-й международной выставке CSTB Telecom&Media 2019
Стенд телеканала DW (Deutsche Welle) на 21-й международной выставке CSTB Telecom&Media 2019 - ИноСМИ, 1920, 04.04.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Немецкое правительство не скупится на финансирование Deutsche Welle*, которая хотела стать "главным голосом Европы в мире", пишет Die Welt. Но руководство компании внезапно заявило об увольнении сотен сотрудников – нашли огромную дыру в бюджете. Его обвинили в чрезмерных и ненужных тратах и мании величия.
Руководство Deutsche Welle (DW)* объявило об увольнении сотен сотрудников, хотя компания, ведущая радио- и телевещание на зарубежные страны, с каждым годом получает все больше и больше денег из государственного бюджета. Совет персонала DW в письме к руководству раскритиковал его дорогостоящие проекты, призванные добавить компании престижа. Руководство обвиняют в мании величия.
"Умножить", "расширить и "углубить" — приблизительно к этому сводятся планы, представленные год назад менеджментом Deutsche Welle в бундестаге. Телерадиовещательная компания объявила, что намерена стать "главным голосом Европы в мире". В докладе, адресованном депутатам, говорилось и о том, что необходимо "приблизить финансирование канала к уровню британской Би-би-си (BBC)".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В действительности бюджет компании, формирующийся из денег налогоплательщиков, за последние семь лет вырос приблизительно на сто миллионов евро. А недавно федеральное правительство вновь одобрило для DW рекордную сумму: более 408 миллионов евро перетекут в этом году из государственной казны на счета людей, называющих себя "голосом Германии".
Тем не менее в бюджете наступившего года зияет огромная дыра. В позапрошлую пятницу руководство компании объявило Совету по радиовещанию, а несколько позднее и персоналу, что сто рабочих мест придется ликвидировать. Целые отделы, прежде всего спортивная редакция, должны быть радикально сокращены. В целом работу могут потерять до 300 сотрудников, считают представители персонала. Внутри компании говорят о том, что в бюджете организации появилась дыра размером в 40 миллионов евро.
В прошлый четверг в письме к руководству и лично директору компании Петеру Лимбургу (Peter Limburg) представители трудового коллектива DW дали волю своему негодованию. В послании они обвинили руководство в том, что оно совершенно осознанно привело компанию к кризису. Вместо того чтобы экономить, оно инвестировало огромные деньги в дорогостоящие престижные проекты, например, в новый корпоративный дизайн или в так называемый "парламентский офис", то есть представительство компании в Берлине. При этом руководство не заботилось о транспарентности (прозрачности расходов) и уважении к персоналу. В письме говорится, что уже несколько лет совет трудового коллектива был совершенно исключен из процесса планирования бюджета. Стиль управления руководства заключается лишь в направлении распоряжений сверху вниз.
Сотрудники борющейся с плохим менеджментом за границей радиостанции говорят об огромных просчетах собственного менеджмента. "Люди считают, что их просто топчут ногами", – возмутилась одна из сотрудниц во время встречи персонала с руководством. Некоторые сотрудники требуют увольнения главных менеджеров. И всех занимает вопрос: как могло все это (саморазрушение компании, ее застой и загнивание) зайти так далеко?

"Почему никто не увольняется?"

Но не только вещательная компания DW переживает сейчас кризис. Пожалуй, нет ни одного средства массовой информации, которое бы не затронули такие проблемы, как военный конфликт, энергетический кризис, инфляция и спад рекламного рынка. Тем не менее в DW есть одна особенность: многое – во всяком случае то, что касается финансовых вопросов, – компания может планировать. Решения о выделении ей денег принимает федеральное правительство. Совсем недавно в декабре оно вновь послало сигналы, что даст деньги на иновещание. На пленарном обсуждении "задач, стоящих перед нами", речь зашла о "растущем значении компании перед лицом многочисленных кризисных явлений в мире".
В интервью газете Der Tagesspiegel интендант рассматриваемого нами СМИ Лимбург попытался объяснить внезапный спад в компании. "В коалиционном договоре было согласовано дальнейшее расширение вещания на зарубежные страны. Мы разработали планы, но вдруг началась известная всем агрессивная акция России. Она все изменила – это коснулась как наших затрат, так и разработки госбюджета. В этой непростой ситуации мы подготовили бюджет на 2024 год так, чтобы он сошелся", – сказал Лимбург. По его словам, он рассчитывает только на 400 миллионов евро. Планируется сэкономить сумму в 20 миллионов евро, которая сложится из известных и вполне предсказуемых сокращений в самых разных сферах, делится информацией представитель DW в ответ на запрос газеты Die Welt.
Российский художник Петр Павленский перед зданием Banque de France в Париже - ИноСМИ, 1920, 24.10.2017
Мнимые герои немецких СМИВ Париже задержан российский художник Петр Павленский, потому что он поджег входную дверь во Французский Национальный банк. Его история демонстрирует тенденцию немецких журналистов представлять художников из авторитарных государств как благородных героев. Им посвящаются хвалебные статьи, присуждаются премии. Но стоит этим героям оказаться на свободном Западе, как весь блеск исчезает.
Внутри компании ссылаются также на инфляцию и на предусмотренное тарифными соглашениями повышение заработной платы. Но у сотрудников эти объяснения понимания не встречают. Один из высокопоставленных сотрудников редакции прямо заявил руководству: "Но ведь приближение такого айсберга нельзя было не заметить! 40 миллионов – это огромная дыра в бюджете. У меня только один вопрос: почему мы не видим отставок на уровне руководства компании?"
Один руководитель спортивной редакции, которому предписано сократить 75% расходов, потребовал призвать к ответственности Лимбурга и его команду: "Мне трудно говорить об этом, но не сделано никаких выводов по поводу тех, кто несет за все это ответственность".
Возмущение подогревается еще и тем, что сотрудники давно обвиняют своего директора в мании величия. Их возмутило, например, сообщение, опубликованное в прошлом году журналом Der Spiegel, в котором говорилось, что директор, курсируя между офисами в Берлине и Бонне, летает бизнес-классом. Такое роскошество он оправдывал своей комплекцией и желанием иметь в самолете больше пространства для ног.

Великосветский имидж

Газета Süddeutsche Zeitung недавно написала и о "великосветских раутах" в разных частях света, с помощью которых Лимбург пытался подтвердить имидж компании как глобального игрока. Мало того: прошлым летом стало известно, что директор зачем-то пополнил художественную коллекцию компании 20 произведениями известных африканских художников, как будто компания не может прожить без африканского искусства. На недостаточную финансовую дисциплину указывается и в письме совета трудового коллектива руководству. Там говорится, в частности, о так называемом "парламентском офисе" в Берлине: спрашивается, почему компания продолжает платить большие деньги за аренду второго офиса в Берлине, "если выполняемая там работа вполне может делаться и в боннском офисе на Вольта-штрассе".
Далее в письме говорится об излишних расходах на презентацию компании: "Мы спрашиваем себя, почему в напряженной финансовой ситуации нельзя было отложить создание нового корпоративного дизайна, пока ситуация с бюджетом не прояснится?" Во внутреннем чате сотрудники отреагировали на это смесью из насмешек и мрачного юмора: "Но мы же можем позволить себе разработку нового шрифта за 600 тысяч евро", – поиронизировала одна из сотрудниц, но тотчас запнулась и исправила свою ошибку. Мол, новый шрифт обошелся всего в 60 тысяч евро, в то время как Би-би-си тратит на подобные нужды миллионы.
Би-би-си с годовым бюджетом почти в 700 миллионов евро уже давно служит DW чем-то вроде путеводной звезды. Во многих внутренних анализах охват аудитории немецкими вещателями сравнивается с охватом их британского конкурента. Компания утверждает, что в 2021 году ею было зарегистрировано 289 миллионов "контактов с юзерами". А вот англичане – которые измеряют свою аудитории совершенно по-другому, – имеют якобы 468 миллионов контактов в год, о чем было написано в одном из отчетов. В оценочном докладе DW за 2021 год аббревиатура Би-би-си встречается более 200 раз.
Даниэль Шешкевиц (Daniel Scheschkewitz), председатель боннского Совета персонала, выступая недавно в одной из радиопередач "Дойчландфунк", раскритиковал ориентацию компании на значительно более крупного британского конкурента. По его словам, возникает много вопросов, например, "нужно ли было иметь англоязычный канал срочных новостей, в который была вложена куча денег".
Шешкевиц объясняет свою позицию: "Ведь уже тогда было ясно, что на английском с Би-би-си мы конкурировать не можем. И хотя уже тогда было ясно, что телевизионная эпоха подходит к концу".
Во всяком случае немецкоговорящую линейную программу DW собирается закрыть. О ней сотрудники уже давно шутили, что эти передачи смотрят только жены немецких послов за границей.
Автор: Леннарт Пфалер (Lennart Pfahler)
* СМИ, выполняющее функции иноагентов в России.