Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Малая аграрная блокада. Объясняем последствия решения ЕС, ослабившего польский запрет

ЕП: зерновое эмбарго загнало Европу и Украину в тупик

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкРабота элеватора Запорожской области
Работа элеватора Запорожской области - ИноСМИ, 1920, 05.05.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Зерновую блокаду создало польское правительство, которое первым ввело запрет на импорт украинского зерна и поставило ЕС в тупиковую ситуацию, пишет "Европейська правда". В Киеве решение Варшавы считают подлым и воспринимают как измену.
ЕС сделал важный шаг к урегулированию кризиса вокруг украинского агроэкспорта. Однако для решения всех проблем Киеву еще придется побороться. Одновременно в кризисе оказался сам Евросоюз.
Читайте ИноСМИ на нашем канале в Telegram
После того как соседи Украины, а прежде всего Польша, ввели фактическую аграрную блокаду нашего государства, европейские политики пытались найти выход из этого тупика, и в конце концов они достигли компромисса и публично объявили о нем – только тут выяснилось, что воплотить это решение юридически невозможно, потому что оно противоречит принципам функционирования ЕС.
Впрочем, брюссельские бюрократы доказали, что при необходимости могут быть гибкими.
Вечером второго мая Еврокомиссия опубликовала решение о временном запрете на импорт четырех сельскохозяйственных продуктов, происхождением из Украины: пшеницы, кукурузы, рапса и подсолнечника. Запрет будет действовать на поставки только в пять стран ЕС: Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию. На остальной территории ЕС продавать эту продукцию можно, а также упомянутая "пятерка" должна разрешить транзит украинской агропродукции по своей территории.
Такой запрет абсурдно называть победой Украины, пусть даже и промежуточной – однако это все же облегчает ситуацию для украинских аграриев. Ведь новое ограничение от Еврокомиссии заменило запреты, введенные правительствами указанных государств – а те были жестче.
Например, одновременно с решением ЕК перестает действовать польский запрет, который касался не четырех (как в решении ЕС), а нескольких сотен позиций украинского пищевого экспорта. А поскольку польский рынок очень важен для Украины, то это станет значительным послаблением для украинских экспортеров.
Но главный позитив в другом: теперь Украина будет договариваться с Еврокомиссией, что намного проще одновременных переговоров с правительствами отдельных стран. А переговоры впереди непростые: Киев будет доказывать незаконность таких ограничений и требовать если не отмены, то гарантий о не продлении их действия. Попробуем разобраться, насколько это реально, и какие аргументы имеются в распоряжении у Киева.

Брюссель против Варшавы

"К сожалению, я не чувствую никакой солидарности со стороны Польши... мы бы не хотели, чтобы это недоразумение со стороны части польского правительства влияло на наши замечательные отношения с польским народом", – заявил заместитель руководителя Офиса президента Украины Игорь Жовква.
Не секрет, что нынешний кризис вокруг украинской агропродукции был создан польским правительством. И именно он был ее главным "двигателем". Польша первой ввела запрет – и это создало эффект домино, подтолкнув другие столицы также ограничить импорт и транзит товаров с Украины.
Но в Киеве особенно обижены тем, что поляки, несмотря на дружеский тесный диалог, даже не попытались предупредить украинскую власть о своих намерениях. Поэтому в Киеве решение поляков считают подлым и воспринимают как измену.
Пятого апреля, незадолго до введения агроблокады, Владимир Зеленский посетил с визитом Польшу. Уже тогда было известно, что украинский экспорт становится проблемой для польского рынка, поэтому президент обсуждал это с премьером Матеушем Моравецким – и глава польского правительства вообще не упоминал о возможном введении ограничений, тем более столь жестких.
На самом деле польские власти в этой истории руководствовались внутриполитическими соображениями.
Проблема, о которой говорит Польша, не является надуманной. Массовый транзит через польскую территорию украинской агропродукции, и в первую очередь пшеницы, привел к логистическим проблемам. Как следствие, значительную часть украинских товаров продавали прямо здесь, в Польше, нередко трейдеры соглашались на сделки по демпинговым ценам. Это обрушило рынок и ударило по польским фермерам.
А недовольство фермеров очень опасно, особенно накануне парламентских выборов, которые должны пройти в Польше осенью.
Некоторое время польские власти игнорировали эту проблему, но потом, не предупреждая Киев, радикально изменили подход. Шестнадцатого апреля Варшава вдруг заявила о запрете экспорта и транзита через свою территорию около трехсот пятидесяти позиций украинского агроэкспорта.
Транзитный запрет Варшава очень быстро отменила, однако ее решение уже вызвало эффект домино. Запрет на украинскую сельхозпродукцию объявили и другие страны региона (но соседи ввели ограничения не в таком объеме – прежде всего их запреты касались украинской пшеницы).
К счастью, у Украины был союзник – Еврокомиссия.
Дело в том, что польское и другие национальные решения подрывают полномочия Брюсселя, определяющего торговую политику Евросоюза. Отдельные государства не имеют такого права. Именно поэтому позиция ЕК изначально была достаточно критической к действиям Варшавы и других столиц.
Впоследствии это превратилось в противостояние Еврокомиссии и "коалиции" из пяти восточноевропейских государств, которые ввели ограничения – это Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария. В диалоге с ними родился компромисс: государства "пятерки" согласились снять свои противоправные запреты в обмен на введение схожих ограничений от имени ЕК.
Двадцать восьмого апреля, после недели торгов (в которых Польша была наименее покладистой) стороны достигли согласия. Упомянутые пять государств пообещали снять свои ограничения, а Польша уже доложила о таком шаге. Однако оставался открытым вопрос: являются ли легитимными новые ограничения, введенные Еврокомиссией?

Плохое вместо ужасного

В Еврокомиссии отчитываются о совместной победе. "Сегодняшние мероприятия являются частью пакета, который подтверждает нашу твердую приверженность Украине, одновременно решая проблемы логистики и торговли в соседних странах – членах ЕС... Мы продолжаем придерживаться единого подхода ЕС, а не односторонних мер, которые ставят под угрозу нормальное функционирование нашего единого рынка", – говорится в заявлении вице-президента Еврокомиссии Валдиса Домбровскиса.
Однако официальная позиция Киева – совершенно противоположная. Украина и дальше настаивает, что ЕС действует против правил. "Такие ограничения, какими бы причинами они ни обосновывались, не соответствуют Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, а также принципам и нормам единого рынка ЕС", – заявил спикер украинского МИД Олег Николенко в конце недели, после того как стало известно о компромиссе между Брюсселем и "пятеркой".
Логика официального Киева проста: Соглашение об ассоциации (СА), которое до сих пор регламентирует торговые отношения Украины и ЕС, не предусматривает необоснованного ухудшения условий торговли, введенного произвольно, без консультаций с Украиной и без совместно поиска альтернативных путей.
В соответствии с СА, улучшать условия торговли можно сколько угодно, в том числе временными односторонними решениями. Поэтому, например, односторонние торговые преференции, введенные Евросоюзом для Украины в 2022 году, после начала большого конфликта, являются вполне законными. И если бы Брюссель отменил только эти преференции, вернув торговые отношения к нормам СА, этот шаг был бы вполне правомерным.
Зато запрет продажи отдельных украинских товаров в нескольких странах ЕС является существенным ухудшением условий торговли, а, следовательно, является противозаконным. В украинском правительстве отмечают, что будут требовать от ЕС объяснений этого шага, вплоть до возможного открытия торгового арбитража – инструмента разрешения споров, прописанного в Соглашении об ассоциации.
И хотя арбитраж – это процесс, который займет минимум год (тогда как проблему транзита надо решать здесь и сейчас), на официальном уровне Киев был "обязан" публично возмутиться и даже высказать угрозу в рамках арбитража потребовать компенсации понесенных нашими экспортерами убытков.
Но неофициально в правительстве говорят, что решение Еврокомиссии максимально учитывает интересы Украины, насколько это возможно при нынешних обстоятельствах.
Прежде всего, ограничения касаются только четырех товарных групп, тогда как отдельные страны "пятерки" требовали запретить импорт более широкой группы украинских товаров. Также четко фиксируется дата завершения этих ограничений – пятое июня.
То есть запрет будет действовать чуть больше месяца, тогда как в польском правительстве требовали возможности продления действия запрета, по крайней мере, части ограничений до конца года. Но не все так просто. Ведь решение ЕК оставляет возможность для продления действия временного запрета.

Проблемы с юридическим обоснованием

Показательный момент: хотя действие новых ограничений, введенных Еврокомиссией, началось второго мая, текст решения об этих ограничениях был обнародован ЕК только вечером этого дня. Источники ЕП объясняют это сложностями, возникшими у комиссии для юридической мотивации своих действий. Юристы ЕК столкнулись с необходимостью сделать невозможное.
На самом деле в Брюсселе, несмотря на оптимистичные заявления, понимают, что действуют вопреки международному праву и законодательству самого ЕС.
Пытаясь сохранить лицо, ЕК написала, что основанием для введения ограничений является статья 4 (9) Регламента об автономных торговых преференциях – то есть того решения, которым ЕС отменил пошлины и квоты для украинского экспорта. Этот регламент действительно позволяет вводить экстренные меры защиты. Но ведь введенные меры оказались более жесткими, чем отмена преференций. Еврокомиссия это объяснить не пытается, потому что юридически корректных объяснений этому не существует.
Между тем именно ссылка на этот регламент определяет дату завершения блокады. Пятого июня подходит к концу действие упомянутых "автономных преференций", и вместе с ними должен истечь срок действия ограничений на импорт.
Но означает ли это, что шестого июня экспорт зерна в Польшу и другие страны "пятерки" будет разблокирован? Нет, не означает. Ведь в тот день начнут действовать новые автономные преференции для Украины, утверждение которых в ЕС сейчас завершается. Там так же есть пункт об "экстренных мерах защиты", а соответственно, при политическом желании ЕС теоретически может продлить действие ограничений. Даже понимая, что действует незаконно.
Об этом сценарии – чуть позже.
Но самая слабая часть решения ЕК – то, что оно вообще не объясняет, почему ограничения касаются только этих четырех товарных групп и только рынков пяти стран ЕС. Причем этот запрет полностью противоречит принципам функционирования ЕС, который рассматривает все страны-члены как общий рынок. А решение, которое призвано уладить "зерновой кризис", этот рынок, по сути, разрушает.
Похоже, что задержка с публикацией решения была связана с попытками найти юридическую базу такого решения – но эти попытки оказались неудачными, и в Еврокомиссии решили просто "не замечать слона".
Однако в остальном решение ЕК дает Украине надежду на то, что выход из кризиса возможен.

Борьба за (не)продление ограничений

В правительстве обращают внимание на формулировку оснований запрета.
Документ поясняет, что российская агрессия привела к перераспределению трафика, что создало узкие места и привело к перенасыщению складских мощностей и логистических цепочек. "Эти исключительные обстоятельства влияют на экономическую жизнеспособность местных производителей в этих государствах-членах", – говорится в решении.
При этом Еврокомиссия берется посодействовать "облегчению транзита экспорта украинского зерна через пути солидарности к другим государствам-членам ЕС и в третьи страны".
Главная интрига: будут ли ограничения продлены после пятого июня?
Не секрет, что Польша этого очень хочет. Там даже не скрывают этого стремления и говорят, что помощь фермерам со стороны ЕС не компенсирует их потерь.
Украинские военные на военной базе недалеко от Киева - ИноСМИ, 1920, 05.05.2023
Стволы гуляют по стране. На Украине растет количество нелегального оружияДо конфликта на руках у украинцев было около пяти миллионов единиц огнестрельного оружия, как зарегистрированного, так и нелегального, пишет газета "Вести". Сегодня эти цифры выросли в разы. Население не торопится сдавать оружие властям.
Хотя, как уже говорилось, реальные мотивы Варшавы – не только экономические. Для польских властей является абсолютно неприемлемой отмена ограничений до даты проведения парламентских выборов, которые пройдут осенью. Поэтому в течение ближайшего месяца Польша и ее союзники будут настаивать на сохранении частичной блокады украинского зерна и после пятого июня.
Еврокомиссия сейчас также намекает на возможное продление действия ограничений и после пятого июня – "пока продлится исключительная ситуация".
Однако против этого – сама природа введенных Еврокомиссией исключительных мер, то есть таких, которые не могут вводиться на регулярной основе и против широкого перечня товаров.
Сейчас главная задача и главный вызов для Киева – доказать, что продление действия ограничений возможно лишь на основании торговых расследований.
Чтобы ввести, а тем более продлить запрет, Брюссель должен доказать, что к проблемам у европейских агропроизводителей привел именно стремительный рост импорта из Украины. А юридически доказать это будет крайне сложно.
Во-первых, резкий рост импорта должен фиксироваться дольше, чем пару последних месяцев (классически речь идет о периоде трех лет). Во-вторых, в условиях свободного рынка проблемы должны были возникнуть не только в отдельных странах, а для большинства агропроизводителей Евросоюза – чего, похоже, не произошло.
Именно над этим, используя юридические зацепки, будет упорно работать украинское правительство.
Однако стоит понимать, что эта задача – очень непростая. Ведь сопротивление со стороны властей Польши, для которой на кону стоит ее переизбрание, будет действительно мощным.
Автор: Юрий Панченко