Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Испании на выборах победила умеренно правая партия — лояльная к НАТО и США, пишет Le Figaro. Подобная "идеологическая и стратегическая революция" должна вдохновить и Францию, "прозевавших" момент с Макроном, считает автор статьи.
Народная партия Испании победила в воскресенье на всеобщих выборах. Даже если у нее нет абсолютного большинства, ее идеологическая и стратегическая революция должна вдохновить французских правых, объясняет Пьер Клере из аналитического центра Le Millénaire.
На последних выборах в законодательные органы Народная партия заняла первое место, получив 136 мест, их соперники из Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) – 122 места. Даже если испанские правые еще и не уверены в своей способности управлять страной (они могут так и не составить нужное для правления большинство в 176), нужно признать их достижение: они прошли долгий путь "из глубин падения", поскольку на выборах 2019 года они заняли в парламенте всего 88 мест, что являлось их худшим результатом. Таким образом, недавние выборы в Испании позволяют извлечь уроки для французских правых в том, что касается завоевания политического пространства благодаря идеологической революции.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Прозевали Макрона, не учились у Трампа

Французские правые не воспользовались двумя революциями: революцией Макрона и консервативной революцией. С одной стороны, они недооценили способность Макрона меняться. Начинавший как реформатор-либерал, он изменил политический курс в связи с протестами "желтых жилетов", санитарным кризисом и конфликтом на Украине. Была принята более консервативная политика: Макрон обещал не закрывать "неэффективные" больницы и школы, он обещал поднять уровень минимальной пенсии выше 670 евро в месяц, каковой уровень он унаследовал от "социалиста" Олланда. В итоге почти 60% электората Франсуа Фийона проголосовали за Эммануэля Макрона в 2022 году. Но кроме того, французские правые не одобрили жесткие полицейские меры Макрона против "желтых жилетов". Этим правая партия "Республиканцы" отрезала себя от своих традиционных избирателей (пенсионеров и "лиц свободных профессий"), которых беспокоят прежде всего общественный порядок на улицах и отсутствие дефицита в госбюджете.
С другой стороны, французские правые зря презрительно отвернулись, отказавшись увидеть вторую консервативную революцию, совершенную Дональдом Трампом и Борисом Джонсоном. Чтобы приспособиться к изменениям нашего времени, эти два политика наглядными и волевыми мерами решают те проблемы, с которыми столкнулись их народные электораты. Трамп, например, публично ликвидировал те или иные статьи налогов или вводил чрезвычайные меры против бунтов: так он всячески показывал, что он дает и экономическую свободу, и безопасность. А французские правые презрительно воротили от таких методов нос и в итоге утратили всякую "популистскую хватку", способность очаровывать падкие на популизм слои населения.
В 2019 году испанские правые находились в такой же ситуации. Кризис суверенного долга (2010-2012 гг.) сильно ударил по Испании и привел к принятию мер жесткой экономии. Они в свою очередь привели страну к политической революции, положив конец двухпартийной системе, когда в стране поочередно правили всего две партии – ИСРП и Народная партия. Именно тогда правая испанская Народная партия стала конкурировать в либеральном сегменте с Гражданской партией Ciudadanos, а в популистском и консервативном сегменте – со считающейся в ЕС ультраправой партией Vox (Голос). Это привело к смене линии испанских правых в пользу более центристского курса во главе с Пабло Касадо. Но смена лидера не всегда несет удачу: из-за ухода многолетнего лидера Мариано Рахоя Народная партия зафиксировала худшие результаты в своей истории.

Сразу два новых лидера

И вот тогда испанские правые провели собственную идеологическую революцию, воплощенную в курсе Аюсо-Фейхоо (Исабель Диас Аюсо – мэр Мадрида, Альберто Нуньес Фейхоо – новый лидер Народной партии). Он характеризуется принятием четкой позиции, выраженной в понятных народу словах: свобода и идентичность (сохранение души народа) для воссоединения с историей Испании. Что же касается налогов, то правые пообещали снижение налогов по модели управления Мадридом госпожой Исабель Диас Аюсо. Цель – поддержка малых и средних экономических игроков, ослабленных в результате нескольких кризисов.
Действительно, этот курс принес свои плоды во время кризиса Covid: тогда женщина-мэр Мадрида Аюсо решила не закрывать магазины, бары и рестораны вопреки совету премьер-министра Педро Санчеса. Аргументы Аюсо: надо было спасти экономику и привычный образ жизни испанцев. И эти аргументы сработали. С точки зрения сохранения "испанского духа" страны, линия Аюсо-Фейхоо состоит в защите Испании от иммиграции из Марокко и от региональных сепаратизмов. Таким образом, Народная партия стремится быть защитником единой католической Испании. Это очень важно в стране, где избиратели давно чувствуют, что их идентичность находится в опасности.
Значек сторонника партии Vox во время демонстрации в Мадриде - ИноСМИ, 1920, 06.12.2018
Ультраправые в Испании: андалусское торнадо (L'Express, Франция)Ультраправой партии впервые удалось получить депутатские кресла после падения режима Франко. Это, конечно, скажется на выборах в Испании в 2019 году. Сложно сказать, каким партиям стоит опасаться повторения андалусских результатов. О том, что после своего триумфального появления «Вокс» может пустить глубокие корни на испанской политической сцене, пишет «Экспресс».
Испанские правые также разрушили все табу. В то время как, скажем, в Германии солидным партиям запрещены коалиции с "ультраправыми", то есть с чуть более радикальными, чем "мейнстрим" национальными движениями, у Аюсо и Фейхоо никогда не было проблем, чтобы договариваться с крайне правыми о формировании местных органов власти. Это переломный момент, который контрастирует с традиционной позицией Народной партии, при лидерстве Пабло Касадо заключавшейся в систематическом отказе от любых коалиций с "несистемными партиями".

Вывод для французских правых

Французские правые должны начать идеологическую революцию. Их политический курс больше не понятен так, как были понятны предложения Франсуа Фийона. Действительно, французские правые стремятся сохранить традиционные политические ценности правого спектра французской политики, когда сам этот спектр разрушился. У "умеренных" голлистов больше нет бонапартистского лидера, который бы руководил умеренными правыми, а ее электоральный фундамент умеренных правых (сегодня они называются "Республиканцы") разрушился: либералы повернулись к Эммануэлю Макрону, а радикализированные консерваторы – к Эрику Земмуру и Марин Ле Пен. Возрождение еще возможно, но французские правые должны пересмотреть свою позицию по двум пунктам.
С одной стороны, французские правые должны быть защитниками Франции снизу, отвечая на обеспокоенность электората, требующего и большей свободы, и более очевидной защиты своей французской идентичности. С другой стороны, правым нужно поднабраться "трамповского" волюнтаризма в проведении государственной политики. Недавние победы правых, в том числе и в Испании, показывают, что, когда правые не боятся быть правыми, им удается завоевывать власть.

Средство от ультраправых

Наконец, испанских правых не надо считать троянским конем крайне правых. Наоборот, именно отсутствие запретов завело испанских ультраправых в тупик. В то время как рост популярности крайне правых и популистских партий в Европе неоспорим, их испанские собратья из партии Vox топчутся на месте. Партия Vox набрала 12,40% голосов, что является относительным падением по сравнению с выборами в ноябре 2019 года, когда она получила 15% голосов. В Мадриде, лаборатории идей Аюсо, Vox выступил хуже, чем в любых других регионах, упав с 7% до 5% голосов. Это показывает правым, что, если они предлагают альтернативу, основанную на престиже страны и программе экономического возрождения, они могут подвинуть ультраправых, как это сделал наш Николя Саркози в 2007 году после вызванных мигрантами беспорядков 2005 года.
Правые партии побеждают повсюду в Европе. Несмотря на это, все они должны быть начеку, находясь между предательством старых идеалов (семьи и родины) правоцентристами, увлеченными левоцентризмом, и подъемом крайне правых. Французские правые должны сделать выводы, чтобы восстановить политическое влияние, реализуя программу национального престижа. Цель – вернуть Франции достойное место в сообществе наций.
Автор: Пьер Клере (Pierre Clairé) — заместитель директора центра, специалист по европейским и международным вопросам и автор доклада о выборах в Испании.