Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Причиной тяжелого положения ресторанов русской кухни в Финляндии стал кризис на Украине, пишет Helsingin Sanomat. И это несправедливо, ведь заведения принадлежали не россиянам, убежден автор статьи.
Хельсинкский ресторан "Шашлык" предлагает своим посетителям впечатления для всех органов чувств уже больше пяти десятилетий. В свое время его открыл эксцентричный телеведущий и ресторатор Тимо Кауконен, к которому персонал ресторана обращался как к "начальнику".Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram Украинский кризис доказал, что Зеленский — неудачник грандиозного масштаба,
На входе мы видим шкуру медведя, наброшенную на спинку кресла, обитого красным бархатом.
Откуда-то издалека раздаются грузинские напевы. На стенах очень много картин — кажется, больше уже не поместится.
Освещение настолько приглушенное, что требуется время, чтобы привыкли глаза.
Мы пришли в ресторан "Шашлык" (Saslik) на улице Улланлинна. Это один из немногих ресторанов русской кухни в Хельсинки, который до сих пор продолжает работать.
Даже не верится, что мы по-прежнему в Хельсинки.
Недавно столичные рестораны в русском стиле один за другим были вынуждены закрыть свои двери.
Ресторан Troikka ("Тройка") в районе Тёёлё завершил работу в сентябре, Bellevue ("Красивый вид", фр.) в районе Катаянокка — еще в феврале. Ресторан советской кухни Davai Davai ("Давай Давай", один из владельцев — актер Вилле Хаапасало (Ville Haapasalo), прим. ИноСМИ) на углу площади Кауппатори закрыл свои двери для посетителей летом 2022 года.
Причиной тяжелого положения ресторанов русской кухни стал кризис на Украине. Ситуация довольно несправедливая: ведь эти рестораны не принадлежали россиянам.
Однако ресторан "Шашлык" остается на плаву. Как же такое возможно?
В 1972 году на улице Улланлинна начались перемены.
Тимо Кауконен (Timo Kaukonen), которого широкая аудитория запомнила как телеведущего, восхитился напоминающими лабиринты помещениями на улице Нейтсютполку — и решил открыть в них ресторан.
Для Кауконена это был не первый проект в ресторанной сфере.
Четырьмя годами раньше он успел открыть ресторан в русском стиле Troikka, а затем — ресторан Kasakka ("Казак") в столичном районе Круунунхака.
"Шашлык" стал не простым рестораном, а настоящим впечатлением.
Стены оклеили тканевыми обоями, полы застелили огромными коврами, создающими особую атмосферу. Большие окна оформили витражными росписями. Для освещения установили десятки маленьких антикварных светильников — и хрустальные люстры.
Кауконена увлекала славянская культура. Он был человеком мира.
Конечно, Тимо Кауконен был довольно эксцентричной персоной. В ресторане работали в основном женщины, которые должны были обращаться к нему на Вы и называть его "начальником". (Обычно в финской культуре общения собеседники обращаются друг к другу по имени и на ты, прим. ИноСМИ.)
Он оплачивал работающим в ресторане девушкам и женщинам еженедельные походы в парикмахерскую. Перед проведением вечеринок для персонала каждый сотрудник получал специальные выплаты на покупку одежды.
В свете сегодняшних дней такие идеи могли бы показаться спорными. Но в то время лишь говорили, что Тимо Кауконен заботился о своих сотрудниках.
Перед нами маленький кабинет для двух персон под названием Timantti ("Бриллиант").
Нынешним владельцем "Шашлыка" является семейное предприятие A&S Ravintolat. С рестораном нас знакомят заместитель директора компании Анна-Леена Оксанен (Anna-LeenaOksanen), директор по продажам и маркетингу Йоханна Хаатая (Johanna Haataja) и директор по развитию Тони Микконен (Toni Mikkonen).
Потолок и обои в кабинете Timantti украшены золотым орнаментом. На столе трепещет пламя свечи.
"Здесь, должно быть, делали предложение руки и сердца сотни раз", — с уверенностью говорит Хаатая.
В ресторане "Шашлык" сейчас насчитывается восемь кабинетов, и в каждом — своя особая атмосфера. Есть кабинет Orientti ("Восток") с восточным колоритом и несколько мрачный кабинет со сводами Pankki ("Банк"). В кабинете Presidentti ("Президент") на посетителей смотрят со стен портреты президентов Урхо Кекконена (Urho Kekkonen) и Густава Маннергейма (Gustaf Mannergeim).
Во всех кабинетах есть звонки, при помощи которых можно позвать официанта. Когда-то эти звонки называли "водочными кнопками": в свое время водка и вино лились в ресторане ручьями.
Такое случается и сейчас — в некоторые вечера.
"Золотое время" ресторана "Шашлык" пришлось на 1970-е и 1980-е годы.
Тогда политическая ситуация в мире была для ресторана благоприятной, а славянская кухня считалась достаточно экзотической.
Известные гости — это отдельная глава в истории ресторана.
Президент Кекконен был близким другом ресторатора Кауконена, поэтому он не раз приходил наслаждаться дарами ресторана в отдельном кабинете. Вместе с ним частенько приходили и другие влиятельные гости.
Ресторан был у всех на слуху, и посетители начали приезжать в "Шашлык" из других городов — и порой даже из-за границы.
Известно, что в ресторан приходили и звезды музыкального мира: Элис Купер (Alice Cooper), Игги Поп (Iggy Pop), участники групп Black Sabbath и Toto.
Мы намеренно не хотим писать об известных гостях, которые посетили ресторан недавно: многие приходят сюда именно ради уединения.
Пожалуй, достаточно того, что политики и знаменитости посещают ресторан каждую неделю — так нам рассказали.
Король Швеции Карл XVI Густав (Carl XVI Gustaf) отведал деликатесы ресторана в начале 2000-х.
Спад в работе ресторана "Шашлык" начался в 1980-е годы: возникли финансовые трудности. Владельцы менялись дважды.
В конце концов Анна Тайнио (Anne Tainio), работавшая в ресторане метрдотелем, и ее супруг Сакари Тайнио (Sakari Tainio) решили купить ресторан в 1994 году.
Они хотели вернуть ресторану былую славу, поскольку все еще видели в нем потенциал. Началась работа, обновление и сохранение традиций.
В меню по-прежнему есть медвежатина по-фински, шашлык "Меч Ивана", запеченное мороженое "Екатерина Великая" — как и 50 лет назад.
Для ресторана постоянно разрабатываются новые блюда. Директор по развитию Микконен говорит, что в новом меню будет больше мотивов французской кухни. Планируется подавать паштеты, террин и бриоши.
Что касается напитков, в ресторане "Шашлык" можно заказать грузинское вино, украинское пиво и водку.
Российских продуктов в ресторане сейчас нет — это протест против происходящего на Украине.
Поскольку другие рестораны русской кухни столкнулись с трудностями, сам собой напрашивается вопрос: как у ресторана "Шашлык" обстоят финансовые дела?
По словам заместителя директора компании Анны-Леены Оксанен, ситуация стабильная.
Столичные посетители полюбили ресторан уже давно. Постоянные гости готовы сделать заказ, не заглядывая в меню.
Большую часть клиентской базы "Шашлык" составляют фирмы. В кабинетах как раз достаточно уединения и спокойствия для проведения закрытых встреч.
Туристам ресторан тоже по душе. У гостей из Америки, Японии и стран Северной Европы особой популярностью пользуется медвежатина.
Удивительно, но в ресторан очень редко заходят и заходили русские. Хотя российское посольство находится совсем неподалеку.
"Русские, вероятно, предпочитают есть финскую еду, когда приезжают в Хельсинки", — предполагает Оксанен.
А вот и первые посетители ресторана этого вечера.
Риитта Тудерман-Халмела (Riitta Tuderman-Halmela) и Антеро Халмела (Antero Halmela) приехали из города Эспоо, чтобы отпраздновать 43-ю годовщину свадьбы.
"Ресторан выбрал мой муж. Это был сюрприз", — делится Тудерман-Халмела.
Пара здесь не впервые. В юности супруги время от времени приходили в "Шашлык", когда могли себе это позволить, и иногда приглашали родителей. Особенно сильное впечатление несколько десятилетий назад произвела порция запеченного мороженого.
"Это было так здорово", — вспоминает Тудерман-Халмела.
Чем же супругов привлекло это место?
"Здесь хорошая еда и приятное обслуживание. Такая ностальгия", — говорит Тудерман-Халмела.
"Ничто так не расстраивает при посещении ресторана, как невкусные блюда. Здесь такого никогда не бывает", — соглашается Халмела с мнением жены.
А затем супруги поднимают бокалы.
В событиях на Украине еда не виновата. Так что русской кухней не грех насладиться.
Автор статьи: Эмилия Кангаслуома (Emilia Kangasluoma)