Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Уму непостижимо". Как ЕС утратил контроль над противостоянием из-за украинского зерна

Politico: ЕК обвинили в эскалации конфликта между Польшей и Украиной из-за зерна

© РИА Новости Илья Наймушин / Перейти в фотобанкСбор урожая зерна в Красноярском крае
Сбор урожая зерна в Красноярском крае - ИноСМИ, 1920, 28.09.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Политика Еврокомиссии привела к эскалации конфликта между Польшей и Украиной из-за зерна, пишет Politico. Восточные страны ЕС предупреждали, что введут запрет на импорт, если Евросоюз не продлит ограничения на украинский экспорт. Но Брюссель ничего не сделал.
БРЮССЕЛЬ – Одно дело, когда на руках у тебя слабые карты. Совсем другое, когда ты плохо их разыграл.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Именно так поступила Еврокомиссия во время кризиса, вызванного избытком украинского зерна, в ходе которого Киев поссорился с европейскими союзниками, а Брюссель показал свое бессилие перед польской предвыборной политикой.
Восточные страны ЕС предупреждали, что самостоятельно введут запрет на импорт, если Евросоюз 15 сентября не продлит свои ограничения на украинский экспорт. Но Еврокомиссия ничего не сделала. Украина направила уведомление, что в случае введения запрета подаст иск во Всемирную торговую организацию. И сделала это.
А поскольку торговая политика относится к сфере компетенции Еврокомиссии, получается, что это она представляет Польшу, Венгрию и Словакию в предстоящей борьбе в ВТО — хотя сама комиссия не согласна с позицией этих государств.
"Это ужасный итог для Украины и Евросоюза в целом", — сказал эксперт по торговле Дэвид Клейманн (David Kleimann), работающий внештатным научным сотрудником в аналитическом центре "Брейгель". "Уму непостижимо, как председатель комиссии допустила, чтобы импорт зерна по каналу солидарности ЕС привел к польско-украинской конфронтации", — добавил он.
Валдис Домбровскис (Valdis Dombrovskis), отвечающий в ЕС за вопросы торговли, попытался призвать непослушные восточноевропейские страны к порядку посредством процедуры посягательства. Почему же он не запустил ее?
Уже слишком поздно, сказал один еврочиновник. Действовать надо было весной, когда Польша, Венгрия, Словакия, Болгария и Румыния самостоятельно ввели запреты на импорт. Но комиссия уступила им и ввела ограничения в масштабах всего Евросоюза, срок действия которых истек в этом месяце.
"Это как в поговорке: дай ему палец, а он всю руку откусит, — сказал этот чиновник, попросивший не называть его имя, чтобы можно было говорить откровенно. — Отказ вмешаться весной был ошибкой".

Уступая шантажу

В апреле группа прифронтовых государств во главе с Польшей ввела запрет на поставки украинского зерна, когда запротестовали местные фермеры, лишившиеся возможности продать свой урожай. Россия ввела блокаду украинских портов на Черном море, и это вызвало перенасыщение рынка и избыток предложения, поскольку украинское зерно пошло на континентальные рынки.
Запрет на импорт вызвал возмущение в остальных странах ЕС. Они заявили, что такие меры подрывают единый рынок Евросоюза и солидарность с Украиной. По сути дела, это равноценно отказу от отмены импортных пошлин на украинское зерно, которая действует с начала российской военной операции.
Во избежание драки Еврокомиссия решила задним числом утвердить запрет, введя чрезвычайные защитные меры по пшенице, кукурузе, рапсу и подсолнечнику.
Руководство ЕС оказалось в сложном положении. К середине сентября оно должно было решить, продлевать запрет или нет. Сделать это надо было за неделю с небольшим до выборов в Словакии, которые состоятся в субботу, и за месяц до всеобщего голосования в Польше.
"Это настоящие зыбучие пески, созданные самой Еврокомиссией, которая в первый раз сделала исключение, — сказал один дипломат из Евросоюза. — Уступив шантажу тогда, она сталкивается с большими трудностями сейчас, пытаясь с достоинством выбраться из этой трясины".
Большинство стран ЕС выступали против продления запрета на импорт, считая это чисто политическим шагом в стремлении умиротворить польское консервативное правительство во главе с партией "Право и справедливость" накануне выборов.
Демонстранты с флагами Польши и Украины в Варшаве - ИноСМИ, 1920, 28.09.2023
Польша отдает на растерзание всех своих соседейЕсли польские партии "Право и справедливость" и "Конфедерация свободы и независимости" объединятся для победы на выборах, положение Киева и украинских беженцев усложнится, пишет FP. Поляки уже стали хуже относиться к соседям и в грубой форме требуют от них возвращаться домой.
Комиссия в последний момент решила снять ограничения, заявив, что в пяти граничащих с Украиной странах больше нет никаких перекосов на рынке. В то же время, Украина согласилась ввести меры экспортного контроля во избежание нового затоваривания зерном.
Венгрия, Польша и Словакия мгновенно объявили, что вводят запреты на импорт в одностороннем порядке. После этого Киев подал иски к этим странам во Всемирную торговую организацию. Теперь Еврокомиссии предстоит представлять все три страны в торговом споре, поскольку ЕС отвечает за торговую политику.
"Именно так выглядит дефицит политического лидерства, — сказал Клейманн. — Это впечатление усиливается тем обстоятельством, что комиссия даже не намекала на свое намерение подать в суд на Польшу и Венгрию за явное нарушение законодательства ЕС".

Предвыборная динамика

Так как же ЕС выбраться из этой неразберихи, которую она сама создала?
Оптимистично настроенные чиновники из ЕС и Украины утверждают, что теперь напряженность пойдет на спад. Правда, состоявшиеся в среду переговоры между министрами сельского хозяйства Польши и Украины не дали никаких результатов.
В четверг Европейская комиссия соберет всех противников украинского зернового экспорта в попытке добиться подвижек в этом вопросе. Есть идея создать систему лицензирования экспорта, которая даст больше пространства для маневра.
Еврокомиссар по сельскому хозяйству поляк Януш Войцеховский (Janusz Wojciechowski) уже раскритиковал данное предложение, назвав его "развращающим".
Торговля не относится к сфере его компетенции, однако Войцеховский, являющийся членом правящей в Польше партии, с головой окунулся в зерновую баталию, заявляя, что "не сложит оружие", пока не добьется от Еврокомиссии восстановления ограничений. Объявив о введении эмбарго, польское правительство поблагодарило Войцеховского за "сотрудничество".
Официальные лица признают, что до выборов в Польше ситуация вряд ли серьезно изменится, потому что возникла очень сильная политическая шумиха. Есть надежда, что, когда избирательные участки в Польше закроются, политическое позерство прекратится. Украина введет свои меры, три страны отменят свои запреты, а спор в ВТО зайдет в тупик, или еще лучше, будет урегулирован дипломатическим путем.
Но это наивная надежда, заявляет старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations) Петр Бурас (Piotr Buras). Он утверждает, что усиливающаяся агрессивность Польши по отношению к Украине после выборов никуда не исчезнет. "В Польше после выборов все будет, как и до них, — сказал Бурас. — Избирательная кампания продолжится, потому что формирование правительства будет идти с большим трудом. И нельзя исключать, что весной 2024 года там пройдут внеочередные выборы".
Если спад напряженности, на который возлагает надежды европейское руководство, окажется миражом, Еврокомиссия попадет в исключительно сложное положение. Другие страны ЕС все больше нервничают из-за созданного самовольными запретами прецедента на едином рынке.
Пока руководство комиссии игнорирует призывы начать процедуру посягательства, надеясь отыскать политическое решение. Но чем дольше будет длиться этот спор, тем неизбежнее будут становиться правовые действия. По словам еврочиновника, три страны Восточной Европы не просто нарушают законы ЕС — они открыто хвастаются этим.
Польский министр сельского хозяйства Роберт Телус (Robert Telus), например, вел себя весьма вызывающе на последней встрече профильных министров ЕС в Брюсселе, заявив репортерам, что его не волнуют возможные ответные меры со стороны комиссии. "15 апреля мы сделали гораздо больше. Мы все заблокировали. И что произошло? Ничего", — сказал он.
Авторы статьи: Барбара Моэнс (Barbara Moens), Бартош Бжезинский (Bartosz Brzeziński)