https://inosmi.ru/20230905/frantsisk-265508302.html
"Нас учили этому в школе". Папа римский объяснил слова о великой России
"Нас учили этому в школе". Папа римский объяснил слова о великой России
"Нас учили этому в школе". Папа римский объяснил слова о великой России
Комментируя в интервью Corriere della Sera свои недавние слова о великой России, папа римский Франциск заявил, что имел в виду культуру, а не географию. В... | 05.09.2023, ИноСМИ
2023-09-05T14:51
2023-09-05T14:51
2023-09-06T10:58
corriere della sera
политика
папа римский франциск
россия
интервью
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/09/10/256172083_0:71:3071:1799_1920x0_80_0_0_9cbdd725f15258f76df1a25e685382de.jpg
Самолет папы римского – Франциск пообщался с журналистами пока самолет, на котором он возвращался в Рим из Улан-Батора, летел над степями Монголии. После долгого и напряженного путешествия папа выглядит немного уставшим. Он ходит с тростью и садится, чтобы ответить на вопросы журналистов. Папа Франциск объяснил, что его слова о "великой России", вызвавшие раздражение украинцев, относились не к империализму, а к культуре, которая, напротив, связана с диалогом. "Русскую культуру нельзя отменить из-за политических проблем", – сказал он.Читайте ИноСМИ в нашем канале в TelegramУпоминая об упадке итальянских периферий, от Палермо (Сицилия) до Кайвано (Неаполь, Кампания), и происходящих там случаях насилия, папа Франциск заявил, что "нужно ехать и работать там, правительства должны устанавливать истинную социальную справедливость". Папа также рассказал об отношениях с Пекином: "Пусть китайские граждане не думают, что Церковь находится в зависимости от иностранной державы". Не оставил он без внимания и приверженность молодых людей защите климата: "Они думают о будущем, мне нравится, что они старательно борются за это". Что касается предстоящих поездок, на эту тему папа решил пошутить: "Если я не поеду во Вьетнам, то это сделает Иоанн XXIV". "Сейчас для меня совершить поездку не так просто, как в начале, есть ограничения при ходьбе, однако посмотрим, как будет дальше", – объяснил он.Corriere della Sera: Ваше Святейшество, Ваши слова, обращенные к молодым российским католикам, о великой России и наследии таких государственных деятелей, как Петр I и Екатерина II, недавно вызвали полемику. Они сильно возмутили украинцев и были восприняты как прославление российского империализма и одобрение политики Путина. Почему Вы посчитали нужным сделать эти заявления, Вы бы их повторили?Папа римский Франциск: Это был диалог с молодыми россиянами. В конце я дал им наставление, которое я всегда повторяю: взять на себя ответственность за свое наследие. Во-первых, примите свое наследие. С этих позиций я пытаюсь выстроить диалог между дедушками, бабушками и внуками: пусть внуки примут наследие. Я говорю это повсюду, и это было моим посланием. Во-вторых, чтобы раскрыть понятие наследия, я упомянул об идее великой России, потому что в русском наследии очень много хорошего и красивого. Вспомните литературу, музыку, Достоевского, который сегодня говорит нам о зрелом гуманизме, развившемся в искусстве и литературе. Третий момент, может быть, не очень удачный, но, я говорил о великой России в смысле не столько географическом, сколько культурном. Я вспомнил то, чему нас учили в школе: Петр I, Екатерина II. Может быть, это не совсем верно, я не знаю, что по этому поводу говорят историки, но это было дополнение, которое пришло мне в голову, потому что я изучал это в школе. Я говорил молодым россиянам принять свое наследие, то есть не приобретать его в другом месте. А какое наследство оставила великая Россия: русская культура красивая и очень глубокая, и ее не следует отменять из-за политических проблем. В России были темные времена, но наследие всегда оставалось.– Что Вы думаете об империализме вообще и о российском в частности?– Это вы говорите об империализме, но я не думал о нем, когда говорил это. Я говорил о культуре, а передача культуры никогда не бывает империалистической, никогда, это всегда диалог. Я говорил об этом. Действительно, в мире существует империализм, который хочет навязать свою идеологию. Когда культура выхолащивается и превращается в идеологию, она становится ядом. Культура используется, но она уже превращена в идеологию. Надо различать, когда это культура народа, а когда идеология, созданная каким-то философом или политиком из этого народа. И я говорю это применительно ко всему, даже к Церкви. Иногда случается, что в Церкви возникает идеология, которая отделяет ее от жизни, поднимающейся от корней вверх, и отрывает ее от влияния Святого Духа. Идеология не может воплотиться в реальность, это просто идея. Когда речь идет о политике, идеология обычно становится диктатурой, не правда ли? Диалог, движение вперед вместе с культурой становятся невозможны. Империализм основывается на идеологии. Даже в Церкви мы должны различать доктрину и идеологию: истинная доктрина никогда не бывает идеологической, никогда. Она укоренена в сердцах верных Богу людей, идеология же оторвана от реальности, оторвана от народа".– Вы – папа периферий, а периферийные, удаленные районы в Италии очень страдают. Там царят деградация и насилие, и это вызывает серьезную тревогу. Приходской священник дон Патричелло пригласил Вас поехать в окрестности Неаполя, а потом в Палермо... Премьер-министр Италии посетила один из таких районов, об этом много говорят. В Буэнос-Айресе она раньше посещала трущобы, так что у нее есть опыт в этом деле. Что можно сделать?– Нужно ехать и работать там, как это делали в Буэнос-Айресе местные священники. Была команда священников во главе с епископом – первым помощником основного епископа, – и вот так работали. Мы должны быть открыты к этому, правительства – все правительства мира – должны быть открыты, потому что на периферии жизнь очень трагична. Я вновь обращу ваше внимание на скандально известную периферию, которую все пытаются скрыть: рохинджа (Мьянма). Рохинджа страдают, потому что их превратили в периферию, они были изгнаны. Мы должны знать, что существуют различные типы периферии, а также понять, что периферия – это место, где реальность человеческой жизни видна лучше всего, в ней мало изысканности. Меня поразили слова одного философа: "Реальность лучше всего понимается с периферии". Именно там реальная жизнь видна лучше всего. Мы должны взаимодействовать с периферией. Правительства должны добиваться реальной социальной справедливости для различной социальной периферии, а также взаимодействовать с идеологической периферией, потому что часто именно изощренная идеологическая периферия провоцирует социальную. Мир периферии непрост.– В воскресенье Вы обратились с посланием к китайскому народу и попросили католиков быть хорошими гражданами, после того как пекинские власти не разрешили епископам и верующим приехать в Монголию. Как сегодня складываются отношения с Китаем? Есть ли какие-либо новости о поездке кардинала Дзуппи в Пекин?– Задачей кардинала Дзуппи была миротворческая миссия. Он составил план, который предусматривал посещение Москвы, Киева, США, а также Пекина. Кардинал Дзуппи – человек с широким мировоззрением. Он открыт к диалогу, он работал на благо мира в Мозамбике, и именно поэтому я отправил его. Отношения с Китаем сейчас очень уважительные. Я лично восхищаюсь китайским народом, официальные пути для назначения епископов открыты. Существует комиссия, которая уже некоторое время работает с китайским правительством и Ватиканом. Кроме того, некоторых священников или католиков-интеллектуалов часто приглашают в китайские университеты читать курс лекций. Я считаю, что мы должны продвигаться вперед по религиозной линии, чтобы лучше понимать друг друга и чтобы китайские граждане не думали, будто католическая церковь не принимает их культуру и ценности и зависит от иностранной державы. Комиссия под председательством кардинала Паролина (Parolin) успешно идет по пути дружбы. С китайской стороны отношения также развиваются. Я с большим уважением отношусь к китайскому народу.– Ваше Святейшество, вы объявили об обновлении энциклики "Laudato si" ("Хвала тебе" – лат.), посвященной заботе о творении, экологии. Можно ли считать это проявлением солидарности с экологическими активистами, такими как "Последнее поколение", которые устраивают зрелищные акции протеста? Будет ли это также посланием для молодых активистов, которые выходят на улицы?– В целом я избегаю перегибов, но молодежь обеспокоена, понимаете? У нас была встреча в Академии наук, и один замечательный итальянский ученый закончил свое выступление так: "Я бы не хотел, чтобы моя родившаяся буквально вчера внучка через тридцать лет жила в таком плохом мире". Молодые люди думают о будущем, и в этом смысле мне нравится, что они усердно борются. Но когда к этому примешивается идеология или политическое давление, или экологическое движение используется в этих целях – это нехорошо. Мое Апостольское наставление выйдет четвертого октября, в День святого Франциска. Оно представляет собой обзор того, что произошло после Конференции по изменению климата в Париже (КС-21), которая, возможно, была самой плодотворной на сегодняшний день. Есть новости о некоторых экологических встречах, остались кое-какие нерешенные вопросы – их настоятельно необходимо решить. Апостольское наставление не так масштабно, как энциклика "Laudato si", но оно продвигает ее в новые области. В нем вы найдете анализ ситуации.– Может ли Улан-Батор стать площадкой для международного диалога между Европой и Азией?– Я думаю, что да. У Монголии есть очень интересная особенность, которая способствует такому диалогу: я позволю себе назвать ее "мистикой третьего соседа". Страна развивается в этом направлении. Улан-Батор – столица самой удаленной от моря страны, которая, можно сказать, находится между двумя великими державами: Россией и Китаем. Поэтому мистика Монголии заключается еще и в том, что она пытается вести диалог с "третьими соседями", не из презрения к двум вышеупомянутым государства, поскольку с ними у нее хорошие отношения, а из стремления к универсальности, к тому, чтобы продемонстрировать свои ценности всему миру, а также перенять чужие и начать диалог. Любопытно, что в истории путешествия в поисках других земель не раз путали с колониализмом, с проникновением на чужие территории с целью доминирования. С другой стороны, у монголов, с их "мистикой третьего соседа", есть философия поиска новых стран с целью диалога. Мне очень понравилось это выражение "третий сосед". Это их достоинство.– В последнее время в отношениях между Вьетнамом и Святым Престолом сделан большой шаг вперед. Есть ли сейчас возможность посетить Вьетнам? И какие еще поездки Вы планируете?– Сотрудничество с Вьетнамом – один из прекрасных опытов диалога, который католическая церковь имела в последнее время. В наших отношениях есть взаимное расположение. У обеих сторон хватило доброй воли понять друг друга и искать дальнейшие пути для продвижения вперед. Мы недавно свободно общались с президентом Вьетнама, мы уже много лет успешно сотрудничаем. Помню, как четыре года назад приезжали вьетнамские парламентарии, они отнеслись к нам с большим уважением. Когда культура открыта миру, появляется возможность диалога, а закрытость и подозрительность его сильно затрудняют. У нас есть возможность общаться с Вьетнамом. Мы постепенно продвигаемся вперед. Были некоторые проблемы, но мы их решили. Что касается поездки во Вьетнам, то если я не поеду, то непременно поедет Иоанн XXIV! Это совершенно точно произойдет. Эта страна заслуживает того, чтобы туда поехать. Я к ней очень расположен. Что касается других поездок, то есть Марсель, а затем маленькая страна в Европе, посмотрим, сможем ли мы это осуществить. Скажу вам честно, для меня сейчас совершить поездку не так просто, как раньше, есть ограничения при ходьбе, и это меня останавливает, однако посмотрим, как будет дальше.– Вы бы желали видеть синодальную католическую церковь в Монголии и во всем мире. Удастся ли избежать идеологической поляризации? Смогут ли участники говорить и делиться публично своими переживаниями, или весь процесс будет тайным?– Вы говорили о том, как избежать идеологического давления. В Синоде нет места идеологии, это другой путь развития. Синод – это диалог между крещеными, между членами Церкви, диалог о жизни Церкви, о связях с миром, о проблемах, которые волнуют сегодня человечество. Но если появляется намерение встать на идеологический путь, на этом Синод заканчивается. В Синоде нет места идеологии, но есть место диалогу. Это диалог между сестрами и братьями, обсуждение учения Церкви. В этом движение вперед. Я также хочу подчеркнуть, что синодальность – это не мое изобретение: ее придумал святой Павел VI. Когда закончился Второй Ватиканский Собор, он понял, что на Западе церковь утратила синодальную составляющую, а в восточной церкви она осталась. Поэтому он создал секретариат Синода епископов, который на протяжении шестидесяти лет проводит обсуждения в синодальном духе, постоянно продвигаясь вперед. По случаю пятидесятилетия Синода, я подписал и опубликовал документ о том, что это и как он развивается. За эти годы он продвинулся вперед, стал более зрелым, и поэтому я подумал, что очень хорошо провести Синод по принципам синодальности, которая не является данью моде, это старые традиции, и в Восточной Церкви они всегда были. Но как жить синодально? Это значит жить по-христиански, не впадая в идеологию. Что касается процесса соборности, то есть одна особенность, которую мы должны сохранить: синодальная атмосфера. Это не телевизионная программа, на которой обсуждают все подряд, нет. Это религиозное событие, момент религиозного взаимодействия. Представьте себе, что во время вступительной части в Синоде каждый выступит по три-четыре минуты. Три таких речи, потом три-четыре минуты тишины для молитвы. Потом еще три выступления и молитва. Без этого духа молитвы нет синодальности, это тогда будет политика, парламентаризм. Синод – это не парламент. В синоде нужно охранять религиозность и свободу выступающих. Мы создадим комиссию, которая будет докладывать о ходе работы Синода.– Синод вызывает много критики, даже в католических кругах. В книге с предисловием кардинала Берка (Burke) говорится, что Синод – это ящик Пандоры, из которого вылезут все беды Церкви. Что Вы думаете об этой позиции? Опровергнет ли ее реальность или это повлияет на проведение Синода?– Несколько месяцев назад я позвонил одной монахине из ордена кармелитов, не итальянке: "Как поживают монахини, мать-настоятельница?" В итоге она сказала мне: "Ваше Святейшество, мы боимся Синода, опасаемся, что он изменит нашу доктрину". Есть такие настроения, но если взглянуть глубже, то в основе этих рассуждений лежит идеология. Они обвиняют Церковь в том или ином, но никогда не обвиняют ее в том, что является истиной, никогда не говорят: грешница... Они защищают "доктрину", которая подобна безвкусной дистиллированной воде. Это не истинная католическая доктрина, которая содержится в Символе веры и которая так часто вызывает споры. Это смущает людей так же, как и идея Боговоплощения, Непорочного зачатия, Вочеловечения Бога.– Возможно ли, что Синод будет чуть более открыт для журналистов?– Но он открыт! Есть комиссия, чтобы каждый день сообщать новости. Она будет очень уважительно относиться к каждому выступлению и сообщать не сплетни и пустую болтовню, а обсуждение хода синодального собрания, которое окажет конструктивное влияние на церковь. Если кому-то хочется, чтобы новости были в стиле "этот разозлился на того-то за то-то и то-то", то это политическая болтовня. Парламент отличается от Синода. Главным в Синоде является Святой Дух.– Какова была главная цель этого визита? Довольны ли Вы его результатами?– Идея посетить Монголию пришла мне в голову, когда я подумал о небольшой католической общине. Во время таких поездок я навещаю католические общины и знакомлюсь с историей и культурой народа, с его религиозным опытом. Важно, чтобы евангелизация не становилась прозелитизмом, прозелитизм всегда ограничивает. Папа Бенедикт говорил, что вера растет не за счет прозелитизма, а за счет притяжения. Провозглашение Евангелия вступает в диалог с культурой, происходит евангелизация культуры, поскольку христианские ценности отражаются и в культуре народа. Это совсем непохоже на религиозную колонизацию. Для меня цель путешествия заключалась в том, чтобы познакомиться с этим народом, вступить в диалог, принять его культуру и сопровождать Церковь в ее распространении, с большим уважением относясь к культуре. Я доволен результатом.Автор статьи: Джан Гвидо Векки (Gian Guido Vecchi)
/20230831/papa-265407148.html
/20230830/papa_frantsisk-265393865.html
россия
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/09/10/256172083_0:0:2731:2048_1920x0_80_0_0_4e0e7261d74ce4691c11d0399f4883ec.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
corriere della sera, политика, папа римский франциск, россия, интервью