Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Германии придется привыкать к АдГ

The Spectator: на Западе обеспокоены усилением ультраправых в Германии

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкАкция партии "Альтернатива для Германии" против политики Ангелы Меркель в Дрездене
Акция партии Альтернатива для Германии против политики Ангелы Меркель в Дрездене - ИноСМИ, 1920, 01.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Альтернатива для Германии" стала второй по популярности партией в стране, пишет The Spectator. И таких успехов она добивается в момент, когда "светофорная" коалиция выглядит беспомощной. По мнению автора статьи, дальнейшее усиление ультраправых породит "истерику и смятение".
На этой неделе правая партия "Альтернатива для Германии потерпела одно из первых поражений за год, не сумев победить на выборах мэра в маленьком городке в Тюрингии Нордхаузен. Обычно Германия не очень-то интересуется такими городами, как Нордхаузен с его населением в 40 тысяч человек. Но эти выборы имели большое значение для немцев, обеспокоенных неудержимым, как им кажется, усилением АдГ. В настоящее время эта партия набирает по общенациональным опросам общественного мнения 22 процента и на региональных выборах в Тюрингии, Саксонии и Бранденбурге вполне может выйти на первое место.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Германия долгое время недооценивала АдГ. Когда она получила известность на федеральных выборах в 2017 году, набрав 12 процентов голосов избирателей, немцы были шокированы, однако подумали, что долго она не протянет. В памяти избирателей еще были свежи воспоминания о кризисе беженцев 2015-2016 годов, и многие полагали, что популисты постепенно сойдут с дистанции, когда проблема иммиграции отойдет на второй план.
Но этого не случилось. Сегодня "Альтернатива для Германии" вторая по популярности партия в стране, уступающая только правоцентристскому ХДС. Впервые в новейшей истории Германии ее канцлер Олаф Шольц возглавляет партию, занимающую третье место по опросам общественного мнения.
Таких успехов АдГ добивается в момент, когда так называемая "светофорная" коалиция Шольца (красные социал-демократы, желтые либералы и зеленые) кажется все более беспомощной. Его коалиционное правительство, впервые со времен Веймарской республики состоящее из трех партий, крайне непопулярно. Им недовольны 73 процента немцев.
Между тем АдГ добивается значительных побед на востоке Германии. В Тюрингии и Саксонии она уже стала самой мощной политической силой, за которую голосует примерно треть электората. Пока другие партии не пускают "Альтернативу для Германии" во власть, окружив ее защитной стеной и отказываясь с ней сотрудничать. Но эта защитная стена, по всей видимости, простоит недолго. Летом политик из этой партии впервые стал мэром округа. А недавно ХДС в Тюрингии с помощью АдГ победила во время голосования о снижении налогов. АдГ имеет все шансы одержать верх на региональных выборах в этой земле, и поэтому остальным партиям будет все сложнее держать ее в узде. Чтобы сохранить там свою власть, ХДС, возможно, придется сделать ставку на поддержку леворадикальной партии под названием "Левая". Это неизбежно оттолкнет от ХДС многих консервативных избирателей.
Тюрингия, где находятся такие исторические города, как Веймар и Эрфурт, стала не только главным оплотом АдГ, но и рассадником радикализма. Руководит этой землей самый влиятельный политик АдГ Бьёрн Хёке (Björn Höcke). Он привлек к себе пристальное внимание немецких властей. Немецкая версия МИ5 Landesamt für Verfassungsschutz, призванная защищать конституцию, официально объявила тюрингское крыло "Альтернативы для Германии" экстремистской партией правого толка, за которой надо следить. В остальных землях Германии эту партию внесли в разряд "подозрительных", а это дает возможность управлению по защите конституции внедрять в ее ряды своих тайных агентов.
АдГ называет Landesamt für Verfassungsschutz политически ангажированной организацией. Она подчиняется министерству внутренних дел, которым руководит социал-демократ, как в Тюрингии, так и на федеральном уровне. Нет никаких сомнений, что Хокке и его союзники против тех ценностей, которые сплачивают немцев с 1945 года. Как-то раз Хокке назвал берлинский мемориал уничтоженным евреям Европы "мемориалом стыда". Он открыто использует такие термины, как "африканский жизнеутверждающий тип размножения" и фразы, связанные с нацистским прошлым Германии.
Немецкий депутат Лукассен: отправка оружия на Украину нас разорит
Депутат АдГ – депутату ХДС: это вы грабите нашу армию, поощряя отправку оружия на УкраинуДепутат от партии "Альтернатива для Германии" Рюдигер Лукассен в эфире ZDF высказался против отправки оружия на Украину. При этом он обвинил ведущего, представителя ХДС Маркуса Ланца, в "разграблении" бундесвера.
Опасна ли АдГ для демократической системы? Надо ли запретить эту партию, чего хотят многие на левом фланге? Официальный манифест АдГ никак нельзя назвать радикальным, по крайней мере, по британским стандартам. Многие его разделы понравились бы и правому крылу партии тори. Там выражается поддержка традиционным (семейным) ценностям, политике свободного рынка, ослаблению контроля за миграцией и интеграции ЕС. АдГ с презрением относится к идеологии воукизма и миссионерам климатических изменений и призывает сосредоточиться на национальных интересах и прямой демократии. Во время пандемии партия заговорила о "диктатуре короны". Она с огромным недоверием относится к НАТО и занимает пророссийские позиции, как и многие немцы на коммунистическом в прошлом востоке страны. В этом плане "Альтернатива для Германии принципиально отличается от британских консерваторов и их итальянских единомышленников во главе с премьер-министром Джорджей Мелони.
Главная проблема с АдГ – это то, что скрывается за кулисами. Говорят, что некоторые отделения партии связаны с неонацистами. Но избирателей это волнует все меньше и меньше. Они видят в АдГ единственную имеющую шансы на избрание альтернативу традиционным немецким партиям с их общим набором ценностей. Многих избирателей больше всего тревожит миграция. Количество прибывающих в Германию просителей убежища в этом году почти удвоилось, составив приблизительно 350 000 человек. Лишь небольшую часть из них признают законными мигрантами или беженцами, но в итоге почти все они останутся в Германии. Стремительные демографические изменения заметнее всего на улицах, и это вызывает жалобы на нагрузку на школы, больницы, жилищные условия и систему социального обеспечения. На прошлой неделе правящие партии начали медленно менять курс, но происходит это очень болезненно. Однако зеленые по-прежнему препятствуют любым существенным изменениям, а министр внутренних дел проявляет упрямое непостоянство в вопросах пограничного контроля. В ЕС Германия превратилась в главное препятствие на пути ужесточения мер против незаконной миграции.
ХДС, который раньше возглавляла Ангела Меркель, никак не может свыкнуться со своей ролью оппозиции. Он явно напуган усилением партии правого толка и сейчас выступает за закрытие немецких границ и ограничение прав просителей убежища. Но многие в рядах союза не согласны с его руководителем Фридрихом Мерцем в вопросе смены курса. А для большинства немцев ХДС остается той самой партией, которая при Меркель восемь лет назад настежь распахнула границы. То же самое касается изменений климата. На сегодня АдГ единственная политическая сила, яростно сопротивляющаяся новой жесткой политике по изменениям климата. ХДС тоже критикует такую политику, но лишена возможности решительно с ней бороться, так как может возникнуть необходимость создания коалиции с "зелеными".
Скоро партийная система Германии станет еще более хаотичной. Ходят слухи, что бывший номинальный руководитель "Левой партии" Сара Вагенкнехт (Sarah Wagenknecht) порвет с этой партией и создаст собственную. По данным социологических опросов, более 20 процентов электората как минимум рассмотрят возможность проголосовать за партию, которую она сформирует. Хотя это будет леворадикальная партия, в ее программе наверняка будет удивительно мало отличий от программы АдГ.
Германия не возвращается в 1930-е годы. Немецкое общество по-прежнему подавляющим большинством придерживается умеренных взглядов, а многие сторонники АдГ ушли вправо ничуть не дальше типичных британских консерваторов. Но усиление "Альтернативы для Германии" в предстоящие годы будет порождать мощную истерику и смятение. Самой стабильной стране в Европе придется запоздало искать возможность оседлать волну популизма.

Автор статьи: Йохен Бухштайнер (Jochen Buchsteiner)