Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Немецкие топ-менеджеры требуют срочных мер по спасению экономики ФРГ

© AP Photo / Michael ProbstЗавод BASF в Людвигсхафене, Германия
Завод BASF в Людвигсхафене, Германия - ИноСМИ, 1920, 04.09.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Германии все громче раздаются призывы ведущих менеджеров – остановить пока не поздно процесс деградации немецкой экономики. В гневном письме на имя канцлера Шольца глава химического концерна Covestro Маркус Штайлеман возлагает на правительство вину за отчаянное положение в промышленном секторе Германии и требует принятия срочных мер для его спасения. На страницах Augsburger Allgemeine Маркус Штайлеман от имени Объединения химической промышленности Германии, которое он также возглавляет, предупреждает о нависшей над страной угрозе деиндустриализации. В этой связи Олаф Шольц обязан пока не поздно проявить лидерские качества и сделать своей главной задачей спасение экономики. По словам Штайлемана, политики должны вернуть доверие к немецкой промышленности. Страна находится на распутье: уже нынешней осенью станет ясно, имеет ли Германия будущее в качестве индустриальной державы. Положение чрезвычайно серьезно, нужна активная и многоуровневая индустриальная политика, чтобы обеспечить долгосрочную экономическую безопасность ФРГ.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Немецкие СМИ сообщают, что минувший год был "ужасным" для некогда успешной химической промышленности Германии. Десятки отраслевых концернов во главе с BASF получили сплошные убытки, свыше 30% предприятий уже переводят производство в США и Азию, другие планируют это сделать. В конце сентября Объединение химической промышленности Германии проведет экстренное совещание с канцлером Шольцом, на котором попытается обсудить меры по спасению отрасли. Маркус Штайлеман сообщил, что крупные акционеры из Абу-Даби, в том числе государственный нефтехимический концерн Adnoc, уже выразили интерес к приобретению Covestro, пользуясь его слабостью.
На страницах деловой Handelsblatt глава газового концерна MesserШтефан Мессер также предупредил правительство ФРГ о глубоком кризисе в промышленном секторе и бегстве предприятий за рубеж. Этот процесс может принять лавинообразный характер, особенно в автопроме– ведущей отрасли немецкой экономики. Глава концерна Volkswagen Херберт Дисс уже заявил, что конфликт на Украине нарушил логистические цепочки, и это вынуждает концерн перенести часть производства в Северную и Южную Америку, а также в Китай.
В качестве главной проблемы Штефан Мессер назвал дорогую энергию, дефицит квалифицированных сотрудников, а также "удушающую" бюрократию. Заявления Штайлемана и Мессера поддержали представители семейных предприятий Германии. Семейный бизнес – опора немецкой экономики, более 90% компаний в Германии – это семейные предприятия. Они уже представили правительству план из 10 пунктов, который поможет сохранить немецкую промышленность и настаивают на его выполнении.
По мнению представителя Торгово-промышленной палаты Германии (DIHK) Ахима Деркса, главным триггером нынешнего экономического кризиса в Германии является прекращение поставок российского газа. Аналитики агентства Bloomberg также констатируют, что российский трубопроводный газ обеспечивал Германии низкие цены на электричество и конкурентоспособность. Теперь же энергетические затраты – самые высокие в Европе. Ахим Деркс назвал крайне неэффективной экономическую политику коалиционного правительства Германии, последовавшую за принятием антироссийских санкций. Особой критике подверглась энергетическая политика, которую осуществляет министерство экономики ФРГ под руководством "зеленого" министра Роберта Хабека. Абсолютно иррациональным стало его решение о закрытии последних трех АЭС в апреле этого года.
Кроме того, навязанный коалиционным правительством "зеленый переход" обходится в миллиарды евро как бизнесу, так и рядовым гражданам. 52% немецких менеджеров считает эту политику крайне вредной, а в энергозатратных отраслях (химической, строительной, металлургической, целлюлозно-бумажной) так считает не менее 75% опрошенных. Все они выражают глубокое беспокойство в связи с энергообеспечением страны в средне- и долгосрочной перспективе. Как отметил Ахим Деркс, немецкому бизнесу навязаны правительством задачи по обеспечению энергоэффективности, которые на практике невозможно реализовать. Единственным решением является сворачивание производства, что и происходит в настоящее время.
По последним данным кельнского Института немецкой экономики IW, ВВП Германии сократится в 2023 году на 0,5%, что означает возвращение на уровень 2019 года. Главной причиной стало наложение нескольких геоэкономических факторов, в том числе прекращение поставок российского газа, конфликт на Украине и новые проблемы в отношениях с Китаем. Все это имело чрезвычайно негативные последствия для экспортоориентированной немецкой экономики.
Многие наблюдатели считают, что процесс экономической деградации в Германии начался давно – еще до эпидемии COVID-19 и конфликта на Украине. Канцлер Ангела Меркель, 16 лет возглавлявшая правительство ФРГ, вообще не занималась экономикой. При ней немецкая бюрократия проспала цифровизацию и переход на новые технологии. Последний, кто всерьез занимался экономикой, был канцлер Герхард Шредер, который провел радикальные реформы под названием Agenda2010. В результате, нынешнему канцлеру Олафу Шольцу и его разношерстной коалиции приходится решать задачи, которые они чисто профессионально неспособны осилить.
Как пишет деловая Handelsblatt, времена немецкого благополучия остались позади. Германия уже не экономический мотор Европы, а по динамике ВВП плетется позади остальных стран ЕС. На Германии негативно отражается и кризис глобализации. Основой немецкой экономики традиционно был экспорт, однако он оказался нарушен в результате эпидемии COVID-19, конфликта на Украине, антироссийских санкций и ослабления экономических связей с Китаем. Сила Германии была в ее тяжелой промышленности, которая по своей природе чрезвычайно энергозатратна и становится неконкурентоспособной в нынешних условиях.
Немецкому бизнесу чрезвычайно тяжело дается переход на цифровые технологии и новые модели управления. Страна по-прежнему живет в веке аналоговых индустриальных технологий, которые обеспечивали ее процветание во второй половине ХХ века. Выйти из этой тупиковой ситуации можно, но для этого необходима политическая воля и смелость, которых у нынешней коалиции попросту нет. Как пишет на страницах Handelsblatt обозреватель Томас Зикмунд, правительство проигрывает бой за экономическое будущее Германии. Если не принять радикальные реформы уже сейчас, завтра будет поздно.
Экономическая деградация Германии вызывает глубокую тревогу в соседней Австрии. Согласно венской Exxpres, немецкий кризис будет иметь "драматические" последствия для Австрии, которая связана с Германией тесными экономическими узами, как в автомобильной, так и во многих других отраслях. Прежде всего это означает падение промышленного производства, инфляцию и рост безработицы в альпийской республике. Канцлер Австрии Карл Нехаммер провел в этой связи экстренное заседание кабинета министров. В случае углубления рецессии, заявили в австрийском правительстве, возникнет необходимость в проведении новых парламентских выборов.