Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Санкции вредят Европе не меньше, чем Путину

© РИА Новости Гавриил Григоров / Перейти в фотобанкОбращение президента РФ В. Путина к гражданам России
Обращение президента РФ В. Путина к гражданам России - ИноСМИ, 1920, 07.09.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европе, как и всему миру, конфронтация с Россией обходится недешево, пишет The Telegraph. Противостояние привело к росту стоимости жизни на всем континенте, безудержной инфляции и стагнации экономики, а в политическом отношении оно все сильнее разъединяет регион.
Джереми Уорнер (Jeremy Warner)
Санкции кусаются, но именно Европа, а не Россия, болевой порог которой кажется почти безграничным, сталкивается с их наиболее разрушительными экономическими и политическими последствиями.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Владимир Путин, несомненно, не ожидал, что западные страны выступят единым фронтом и примут пакет драконовских мер в отношении России за незаконный ввод войск на Украину. Ничего подобного раньше не предпринималось.
Российский лидер рассчитывал на принцип "разделяй и властвуй". Он подсчитал, что многие страны ЕС не вынесут экономических тягот, связанных с отказом от российских нефти и газа, и не пойдут на такой шаг.
Это был один из катастрофических просчетов Путина, приведших к нынешней тупиковой ситуации. В целом союзники твердо придерживаются выбранной линии. В то же время Россия демонстрирует удивительную стойкость, и санкции не смогли сломить решимости страны. При этом они, безусловно, причинили большой ущерб Европе.
Приближается еще одна зима, цены на энергоносители опять растут, снова выявляя трещины в экономике. В Германии все больше тревожатся о вреде, который конфликт наносит некогда хорошо смазанной экономической машине страны, отчасти зависимой от поставок дешевых энергоносителей из России.
"Что будет с нашей экономикой, – воскликнул немецкий участник Форума Амброзетти (Ambrosetti Forum), который собрал на прошлой неделе ведущих бизнесменов и политиков мира на берегу озера Комо в Италии. – Мы перестанем производить товары и, как Великобритания, станем исключительно экономикой услуг и манипуляций с деньгами. Для Германии это не может быть путем дальнейшего развития".
И с этим, кажется, соглашаются все больше немцев. По данным последних опросов общественного мнения, опубликованных Politico, поддержка партии "Альтернатива для Германии" (АДГ), некоторые представители которой предлагают немедленное примирение с Путиным, выросла с 10% на начало конфликта до 21% в настоящее время.
Если бы выборы состоялись в ближайшее время, АДГ опередила бы правящую Социал-демократическую партию и всего на шесть пунктов отстала бы от консервативного Христианско-демократического Союза.
Справедливости ради следует сказать, что не только конфликт на Украине пошатнул экономический и политический уклад Германии.
К ущербу от санкций добавляется ситуация с Китаем, который является крупнейшим рынком сбыта немецких автомобилей. КНР во многом контролирует цепочки поставок аккумуляторов и грозит обогнать Германию по производству электромобилей следующего поколения.
Европейский автомобильный рынок уже сейчас сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны Китая.
Планы ЕС к 2035 году отказаться от моделей с двигателями внутреннего сгорания все сильнее тревожат центры автомобилестроения в Баварии и долине Рейна. Главный исполнительный директор концерна BMW Оливер Ципсе (OliverZipse) сказал на этой неделе, что крупносерийное производство автомобилей может почти исчезнуть.
Бескомпромиссная природа природоохранных планов Германии оказалась губительной для автомобилестроения, а также привела к запрету газовых котлов, закрытию вполне рабочих атомных электростанций и многим другим проблемам.
Санкции против России усугубляют ситуацию. При этом, несмотря на очевидный экономический ущерб, поддержка Украины все еще относительно актуальна в политическом мейнстриме.
Но только не в Венгрии при Викторе Орбане (Viktor Orbán). Страна, как и во многих других вопросах, отказывается присоединиться к общеевропейскому консенсусу. Будь то гендерная или миграционная политика, или обязательства по нулевым выбросам углеводородов, Венгрия неизменно выступает в роли паршивой овцы Европы, бравируя суверенной оппозицией к исходящим из центра инициативам. Несогласие с санкциями – лишь один из камней преткновения.
"Граждане ЕС скептически относятся с текущей политике", – говорит Балаж Орбан (Balazs Orban), советник венгерского премьер-министра по политическим вопросам (не является его родственником). "Этот конфликт на Украине выгоден всем, кроме Европы, – сказал он "на полях" Форума Амброзетти. – Санкции не работают. Необходимо политическое урегулирование".
Его слова, возможно, лучше, чем хотелось бы лидерам ЕС, отражают общественное мнение и в других странах Европы. Во всяком случае это уже не мнение отдельных людей, хотя в Киеве подозревают, что Венгрия поддерживает Путина в надежде заручиться его согласием на аннексию территорий на западе Украины, где проживают говорящие на венгерском языке граждане.
И все же на месте президента Украины Владимира Зеленского меня больше волновала бы поддержка не Европы, а США: там все чаще звучат вопросы относительно десятков миллиардов долларов, выделяемых на военную помощь Киеву.
Уже выделенные 43 миллиарда долларов закончатся в конце этого месяца и, несмотря на неизменную поддержку Зеленского Джо Байденом, дальнейшую помощь нельзя считать делом решенным. Кроме того, Зеленский не может знать, что предпримет Дональд Трамп (Donald Trump) в случае победы на выборах.
Трамп, который, по некоторым данным, не жалует Украину, дал понять, что сразу же будет добиваться урегулирования конфликта. Как и Орбан, он считает, что санкции причинили больше вреда Европе, чем собственно Путину.
Действительно ли он хочет войти в историю как миротворец? Эта мысль может льстить его самолюбию. Однако в силу двойственности характера Трампа надежд на дипломатическое решение вопроса мало, во всяком случае до объявления итогов президентских выборов в США.
Пока российский лидер думает, что Белый дом скоро может занять более дружественный президент, он не пойдет ни на какие уступки.
Глупости, говорит Европейский союз. Санкции делают свое дело. Они способствовали налогово-бюджетной и финансовой дестабилизации России, отрезали страну от ключевых рынков и снизили ее военный, промышленный и технический потенциал.
С августа 2022 года ЕС полностью прекратил импорт российского угля, а поставки нефти и газа из России серьезно сократились, а к концу 2025 года полностью остановятся.
Путину нанесли удар – экономика пробуксовывает, страну покинули многие талантливейшие ее граждане.
В то же время это противостояние привело к росту стоимости жизни во всей Европе, безудержной инфляции и стагнации экономики, а в политическом отношении оно все сильнее разъединяет континент.
Хочу подчеркнуть, я не утверждаю, как Виктор Орбан, что мы должны договориться с Путиным, согласившись на многие его требования, чтобы вернуться к привычному порядку вещей.
Однако вера в то, что Европа может выйти из ситуации относительно невредимой, всегда была самообманом. Также иллюзорными были ожидания, что санкции сломят Путина. Продолжать ожидать этого момента, боюсь, абсолютно бессмысленно – все равно что ждать персонажа одной пьесы, Годо (пьеса Сэмюэля Беккета "В ожидании Годо" – Прим. ИноСМИ).
Между тем европейская экономика продолжает слабеть. Кого же санкции прикончат первого? Путина или Европу? К финишу они могут прийти почти одновременно.