Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Польша срочно нуждается во второй нитке трубопровода. Энергетическая безопасность висит на волоске

WNP: с прекращением поставок нефти из России возникла угроза для энергобезопасности Польши

© РИА Новости Виталий Тимкив / Перейти в фотобанкАбино-Украинское нефтегазовое месторождение в Краснодарском крае
Абино-Украинское нефтегазовое месторождение в Краснодарском крае - ИноСМИ, 1920, 12.05.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С прекращением поставок нефти из России полякам срочно понадобилась вторая нитка нефтепровода, пишет WNP. Топливная безопасность Польши, а также половины Германии сегодня "висит" на одной трубе. Любая авария вызовет разрушительные последствия. Построить новую трубу будет не так просто.
Дариуш Малиновский (Dariusz Malinowski)
Необходимость изменения направления поставок нефти привела к тому, что потребность в строительстве второй нитки нефтепровода, соединяющего предприятие "Нафтопорт" с Плоцком, становится все более острой. В настоящее время топливная безопасность Польши и половины Германии "висит" буквально на волоске, вернее, на одной трубе.
С прекращением поставок нефти из России ключевой точкой на топливной карте Польши стал "Нафтопорт". По иронии судьбы, это помнящее еще времена ПНР предприятие приобрело сегодня важнейшее значение. Его история началась еще в 70-х годах прошлого века, когда в Польшу начали ввозить нефть не только из СССР, но и из других стран.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В настоящее время этот объект после многочисленных реконструкций остается ключевым предприятием в области обеспечения поставок сырья для польских и восточногерманских нефтеперерабатывающих заводов. Однако есть проблема: все поставки данного направления зависят исключительно от одного нефтепровода.

Система не дублируется, что может вызвать проблемы

Речь идет о поморском трубопроводе, который соединяет так называемую манипуляционную базу в Гданьске с сырьевой базой в Мишевке Стшалковской. Благодаря этому маршруту PERN - оператор, управляющий национальной топливной логистикой, обеспечивает транспортировку сырья с северного направления, то есть поступившего морским путем, через порт Гданьск (Нафтопорт).
Ранее предполагалось, что трубопровод позволит клиентам PERN диверсифицировать как источник поставок (альтернатива или дополнение к наземным поставкам по трубопроводу "Дружба"), так и виды нефти, поступающей для переработки на НПЗ.
По Поморскому трубопроводу сырье можно транспортировать в двух направлениях. На маршруте Гданьск-Плоцк его пропускная способность составляет около 30 миллионов тонн нефти в год, а в противоположном направлении – примерно 27 миллионов тонн в год.
Сложность состоит в том, что в связи с проведением Россией военной операции на Украине и наложенными на Россию санкциями Москва теряет свое значение как поставщик сырья. В настоящее время, когда импорт нефти из России должен быть полностью прекращен, трубопровод стал основным путем снабжения Плоцкого НПЗ (и не только).
Нефтепровод Дружба в Сажаломбате, Венгрия. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 09.05.2023
EUobserver: В ЕК хотят, чтобы Германия отказалась получать нефть по трубопроводу "Дружба"

Труба должна появиться, потому что даже небольшая авария угрожает прекращением поставок

Почему строительство второй нитки нефтепровода так важно? Имеющейся вполне достаточно для покрытия потребностей наших и немецких нефтедобывающих заводов. Однако эксперты и инсайдеры отрасли, с которыми мы говорили, не скрывают, что речь идет о безопасности поставок.
"Даже простая авария может вызвать проблемы... Прекращение поставок нефти в Плоцк будет иметь разрушительные последствия, особенно если поставка будет приостановлена не на часы, а на недели", – говорит нам специалист из отрасли, знакомый с этой проблемой.
На случай такого события Польша аккумулирует обязательные запасы сырья и топлива, однако это не меняет того факта, что дублирование ниток было бы максимально оправданным.
Вопрос о возможных планах создания такой нитки мы адресовали компании Orlen, которая является основным бенефициаром поставок нефти по Поморскому трубопроводу.
"Orlen Group с интересом анализирует все инициативы и проекты по расширению национальной и трансграничной транспортной инфраструктуры. Развитие такой инфраструктуры может способствовать оптимизации транспортировки сырья и продуктов, используемых нашей компанией в ее деятельности, и в то же время повышению безопасности поставок на внутренний рынок за счет увеличения и диверсификации потоков", – ответили нам в компании.
Представители компании также отметили, что об участии в конкретных проектах и инвестициях Orlen сообщает по официальным каналам в момент принятия соответствующих решений.

За чей счет инвестиции? Речь идет о немалой сумме

Что характерно, все наши собеседники подчеркивают важность и необходимость расширения нефтепровода. В PERN нам сообщили, что в настоящее время по этому вопросу осуществляется анализ и ведутся переговоры.
Кроме того, в связи с этим проектом проводятся различные необходимые исследования, уже принято решение, определяющее экологические условия его реализации. И это еще не все.
Оператор получил все разрешения, необходимые для строительства второй нити Поморского трубопровода. "К концу мая этого года компания завершит подготовку технической (исполнительной) документации", – ответили нам в PERN.
Подстанция нефтепровода Дружба в Сажаломбате, Венгрия. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 18.04.2023
Варшава предложила включить в очередной пакет антироссийских санкций нефтепровод "Дружба"
Также известно, что вторая нитка Поморского трубопровода по возможности пройдет по территории, непосредственно примыкающей к существующему трубопроводу – на расстоянии около 5 метров, с локальными ответвлениями в зависимости от условий местности, с учетом благоустройства территории, договоренности о действующих документах по планированию, наличия охраняемых и ценных природных территорий, а также технических возможностей для строительства трубопровода.
Почему же решения все еще нет? Конечно, вопрос в деньгах. Несколько лет назад предполагалось, что для сооружения второй нитки потребуется около 1,2 миллиардов злотых. Сейчас, по имеющимся оценкам, может потребоваться уже 2, а то и 2,5 миллиарда злотых.
У PERN уже имеется масштабная инвестиционная программа и компании потребуется поддержка. Однако ключевым моментом для PERN является вопрос окупаемости инвестиции. Короче говоря, PERN готова к строительству, но должна быть уверена, что трубопровод будет использоваться. Речь идет о "твердых" договоренностях о пересылке нефти; пока деклараций о заинтересованности недостаточно.

Какое отношение к Поморскому трубопроводу имеют немцы и россиянине?

Сегодня многое свидетельствует о том, что если бы Orlen декларировал повышении спроса на транспортировку нефти, то проект можно было бы запустить. Но дело в том, что для концерна даже имеющихся мощностей нефтепровода хватает с избытком.
И тут на сцене появляются немцы. Нефтепровод "Дружба" доходит до двух восточногерманских нефтеперерабатывающих заводов: Schwedt и Leuna. В настоящее время они по-прежнему получают российскую нефть, но все чаще импортируют сырье через Нафтопорт. Об этом, например, пишет Berliner Zeitung, объясняя, что российское сырье идет в Германию вместе с партиями казахской нефти.
Если бы Германия полностью отказалась от российской нефти, тогда возник бы большой спрос на новые мощности трубопровода. Это сделало бы необходимость создания второй нитки более очевидной.
Заинтересованы ли в этом наши западные соседи? Берлин декларировал отказ от российской нефти. В то же время он не исключил из состава владельцев завода Schwedt (хотя такие юридические возможности у него есть) российскую "Роснефть".
Это ставит Польшу в неудобное положение, потому что, участвуя в поставках для Schwedt, мы фактически действуем в интересах российского бизнеса.Возможно, потребуется соглашение на правительственном уровне...
Польша могла бы гарантировать поставки нефти на немецкие НПЗ, заменив таким образом российское сырье. Это также сделало бы вторую нитку трубопровода из Гданьска в Плоцк очень полезной.