Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Долг перед Китаем, черная дыра в "Нафтогазе" и нерыночные тарифы. Минфин бьет тревогу из-за нехватки денег

ЭП: Украина оказалась на грани тотального бюджетного дефицита

© Pixabay Image by Eugene Kozlovsky from PixabayУкраинская гривна
Украинская гривна - ИноСМИ, 1920, 02.05.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Минфин Украины заявил, что налоговые поступления оказались в три раза меньше требуемых для покрытия бюджетных расходов. Если Киев не получит финансовые вливания с Запада, то единственный выход – включить печатный станок, однако МВФ запрещает это делать, пишет "Экономическая правда".
Министерство финансов предупреждает власти о рисках потери бюджетом сотен миллиардов гривен. И пока никто не хочет решать эти проблемы. При ежемесячных расходах в двести пятьдесят–триста миллиардов гривен Украина самостоятельно собирает в виде налогов лишь восемьдесят–сто миллиардов гривен. Остальное приходится занимать на внутреннем рынке и просить у международных партнеров. Однако даже с этими доходами и расходами не все так просто.
Читайте ИноСМИ на нашем канале в Telegram
В бюджет на 2023 год не включены сотни миллиардов гривен компенсаций тарифов за газ и электроэнергию, есть потенциальные убытки государственных банков, выплаты гарантированных государством долгов перед китайскими кредиторами. И это далеко не все.
В распоряжении ЭП оказалось письмо в адрес кабинета министров от первого заместителя министра финансов Дениса Улютина, в котором тот предупреждает о ключевых рисках бюджета на 2023 год. Реализация каждого из указанных в письме рисков может дестабилизировать бюджет и заставить правительство и нацбанк снова прибегать к "печати гривны".

Нестабильная поддержка

Одним из ключевых рисков для бюджета, которые видят в министерстве финансов, является несвоевременное финансирование Украины партнерами или вообще нехватка средств на ключевые потребности государства. Этот страх очень предметный, ведь проходить через подобную ситуацию уже приходилось в недалеком прошлом.
В 2022 году правительство испытывало острую нехватку средств. Налоговые поступления были низкими, в частности из-за большого количества введенных льгот. В то же время западные партнеры, прежде всего ЕС и США, еще не успели наладить ритмичное выделение средств украинскому бюджету. Из-за этого в течение мая-июня 2022 года финансировать государственные расходы пришлось национальному банку. Например, только за июнь НБУ напечатал более ста миллиардов гривен для финансирования государственных расходов, а в целом за 2022 год объемы эмиссии составили четыреста миллиардов гривен.
В минфине считают, что риски повторения такого сценария существуют и в 2023 году, хотя в меморандуме с МВФ правительство и нацбанк обязались больше не "печатать гривну". Эти риски могут быть реализованы, если возникнут задержки в получении международной поддержки.
"Недостаточный объем средств для финансирования дефицита государственного бюджета и для восстановления разрушенной инфраструктуры может иметь экономические последствия: дополнительную денежную эмиссию, сокращение бюджетных расходов, потребление сектора общего государственного управления, сокращение бюджетной поддержки бизнеса, что негативно повлияет как на объемы спроса в экономике, так и на объемы производства, что дополнительно негативно повлияет на динамику цен", – предупреждает Улютин.

Китайский долг

В декабре 2012 года государственная продовольственно-зерновая корпорация (ГПЗКУ) взяла у китайского "Эксимбанка" полтора миллиарда долларов кредита на поставку украинского зерна в Поднебесную. Финансовым гарантом по этому займу выступило украинское правительство, то есть все налогоплательщики.
ГПЗКУ оказалась очередным убыточным госпредприятием, которому пришлось допустить дефолт по своим обязательствам, а бремя обслуживания займа переложили на государственный бюджет. Правительству пришлось выплатить китайцам два с половиной миллиарда гривен по кредитным обязательствам. Однако на этом история кредита не закончилась.
В 2022 году ГПЗКУ договорилась с китайским кредитором о пересмотре условий кредитного договора. Двадцать первого декабря в него внесли изменения в части отсрочки процентных платежей на три года. В то же время в минфине подчеркивают, что ГПЗКУ продолжает нести убытки, поэтому существует высокая вероятность, что даже по истечении льготного периода государству, скорее всего, придется выполнять свои обязательства как гаранта и платить китайцам деньги из бюджета.
Даже если предприятие выполнит финансовый план на 2023 год, то получит 197,4 миллиона долларов убытков. "При этом финансовый план ГПЗКУ на 2023 год и план мероприятий по выходу на безубыточную деятельность отсутствуют", – констатирует минфин.

Судебные войны за пенсии

Украинскую систему пенсионного обеспечения вряд ли можно назвать эффективной и справедливой. По данным Opendatabot, в первом квартале 2023 года средняя пенсия составляла около 5,2 тысячи гривен в месяц.
Для многих пенсионеров это стало поводом обращаться в суды и требовать перерасчета. Во многих случаях Фемида становилась на сторону истцов, обязывая государство не просто выплачивать увеличенный размер пенсий, но и делать их перерасчет за предыдущие периоды.
Только в отношении военных пенсий задолженность государства по решениям судов составляет около двадцати двух миллиардов гривен.
По подсчетам министерства финансов, первого марта 2023 года по решению судов государство должно было выплатить 43,1 миллиарда гривен в 333,4 тысячах проигранных дел.
По данным минфина, существуют высокие риски, что сумма задолженности вырастет, поскольку украинские суды, в частности конституционный суд, могут принять новые решения не в пользу государства.

Последствия конфликта

Еще один источник рисков для государственных финансов – последствия конфликта для экологической ситуации на Украине. Сумма ущерба в марте 2023 года оценивалась пятьдесят два миллиарда долларов.
Это означает не только то, что в будущем государству нужно будет тратить немало ресурсов на преодоление последствий, но и то, что налоговые поступления с некоторых территорий могут существенно снизиться.
"Нанесенный окружающей среде ущерб будет иметь длительные экономические последствия для загрязненных регионов и страны в целом, в частности из-за потери плодородия земельных ресурсов и климатических изменений", – считают в минфине.

Налоговые льготы и приватизация

В минфине констатируют, что введенные налоговые льготы, в частности по горючему, стоили бюджету десятки и даже сотни миллиардов гривен.
Так, за 2022 год бюджет недополучил 179,4 миллиарда гривен только таможенных платежей, а в январе-феврале 2023 года – 25,2 миллиарда гривен. Льготная ставка НДС для горючего стоила бюджету-2022 66,9 миллиардов гривен. Это без учета горючего для армии.
Некоторые льготы продолжают действовать, из-за чего объемы недополученных доходов бюджета будут расти.
В минфине опасаются, что не смогут привлечь достаточно ресурсов для покрытия дефицита бюджета, который вызвали, в частности, налоговые льготы. В ведомстве предупреждают, что существует риск недополучить от приватизации 5,1 миллиарда гривен.

Убытки госбанков

Есть риск, что государству придется осуществлять дополнительные расходы для докапитализации своих банков. Из-за конфликта немало залогов по кредитам уничтожены, а платежеспособность заемщиков существенно снизилась.
По расчетам НБУ, доля неработающих кредитов может увеличиться на тридцать процентов всего кредитного портфеля банковской системы.
"Экономическая нестабильность также может существенно повлиять на рост объема расходов на поддержку банков государственного сектора вследствие реализации кредитного риска", – отмечают в Минфине.

Долги по льготным кредитам бизнеса

В условиях конфликта на Украине почти отсутствует кредитование. Чаще всего новые займы выдаются в рамках государственных программ, в частности "5-7-9%". Эти программы предусматривают, что часть процентной ставки государство компенсирует из бюджета.
Однако из-за стремительного роста процентных ставок по кредитам расходы на компенсацию по ним в 2022 году существенно выросли.
Из запланированных на 2022 год трех миллиардов гривен фактически за льготные кредиты бюджет заплатил более шести миллиардов гривен. Еще около четырех с половиной миллиардов гривен составляет долг государства перед банками за компенсацию ставок.
В минфине опасаются, что такая ситуация может повториться в 2023 году. Чтобы этого не произошло, там внесли ряд изменений в условия программы, исключив из нее возможность рефинансировать займ под ноль процентов годовых.

"Нафтогаз": от донора бюджета до "черной дыры"

В проекте финансового плана "Нафтогаза" на 2023 год заложены триста двадцать семь миллиардов гривен, которые компания хочет получить из государственного бюджета. Львиная доля средств – компенсация так называемого механизма ПСО, то есть выплата разницы между рыночными и льготными тарифами на газ. При этом сто шестнадцать с половиной миллиардов гривен из общей суммы – непокрытые доходами расходы 2022 года.
Юрий Витренко говорил, что удерживать низкие тарифы для населения планируется средствами спецфонда, который должны были наполнять доноры, однако счет снова выставили государству. "В бюджете на 2023 год такие расходы не предусмотрены", – отмечают в минфине.
К тому же министерство имеет вопросы к расчетам компенсации за ПСО. Дело в том, что при расчете себестоимости газа и объема ПСО "Нафтогаз" использовал такие цены. Газ "Укрнафты" – 71,6 тысячи гривен за тысячу кубических метров с НДС при средневзвешенной цене на бирже в январе 2023 года 33,6 тысячи гривен за тысячу кубических метров без НДС.
Импортированный газ – 59,7 тысячи гривен за тысячу кубических метров без НДС, что вдвое выше ориентировочной средней цены на нидерландском хабе TTF в январе. При этом в последующие месяцы наблюдалась тенденция снижения цен на голубое топливо.
Например, двадцать шестого апреля "Нафтогаз" начал покупать топливо у частных украинских компаний на Украинской энергетической бирже, где средневзвешенные цены составляли 10,7 тысячи гривен за тысячу кубических метров без НДС.
В минфине отмечают, что предоставили замечания к проекту финансового плана "Нафтогаза". В компании ответили, что не считают целесообразным вносить изменения.

Мораторий на повышение тарифов

Еще один весомый риск, о котором идет речь в письме, – отсутствие средств для реализации двух законов, которые вводят мораторий на повышение тарифов на газ и тепло.
Этими решениями парламент на время действия военного положения и шесть месяцев после него запретил повышать тарифы для населения на распределение газа, тепло и горячую воду, а также на газ.
Сумма компенсации по закону об ограничении поднятия цен на газ составляет семьдесят шесть миллиардов гривен, на тепло и горячую воду – тридцать шесть миллиардов гривен. В бюджете источники возмещения этих расходов отсутствуют.

"Социальные" тарифы на электроэнергию для населения

Отдельная боль минфина – низкие тарифы на электроэнергию для населения.
Накануне правительство продлило ПСО для населения до конца мая, сохранив тарифы на уровне 1,44 гривны и 1,68 гривны за киловатт-час в зависимости от объемов потребления. Вопрос пересмотра тарифов обсуждается, однако финального решения еще нет.
По расчетам нацкомиссии по тарифам, в случае сохранения действующих тарифов для населения до конца 2023 года на их компенсацию понадобятся 147,2 миллиарда гривен. В бюджете таких средств нет.
"Вопрос сбалансированности участников рынка, на которых возложены специальные обязанности, должен решаться путем изменения механизма ПСО, в частности путем пересмотра тарифов", – отмечают в Минфине.

"Энергоатом" и Запорожская АЭС

В связи с сокращением производства и реализации электроэнергии, в том числе из-за получения контроля россиянами над Запорожской АЭС, по оценкам "Энергоатома", в 2023 году компания недополучит восемьдесят два с половиной миллиарда гривен.
Из-за этого "Энергоатом" уменьшит выплату налогов и сборов в бюджет на сумму двадцать один миллиард гривен. Эта сумма – прямые потери бюджета.
Кроме того, в случае сохранения действующих тарифов на электроэнергию для населения до конца года дефицит финансовых ресурсов оператора украинских АЭС превысит шестьдесят миллиардов гривен.
Согласно бюджетному кодексу, после выявления фискальных рисков минфин может предоставлять органам власти, которых эти риски касаются, обязательные для рассмотрения рекомендации.
В ответ он должен получать информацию о принятых мерах и предложениях относительно того, как минфин может уменьшить эти риски.
Как отмечают в министерстве финансов, большинство полученных ими предложений от органов власти по минимизации фискальных рисков касались... выделения дополнительных средств из бюджета.
Иными словами, чтобы минимизировать недополученные доходы или возможное возникновение дополнительных расходов бюджета, в правительстве просят увеличить эти расходы.
Президент РФ В. Путин принял участие в саммите ШОС
Мир стремительно распадается на геоэкономические зоны
Пойдет ли на такой шаг министерство финансов в условиях тотального дефицита денег в казне – вопрос риторический.
Авторы: Ярослав Винокуров, Николай Топалов