Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Китай и Россия могут помочь Америке избежать эскалации на Ближнем Востоке

RS: США избегут войны на Ближнем Востоке, если наладят диалог с Россией и Китаем

© AP Photo / Evan VucciПрезидент США Джо Байден
Президент США Джо Байден - ИноСМИ, 1920, 20.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
США сталкиваются с двумя угрозами – крахом Израиля и перерастанием кризиса в Газе в региональную войну, пишет Responsible Statecraft. В случае разрастания конфликта Америке придется сражаться против России и, возможно, Китая. Однако решение есть: Байдену надо наладить диалог с Путиным и Си.
Вашингтону нужна любая помощь, которую он только может получить, чтобы предотвратить конфликт регионального масштаба.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Соединенные Штаты сталкиваются с двумя исключительными угрозами, вытекающими из нападения ХАМАС на Израиль и из ответного удара Тель-Авива. Первая – это смертельная угроза, которой подвергнется Израиль в результате нападений со стороны ХАМАС, "Хезболлы", Ирана (особенно если ему поможет Россия) и новой волны интифады (арабское движение, направленное на освобождение оккупированных Израилем палестинских территорий – прим. ИноСМИ). Вторая – это опасность того, что конфликт регионального масштаба может втянуть Соединенные Штаты и Россию в боевые действия на противоположных сторонах, и при этом Китай окажет поддержку своему соседу.
Предотвращение обоих этих сценариев – это критически важная задача, которую необходимо решить как в интересах национальной безопасности Америки, так и ради того, чтобы выполнить наши обязательства перед Израилем. И наша способность сделать это – или по крайней мере минимизировать региональные негативные последствия такого вторжения – в значительной мере зависит от помощи Китая и России в сдерживании их партнеров на Ближнем Востоке в обмен на сдержанность Израиля в секторе Газа.
Наиболее вероятным прямым путем к воплощению этих двух угроз в реальность является полномасштабное наземное вторжение Израиля в сектор Газа, к которому ХАМАС почти наверняка готов и которое, вполне вероятно, он и хотел спровоцировать. Такое вторжение неизбежным образом повлечет за собой продолжительные городские бои и массовые жертвы среди мирного населения. Это, в свою очередь, вызовет мощную волну негодования по всему региону и вынудит "Хезболлу" выступить с военным ответом, что обернется огромным давлением на Иран, которому придется поддержать своего ливанского партнера.
Северный фронт в противостоянии Израиля и "Хезболла", пользующейся поддержкой Ирана, вполне может распространиться и на соседнюю Сирию, в результате чего Россия и даже Турция могут оказаться втянутыми непосредственно в боевые действия. Ни одна из этих сторон не хочет ввязываться в прямое военное противостояние с Израилем – по некоторым данным, нападение ХАМАС застало Иран врасплох, Россия полностью поглощена конфликтом с Украиной, а Турция может потерять рычаги влияния, которые она имеет благодаря умению лавировать между Соединенными Штатами, Европой, Россией и региональными игроками на юге. Тем не менее обстоятельства могут вынудить эти государства принять решения, которых они предпочли бы избежать.
Если сравнивать Китай и Россию, то помощью Пекина будет легче заручиться. Он может очень многое потерять в случае расширения конфликта на Ближнем Востоке, ведь это поставит под угрозу доступ к поставкам нефти из региона, подстегнет цены на энергоносители и подорвет глобальную торговлю, от которой зависит экономика Китая. Кроме того, КНР может многое выиграть от сотрудничества с США в вопросе сдерживания кризиса и стабилизации обстановки в регионе, потому что это укрепит авторитет Пекина на международной арене и потенциально даже смягчит бессознательный страх Америки, опасающейся, что Поднебесная стремится подорвать международный порядок.
По этим причинам Вашингтон может не захотеть благословлять выдающуюся роль Китая на Ближнем Востоке. Но Китай уже играет такую роль независимо от желаний Соединенных Штатов, о чем свидетельствует успех Пекина в содействии сближению Эр-Рияда и Тегерана. Плодотворное сотрудничество с Китаем на Ближнем Востоке ознаменовало бы возврат к прежним заявлениям Соединенных Штатов о том, что Вашингтон надеется, что Пекин станет на мировой арене "ответственной заинтересованной стороной", а не врагом.
Байден посетил Израиль, 18 октября 2023 года - ИноСМИ, 1920, 19.10.2023
Какова была позиция президента США Байдена по поводу войны между Израилем и Газой?Байден посетил Израиль и встретился с Нетаньяху, пишет сайт Al Jazeera. Он заявил, что Тель-Авив не имеет отношения к подрыву больницы в Газе. Фактически США дали союзнику зеленый свет на то, чтобы и дальше нападать на Палестину всеми доступными способами, отмечает автор статьи.
Россия является более важным игроком, однако привлечь ее будет труднее. Она важна, потому что у нее сложились хорошие отношения и с Израилем, и с Ираном, и она сражалась вместе с силами "Хезболлы" в Сирии. А трудность состоит в сильнейшем недоверии и враждебности, которые накапливались в отношениях между Вашингтоном и Москвой еще задолго до того, как российская специальная военная операция на Украине повергла эти отношения в пропасть. Учитывая глубокую враждебность между Соединенными Штатами и Россией, вспыхнувшую в связи с украинским кризисом, у Москвы, несомненно, есть масса причин создать Вашингтону проблемы и использовать гнев международного сообщества по поводу ответного удара Тель-Авива по сектору Газа, чтобы укрепить свои связи с Тегераном, арабскими столицами и странами Глобального Юга в ущерб Соединенным Штатам.
К счастью, у Москвы также есть причины беспокоиться по поводу углубления конфликта на Ближнем Востоке. С момента окончания холодной войны Россия стремилась поддерживать хорошие отношения с Израилем, который стал для нее важным экономическим партнером и куда переехали более миллиона российских эмигрантов. Последние семь лет Россия не реагировала, когда Израиль атаковал силы "Хезболлы" и сирийские цели, хотя Москва стала ключевым партнером "Хезболлы" и баасистского режима в Сирии. <...>
Кроме того, Россию уже долгое время тревожат угрозы со стороны суннитского исламского терроризма, который вылился в множество терактов на ее территории и рост которого, скорее всего, станет одним из следствий набирающего обороты конфликта в секторе Газа. После терактов 11 сентября Москва прониклась ощущением общности интересов с Соединенными Штатами в вопросе борьбы с терроризмом. И это стало причиной того, что политика Запада в Ливии и Сирии была встречена в России не только с яростью, но и с глубоким недоумением.
Видя очевидные угрозы со стороны исламистского экстремизма и ужасающие последствия войны в Ираке, российские аналитики никак не могли понять, почему Запад вдруг начал проводить политику, которая, скорее всего, обернется крахом ливийского и сирийского государств (в случае первого так и произошло) и появлением отличных возможностей для процветания сил джихада.
Восстановление хотя бы ограниченного сотрудничества с Россией в вопросе борьбы с терроризмом является одним из путей к итоговому урегулированию и крайней необходимостью само по себе, потому что текущий конфликт неизбежно повлечет за собой рост террористической угрозы на Западе. В Европе теракты уже начались. Соединенным Штатам также необходимо возобновить переговоры с Россией по вопросу будущего Сирии, поскольку американская стратегия по свержению режима Башара Асада уже давно провалилась.
Примирить эти противоречивые импульсы, чтобы возобновить сотрудничество с Россией ради сдерживания эскалации вокруг сектора Газа, будет непростой задачей. Для этого потребуется открыть канал связи между высокопоставленными чиновниками администрации Байдена и Кремля для обсуждения кризиса, а также отправить завуалированный сигнал, что Вашингтон готов прислушаться к некоторым конкретным опасениям России касательно роли американских военных в Сирии и касательно необходимости возобновить палестино-израильскую дипломатию. Наши шансы на сотрудничество с Россией вырастут, если Соединенные Штаты и Китай начнут серьезные переговоры по урегулированию кризиса в Газе, потому что Путин не захочет уступать международную арену Пекину.
Ни у России, ни у Китая нет достаточно мощных рычагов влияния, чтобы помешать "Хезболле" открыть северный фронт с Израилем – тем самым спровоцировав каскад дальнейшего обострения, – если Армия обороны Израиля начнет полномасштабное вторжение в сектор Газа. Однако они, вероятно, обладают достаточным влиянием, чтобы убедить сторонников ХАМАС не вмешиваться в конфликт в обмен на некоторую сдержанность со стороны израильтян, – особенно если Соединенные Штаты проявят готовность поддержать возобновление палестино-израильских переговоров, начать переговоры с Москвой по Сирии и разделить международную арену в процессе урегулирования текущего кризиса.
Если же Соединенные Штаты воспротивятся вовлеченности Китая и России, это лишь усилит сопротивление Пекина и Москвы американской политике. Если и есть что-то, что Вашингтону совершенно не нужно в условиях текущего кризиса, так это еще больше сторон, готовых использовать нестабильность в своих интересах.
Авторы: Джордж Биб (George Beebe) проработал более двух десятилетий в правительстве в качестве аналитика разведки, дипломата и политического советника, в том числе в качестве директора отдела анализа России в ЦРУ и советника вице-президента Дика Чейни по вопросам России. В своей книге 2019 года под названием "Российская ловушка: как наша теневая война с Россией может перерасти в ядерную катастрофу" (The Russia Trap: How Our Shadow War with Russia Could Spiral into Nuclear Catastrophe) он предупреждал, что Соединенные Штаты и Россия могут вступить в опасную военную конфронтацию, очень похожую на ситуацию, с которой мы сегодня сталкиваемся из-за Украины.
Анатоль Ливен (Anatol Lieven) – директор Евразийской программы в Институте ответственного государственного управления имени Куинси. Ранее он был профессором Джорджтаунского университета в Катаре и факультета военных исследований Королевского колледжа Лондона.