Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Удар по экспорту и ценам. Как забастовка польских перевозчиков меняет ситуацию в украинской экономике

"Страна": Украина выдавливается с мировых рынков из-за блокады границы с Польшей

© AP Photo / Roman BalukПограничный пункт пропуска на украинско-польской границе в Краковце, Украина
Пограничный пункт пропуска на украинско-польской границе в Краковце, Украина - ИноСМИ, 1920, 13.11.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Забастовка польских перевозчиков чревата огромными убытками для украинской экономики, пишет "Страна". Из-за перекрытия границы появилась реальная угроза того, что продукция из Незалежной будет выдавливаться как с европейского, так и с мирового рынков.
Украинско-польская граница остается заблокированной. Ожидалось, что польские перевозчики приостановят забастовку с 10 ноября, но этого не произошло.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Накануне начались переговоры активистов с представителями мининфраструктуры Польши и Люблинского воеводства. Но в итоге границу так и не разблокировали, переговоры сорвались", – рассказал "Стране" глава Ассоциации международных перевозчиков Украины Владимир Балин.
Как сообщает RMF 24, польские перевозчики по-прежнему протестуют и пока не ожидается, что они закончат акцию. Ситуация на границе тем временем ухудшается.
Очередь в Дорогуске увеличилась с 39 до 50 часов, и в ней скопилось около 900 грузовиков. В Хребенном время ожидания составляет 130 часов, в очереди около 1300 машин. Все это – на въезд на Украину, то есть машины с импортом или пустые фуры, которые возвращаются с экспортных рейсов.
Что касается выезда с Украины, то, по данным Укртрансбезопасности, в е-очереди на пропускном пункте "Ягодин – Дорогуск" на 10 ноября было 4836 машин, а за сутки проехало всего 29 фур. Такими темпами очередь "рассосется" за 166 дней, если не будет новых машин. На пункте "Рава-Русская – Хребенное" очередь из 1370 грузовых авто, за сутки проехало всего 20 фур (68 дней).
Лучше всего обстоят дела на пункте "Краковец – Корчова", который за сутки прошло 256 машин при общей очереди около 2,2 тысячи фур.
Между тем некоторые украинские перевозчики уже начали ехать в обход польских границ. "Едем, в частности, через Румынию и Венгрию, это большой крюк, но все равно выгоднее, чем стоять в очереди и ждать с моря погоды", – рассказал нам глава ассоциации международных экспедиторов и владелец транспортной компании Виктор Берестенко.
О массовом перенаправлении фур на другие пропускные пункты рассказывает и Владимир Балин. "Сегодня поехали через Румынию импортеры скоропортящихся продуктов. Для многих это двойной километраж, но через пропускные пункты на польской границе они не могут проехать. Хотя в теории забастовщики пропускают такие товары, фуры физически не могут прорваться через очереди, которые уже достигают 50–60 километров. Такая возможность есть разве что на Краковце, где работает накопитель, но не могут все машины идти только через один пропускной пункт", – отметил Балин.
По его словам, начавшийся объезд через другие границы уже увеличил очереди и на пропускных пунктах на границе с Румынией. "На Сирете растет очередь на въезд на Украину. Там идет реконструкция, пропускная способность снижена с 300 до 220 машин в сутки, так что постепенно увеличивается время ожиданиях в очередях. Это катастрофа. Если забастовка продлится еще несколько недель, финансовый год для нас уже можно считать закрытым, так как с середины декабря начнется традиционное рождественское затишье в Европе", – рассказал Балин.
Он прогнозирует проблемы и для импорта, и для экспорта, что чревато перебоями в поставках товаров, их подорожанием и огромными убытками как для перевозчиков и их заказчиков, так и для украинской экономики в целом.
"Через польскую границу сейчас идет до 50% всего товаропотока. Из реальных альтернатив – разве что восстановление контейнерных морских перевозок, что позволит уменьшить нагрузку на сухопутную границу на 50 тысяч фур в год. Но и там есть свои сложности", – отметил Берестенко.
Основное требование перевозчиков – возврат разрешительной системы для украинских транспортников – польские власти выполнить не могут, так как эту систему отменили власти Евросоюза. Поляки собирают пул лоббистов, рассчитывая, что таким образом Еврокомиссия разрешит им устанавливать свои правила для украинских перевозчиков, что сработало в ситуации с ограничениями для экспорта украинской агропродукции в несколько восточноевропейских стран.
Между тем ситуация на границе продолжает ухудшаться. Забастовщики пропускают не больше одной машины в час. С украинской стороны (то есть на выезд с Украины) очереди еще больше.
"У водителей уже проблемы с водой и едой, мы сегодня этот вопрос решили. Плюс заканчивается топливо, собираем заявки, кому сколько нужно. Уже нужно думать о вывозе водителей, они же не могут жить в фурах неделями, есть, в конце концов, бытовые и гигиенические потребности, обеспечить которые в очередях просто нереально. Но если начнем вывозить водителей, возникает вопрос парковки множества машин. То есть ситуация крайне сложная", – рассказал нам Балин.
Ситуацию на границе эксперты называют "угрожающей". "Через польскую границу идет до 50% всего украинского импорта и экспорта, поэтому будут серьезные последствия", – говорит Берестенко. По его словам, начинает еще больше дорожать логистика. "Каждые сутки простоя – это плюс 150 евро на фуре к цене. Понятно, что часть расходов перевозчики попытаются покрыть за свой счет, но среднестатистический рейс подорожает на 300–500 евро с фуры", – рассказал Берестенко.
И это при том, что цены на перевозки уже и так бьют рекорды. Скажем, доставка из Литвы на Украину за последние несколько месяцев подорожала с 1300 до 3000 евро за фуру, а с учетом польских забастовок будет стоить до 3500 евро. Доставка из Бельгии вместо 2500 евро стоит 4000, а будет 4500 евро.
Понятно, что эти затраты напрямую лягут в стоимость товара. Львовские оптовики, торгующие продуктами питания и напитками из Италии и Польши, уже предупреждают, что все новые поставки подорожают в среднем до 10%. Поэтому предлагают клиентам покупать товары со складов на Украине прямо сейчас, "то есть по старым ценам". Об этом "Стране" рассказал киевский предприниматель Руслан, имеющий несколько торговых точек на "Житнем" и Столичном рынках.
Руководитель агентства А-95 Сергей Куюн говорит, что в октябре через польскую границу к нам "заехало" 36% от общего импорта пропан-бутана, 18% бензина и 16% дизеля. И, если по бензину из-за блокировки границы проблем не будет, по дизелю "приятного мало, но прорвемся", то по сжиженному газу может быть "грустно". Автогаз и так подорожал за последний месяц на 20% – до 31,5 гривны, и очереди на границах (еще до забастовок, из-за увеличения агроэкспорта) сыграли тут не последнюю роль.
Чтобы вернуться к прежним объемам, нужно больше машин (так как оборачиваемость транспорта снизилась из-за очередей), а "лишнего" транспорта просто нет. Поэтому замедляется логистика и возможны перебои с поставками и дальнейший рост цен.
Глава Федерации работодателей Украины и совладелец Костопольского завода стеклоизделий Дмитрий Олейник отмечает, что логистика подорожает в 2,5 раза, а это плюс 7–8% к себестоимости продукции.
Кроме того, ноябрь-декабрь – это время заключения договоров на следующий год. И уже сегодня европейские компании задаются вопросом, стоит ли продлевать контракт, если к уже существующим рискам на Украине добавляется еще и логистический. Как отметил Олейник, некоторые контрагенты уже сокращают объемы заказов и пытаются заместить украинскую продукцию, например, польской.
В компании Modern-Expo (производство и экспорт торгового оборудования) отметили, что в очередях сейчас стоит 53 их фуры, и они уже неделю не могут поставить 16 контейнеров клиентам на Ближний Восток. "Мы уже получаем жалобы от наших дилеров и клиентов. Пришли гневные письма из Великобритании и Арабских Эмиратов", – говорит руководитель отдела логистики Василий Маркевич.
В Федерации работодателей отметили, что многие украинские компании рискуют потерять часть контрактов, что вынудит их сокращать производство.
Что касается зерна, то, как отметили в Spike Brokers, в связи с забастовками экспортеры увеличивают перевалку через Румынию, Венгрию и Словакию. Но при этом через польские границы все равно проходит больше всего агропродукции – около 250 фур, тогда как, например, через румынскую границу 167 авто. Но, так как митингующие зерно более-менее пропускают, пока угроз для экспорта нет.
Президент Украины Владимир Зеленский и президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в Киеве - ИноСМИ, 1920, 13.11.2023
Вперед – c широко закрытыми глазами. Переговоры с Украиной о вступлении в ЕСУрсула фон дер Ляйен льстит Зеленскому в том, что касается вступления Киева в ЕС, пишет Junge Welt. Украинцам нужно остановиться и задуматься: если вас слишком сильно хвалят, стоит заподозрить подвох. За призрак вступления в Евросоюз они уже заплатили очень высокую цену.
Тем не менее "каждый день блокировки ключевых пунктов пропуска на украинско-польской границе – это существенное повышение стоимости логистики для наших импортеров и экспортеров, что приведет к повышению цен на товары на 7–10%. Но дело не только в цене. Есть риски срыва многих контрактов, украинская продукция таким образом выдавливается не только с европейского, но и с мировых рынков", – говорит глава секретариата Совета предпринимателей при кабмине Андрей Забловский.