Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бразилия — лучший вариант для Украины в плане мира

FP: Бразилия располагает наилучшими возможностями для урегулирования конфликта на Украине

© РИА Новости Виктор Антонюк / Перейти в фотобанкУкраинский флаг в разрушенном здании гимназии в Красном Лимане
Украинский флаг в разрушенном здании гимназии в Красном Лимане - ИноСМИ, 1920, 06.05.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бразилия располагает наилучшими возможностями для урегулирования конфликта на Украине, пишет FP. Лула да Силва известен своим умением создавать глобальные коалиции, а его политика активного неприсоединения дает ему больше рычагов воздействия в отношениях с великими державами.
После начала российско-украинского конфликта в феврале 2022 года по всему глобальному Югу возродилась идеология неприсоединения, поставив в тупик западных чиновников. США с союзниками, похоже, сбило с толку то, что многие страны Африки, Азии и Латинской Америки отказываются присоединяться к антироссийским санкциям и поставлять оружие Украине. Нейтралитет многих латиноамериканских стран считается как минимум позором, а то и нравственным провалом. Некоторые даже заявляют, что в подавляющем большинстве случаев нейтралитет региона ставит под угрозу международный порядок, основанный на правилах.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки и дипломатический тяжеловес — попала под особое внимание из-за позиции по Украине. Пока США обещают поддерживать Украину “столько, сколько потребуется”, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва настаивает на перемирии и мирном разрешении конфликта; некоторые его откровенные заявления вызывают протест Вашингтона. Но именно потому, что Бразилия отказалась принять одну из сторон, она располагает наилучшими возможностями для того, чтобы выступить в качестве честного посредника.
Лула приступил к работе над мирным предложением сразу после январской инаугурации. Во время визита в Вашингтон в феврале он предложил президенту США Джо Байдену, чтобы Бразилия создала так называемый “мирный клуб” — группу стран, которая способствовала бы переговорам между Россией и Украиной и в которую могли бы войти такие растущие державы, как Китай, Индия, Индонезия и Турция.
В марте между Лулой и президентом Украины Владимиром Зеленским состоялся 30-минутный разговор по видеосвязи, который показал, что Бразилия настроена серьезно. Лула воспользовался возможностью донести до Зеленского настоятельную необходимость урегулирования конфликта путем переговоров. Затем, в апреле, его главный советник Селсу Аморим (Celso Amorim) отправился в Москву, где — в нарушение всех правил — его принял сам президент России Владимир Путин. В ходе той же поездки Аморим встретился с главным советником президента Франции Эммануэля Макрона по иностранным делам. Последний также проявляет заинтересованность в переговорах о прекращении конфликта.
Результат встречи Аморима с Путиным носил в лучшем случае неопределенный характер, и он признал, что на данный момент ни одна из сторон не готова сесть за стол переговоров. Тем не менее, личная аудиенция Аморима у Путина и недавняя поездка министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Бразилию свидетельствуют о том, сколь серьезно Москва воспринимает предложения правительства Бразилии.
Апрельский визит Лулы в Китай позволил Бразилии продолжить посреднические усилия. Страны опубликовали совместное заявление, в котором согласились с тем, что “переговоры — единственный способ разрешения кризиса на Украине.“ Хотя опубликованное в марте мирное предложение Китая из 12 пунктов предполагает полное прекращение огня без вывода российских войск с Украины — перспектива, против которой категорически выступают США с союзниками, — состоявшийся на прошлой неделе часовой телефонный разговор президента Китая Си Цзиньпина с Зеленским указывает, похоже, на потенциальный прорыв.
Флажок Украины на одной из улиц в центре Артемовска - ИноСМИ, 1920, 04.05.2023
Время для того, чтобы урегулировать конфликт на Украине путем переговоров, заканчиваетсяРоссии, Украине и НАТО нужно срочно заняться поисками выхода из вооруженного конфликта, пишет Newsweek. Времени на то, чтобы завершить его путем переговоров, остается все меньше.
До сих пор внешняя политика Бразилии предполагала сложное балансирование между позициями Запада и России. Вместо того, чтобы воздержаться при голосовании 23 февраля по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН с требованием вывода ВС РФ с территории Украины — как это сделали другие члены БРИКС: Китай, Индия, Южная Африка, — Бразилия проголосовала "за". (В группу БРИКС также входит Россия, которая голосовала против.) Однако Бразилия сделала это только после внесения поправок, предусматривающих полное прекращение огня. По другим вопросам Бразилия встает на сторону Москвы, включая расследование прошлогодней диверсии на трубопроводах "Северный поток—1" и "Северный поток—2" в Балтийском море. Единственным другим сторонником этой меры был Китай.
Внешняя политика Бразилии отнюдь не отражает двусмысленность или нерешительность, как это иногда пытаются выставить, а воплощает то, что называют активным неприсоединением. Латинская Америка испытывает давление со стороны великих держав, вынуждающих ее принять одну из сторон в нынешней второй холодной войне между США и Китаем, но активное неприсоединение диктует ей сосредоточиться на собственных интересах, а не чужих.
Активное неприсоединение идет по стопам движения неприсоединения, которое процветало в 1960-70-х годах, но не является его эквивалентом. Основанное в 1961 году движение во главе Джавахарлалом Неру (Jawaharlal Nehru) из Индии, Гамалем Абдель Насером (Gamal Abdel Nasser) из Египта и Кваме Нкрумой (Kwame Nkrumah) из Ганы, предоставило платформу постколониальным государствам, боровшимся с проблемами развития и хрупкости суверенитета в биполярном мире. Сегодняшнее активное неприсоединение — это не движение, а внешнеполитическая доктрина, возникшая на фоне того, что Всемирный банк называет “перемещением богатств” из Северной Атлантики в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также демонстрации силы растущими державами глобального Юга.
Активное неприсоединение — это не нейтралитет и не равноудаленность от великих держав. Скорее, речь идет о динамике. То есть по одним вопросам (таким как демократия и права человека) латиноамериканские страны могут занимать позиции, более близкие к США, а по другим (таким как международная торговля) — к Китаю. Чего страны делать не будут, так это однозначно занимать одну или другую сторону. Разумеется, здесь требуется тщательно выверенная дипломатия с оценкой каждого вопроса по существу и последующим решением относительно реакции на него. Это гораздо сложнее, чем послушно следовать указаниям, как того ждут от присоединившихся стран. Но эта позиция также предоставляет развивающимся государствам больше рычагов воздействия в отношениях с великими державами. Бразилия ведет себя весьма дальновидно: всегда ищет новые возможности на международной арене, а не просто пассивно принимает ее реалии.
Активное неприсоединение также подчеркивает необходимость регионального сотрудничества и многосторонности. Бразилия добилась в этом блестящих результатов, причем как в самой Латинской Америке, так и за ее пределами. В 1980-х благодаря этому возникла Группа РИО, а в 2008 году — Союз южноамериканских наций. Бразилия сыграла важную роль в форуме Индия-Бразилия-Южная Африка, организованном в 2003 году, группе БРИКС и "Большой двадцатке" стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции. То же самое можно сказать и о созданных Лулой за первые два президентских срока диалогах Латинской Америки с Африкой и арабами.
Что касается Украины, посреднические усилия Бразилии пока что сталкиваются с препятствиями. Противоборствующие стороны не хотят садиться за стол переговоров, и западные страны предпочитают осуждать бразильские попытки, называя в лучшем случае наивными, а в худшем — вторящими “российской и китайской пропаганде”. Эти трудности заставляют вспомнить о совместной инициативе Бразилии и Турции 2010 года, направленной на то, чтобы заставить Иран ограничить ядерную программу. Бразилия стремилась добиться от Запада частичной отмены санкций в отношении Ирана, если Турция предоставит гарантии безопасного обращения с его обогащенным ураном. Сделку сорвал очередной пакет антииранских санкций США.
На Западе извлекли из этого урок и поняли, что Бразилия взвалила на себя непосильную ношу и не должна была ввязываться в амбициозные проекты за пределами собственных границ. Но прийти можно было и к противоположному выводу. Учитывая сегодняшнее состояние ядерной программы Ирана, в 2010 году США упустили, вероятно, возможность заключить неплохую, хоть и не идеальную сделку. Вместо этого Вашингтон саботировал усилия Бразилии — и теперь, похоже, расплачивается за это. Есть много преимуществ в том, что нейтральные стороны выступают честными посредниками по серьезным международным вопросам.
Уроки, извлеченные из инициативы Бразилии по Ирану, необходимо применить к сегодняшней ситуации на Украине. Если на глобальном Юге и есть страна, которая идеально подходит для того, чтобы выступать в качестве посредника между Севером, Югом, Востоком и Западом, то это Бразилия, чьи сильные дипломатические традиции и возможности по созданию коалиций ставят ее в уникальное положение для энергичных усилий по достижению мира на Украине. Как написал на прошлой неделе журналист Foreign Policy Говард Френч (Howard French), Бразилия — “большое многорасовое общество с разнообразной экономикой и изобилующей мягкой силой, без истории экстерриториальных завоеваний и известных амбиций доминирования над другими”. Эти качества подкрепляются нахождением у власти опытного и уважаемого лидера в лице Лулы да Сильва. Следующим ключевым шагом должно стать вступление в "мировой клуб" Индии.
6 апреля Лула выступил с заявлением, предложив Украине отказаться от претензий на Крымский полуостров, который Россия присоединила в 2014 году, а последняя, в свою очередь, уйдет с территорий, которые заняла в 2022. На следующий день пресс-секретарь Министерства иностранных дел Украины написал в соцсетях следующее: “Нет никакой правовой, политической или моральной причины, по которой Украина должна уступить хотя бы сантиметр своей земли. любые посреднические усилия по восстановлению мира в Украине должны основываться на уважении суверенитета и полном восстановлении территориальной целостности Украины”.
В итоге переговоры будут зависеть от заинтересованности Запада в прекращении конфликта или его желания воевать с Россией столько, сколько потребуется для ее ослабления, как в апреле 2022 года описал свои цели министр обороны США Ллойд Остин. До сих пор Украина говорит, что не собирается уступать территории, но это может дорого обойтись ее народу и экономике. Точные оценки разнятся, но согласно слитым документам разведывательного управления Министерства обороны США, подлинность которых Россия и Украина подвергают сомнению, на данный момент потери Киева составляют от 124 500 до 131 000 человек.
Украина понесла еще и огромный экономический ущерб. В 2022 году ее ВВП сократился на 29,1%, тогда как российский — всего на 2,1%. Население России в три раза превышает украинское, однако в 2021 году ее экономика была в 15 раз больше. Согласно прогнозам Международного валютного фонда на 2023 год, экономика России будет работать лучше немецкой, а ВВП вырастет на 0,3%. Иными словами, западные санкции не имеют практически никакого эффекта. Отчасти это связано с процветающей торговлей России со странами глобального Юга.
Тупиковая ситуация, к которой движется Украина, связана с экономической стабильностью, и в этом плане Россия имеет перевес. Бразильская посредническая инициатива по скорейшему прекращению конфликта может оказаться возможностью спасти Украину, а не наивным и бессмысленным предприятием, как считают на Западе.
Автор статьи: Хорхе Хайне — профессор Школы глобальных исследований им. Парди при Бостонском университете.