Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новое лицо войны: внезапные атаки, дешевые и устрашающие

© AP Photo / Mass Communication Specialist 2nd Class Ridge Leoni/U.S. Navy via APАмериканский авианосец «Джеральд Форд»
Американский авианосец «Джеральд Форд» - ИноСМИ, 1920, 18.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В прошлом ВМС США угрожали только сопоставимые по силам противники, пишет The Hill. Но сегодня для уничтожения военных кораблей можно использовать дешевые и эффективные коммерческие технологии. При этом найти ответственных за нападение будет практически невозможно.
Харлан Ульман (Harlan Ullman)
Отвратительные и подлые атаки ХАМАС в Израиле и продолжающаяся битва за Украину подтверждают один неизменный аспект войны и создают при этом новый. Основная причина, почему ХАМАС удалось застигнуть Израиль врасплох, заключается в том, что внезапные атаки с целью развязать войну по-прежнему срабатывают. В этом отношении история весьма однозначна.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
От мифического Троянского коня до внезапного нападения Японии на российскую базу в Порт-Артуре, положившего начало русско-японской войне в 1904 году, и Перл-Харбор 37 лет спустя — прошлое изобилует такими примерами.
Однако внезапность еще не гарантирует победу. Зачастую ситуация складывается совершенно иначе: Япония и Гитлер выучили этот урок в 1945 году, вопреки первоначальным успехам (так, последний застал врасплох союзников в 1939 году и Сталина в 1941 году). Хотя разрушительные события 11 сентября повергли общественность в глубокий шок, спустя десять лет Усама бен Ладен заплатил за это сполна.
ХАМАС своей атакой и Украина своим уроном российскому флоту оба демонстрируют ценность дешевых и легкодоступных технологий. В Газе ХАМАС использовал скоростные катера, парапланы и бульдозеры. Киев беспилотниками и ракетами воздушного и морского базирования серьезно повредил ряд российских военных кораблей и вынудил Черноморский флот отступить на восток за пределы досягаемости ракет и беспилотников.
А теперь предположим, что ХАМАС, другая группировка или даже соперничающая держава воспользуется той же тактикой и дешевым оружием, чтобы нанести вред США, не оставив при этом никаких "отпечатков пальцев" и улик, по которым можно будет определить ответственность. Как это можно будет сделать? Вот президент Джо Байден направил в Восточное Средиземноморье группу кораблей во главе с авианосцем "Джеральд Форд" в качестве сдерживающего фактора. Авианосная группа обладает необычайной огневой мощью и современными системами вооружения.
Авиакрыло "Джеральда Форда" насчитывает передовые ударные истребители, а также противолодочные средства. С полудюжины крейсеров и эсминцев, оснащенных системой Aegis ("Эгида") также несут крылатые ракеты "Томагавк" большой дальности и целый ряд оборонительных систем ближнего боя. Это более чем грозная сила.
Но плавание в Восточном Средиземноморье сопряжено с большим риском, и на флоте это прекрасно понимают. Эта многолюдная акватория к югу от Крита и к западу от Кипра полна торговых судов и рыбацких лодок. Значит, обнаружить ударную группу не составит труда. Роль соглядатая на себя может взять торговое или рыболовное судно или беспилотник. Наконец, в наблюдении помогут и гражданские спутники.
Если ударную группу удастся обнаружить и определить ее местоположение, то совершенно логично, что ее можно будет и атаковать. Однако точки запуска крылатых ракет наземного базирования не составит труда отследить — а значит, и установить виновника. Поэтому напрашивающаяся тактика — это внезапный удар.
Предположим, ХАМАС или кто-то еще захочет нанести ущерб США с помощью рыболовецких или небольших торговых судов, оснащенных коммерчески доступными беспилотниками и ракетными технологиями. Следовать за авианосной группой на расстоянии от 10 до 20 и более морских миль в международных водах довольно просто. В назначенное время — допустим, около 4 часов утра, когда на борту ударной группы меняется дежурство — начнется атака.
Некоторые виды беспилотников можно обнаружить, а другие, из картона — нет. Цель этих беспилотников — не потопить, а нанести ущерб боевым кораблям ударной группы, вывести из строя радары и засорить полетную палубу "Джеральда Форда". И если нападавшие действительно проявят изобретательность, то и повторение атаки террористов-смертников на эсминец "Коул" в 2000 году в йеменском Адене.
Можно будет использовать скоростные катера, способные развивать скорость до 100 километров в час. Даже если эти катера будут располагаться в нескольких километрах от ударной группы, они преодолеют это расстояние за считанные минуты. Начинки из взрывчатки вполне хватит, чтобы потопить более крупные военные корабли, не говоря уже о том, чтобы вывести из строя корабли поменьше.
Само по себе это не новость. Сходные сценарии отрабатывались на штабных учениях и в ходе компьютерного моделирования. Адмирал Джим Ставридис и писатель Эллиот Акерман даже написали замечательный роман под названием "2034: роман о следующей мировой войне", где китайский флот внезапной атакой потопил значительную часть Тихоокеанского флота США.
Сегодня необходимо понять следующее: внезапность остается мощнейшим приемом. В прошлом флот терпел поражение лишь от сопоставимых морских, воздушных или подводных сил. Принципиальная разница заключается в том, что сегодня легко доступны дешевые и эффективные коммерческие технологии.Описанный выше сценарий не будет стоить злоумышленнику практически ничего. При этом ударная группа в составе атомного авианосца с авиационным крылом и эскорта стоит свыше 20 миллиардов долларов.
Для ВМС США крайне важно продолжать плавание во враждебной обстановке. Но делать это надо с умом и осторожностью.
Харлан Ульман — доктор философии, старший советник Атлантического совета в Вашингтоне, главный автор доктрины "Шок и трепет", автор ряда книг. Служил в ВМС США и Королевском флоте Великобритании в восточном Средиземноморье