Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вступит ли Украина в ЕС? Ответ могут дать страны, оплачивающие ее счета

Guardian: переговоры о членстве Украины в Евросоюзе ни к чему не приведут

© AP Photo / Andreea AlexandruПрезидент Украины Владимир Зеленский во время визита в Румынию
Президент Украины Владимир Зеленский во время визита в Румынию - ИноСМИ, 1920, 14.11.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Зеленский не должен питать иллюзий относительно того, насколько трудно будет Украине вступить в Евросоюз, пишет The Guardian. Несмотря на то, что Брюссель на словах поддерживает просьбы Киева, реальность совершенно иная – переговоры о вступлении ни к чему не приведут.
На предстоящих переговорах о членстве [в ЕС Украине] необходимо найти равновесие между возвышенными политическими устремлениями и острыми практическими проблемами, начиная от субсидий и заканчивая зерном.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Когда главы государств 27 стран – членов Евросоюза соберутся в декабре в Брюсселе, им надо будет принять одно из самых важных решений в истории ЕС: начинать или нет переговоры с Украиной о ее членстве в организации. На этой неделе Европейская комиссия порекомендовала начать переговоры, а это значит, что Европейский совет почти наверняка даст на это зеленый свет. Но это отнюдь не означает, что Украине позволят вступить в ЕС в ближайшее время. На самом деле, эта истерзанная конфликтом страна вполне может оказаться в западне переговоров, которые ведут в никуда.
Нежелание НАТО выполнять свое обещание о вступлении Украины в альянс – это одна из причин, по которой следует ждать продолжительных переговоров между Брюсселем и Киевом. 11 из 16 стран, вступивших в ЕС с 1995 года, сделали это, будучи членами НАТО. Членство в альянсе помогает защитить от агрессии такие государства как Эстония, Латвия и Литва. Политика ЕС в сфере безопасности и обороны слишком слаба и не соответствует гарантиям безопасности и положению Североатлантического договора о взаимной обороне, который предусматривает помощь и содействие странам-членам, подвергшимся вооруженной агрессии, однако на практике не проверен.
Даже если Украине удастся вступить в НАТО или найти иные гарантии безопасности, понадобится немало времени для решения проблем, связанных с принятием самой бедной страны в Европе и одного из крупнейших в мире экспортеров сельскохозяйственной продукции. Экономические проблемы будут не менее сложными и спорными, чем вопросы войны и мира, в чем Украине предстоит убедиться.
Сельское хозяйство может стать самым болезненным и взрывоопасным вопросом на переговорах ЕС с Украиной. Более половины украинских земель пригодны для земледелия. В ЕС таких земель четверть. Большую часть украинских пахотных земель составляет чернозем. Это плодородная черная почва, дающая фермерам огромные преимущества в выращивании зерна. С вступлением Украины в ЕС снизятся цены для испанских покупателей, которые в 2021 году приобрели 430 000 тонн украинского подсолнечного масла. В то же время, фермеры Словакии, Польши и Венгрии столкнутся с усилением конкуренции. Недавно эти страны запретили экспорт украинского зерна, не считаясь с решением Брюсселя. Сделали они это в знак протеста против перенасыщения рынка, из-за которого снизились доходы местных производителей.
В настоящее время фермеры из ЕС ежегодно получают субсидии в размере как минимум 200 евро на гектар обрабатываемых земель. На Украине изобилие пахотных земель, и, согласно выводам проведенного недавно исследования, она за семь лет будет иметь право на получение сельскохозяйственных субсидий в размере до 96,5 миллиарда евро. Добавьте к этому инвестиции в дорожное строительство, в железные дороги и в природоохранные проекты из фонда солидарности ЕС, который предназначен для оказания помощи беднейшим странам-членом, чтобы они могли догнать остальных, и вы получите общую сумму затрат на принятие Украины, составляющую 186 миллиардов евро. Это больше всего годового бюджета ЕС.
Финансовая поддержка в таких масштабах означает одно. Другие страны ЕС будут получать меньше денег, но от них потребуют вносить больше средств в общий бюджет. Евросоюз уже дал согласие одолжить Украине 18 миллиардов евро, чтобы помочь ее экономике, хотя существует реальная опасность невыполнения Киевом обязательств по этому займу. Но нельзя даже представить себе, что члены ЕС согласятся вечно давать больше, а получать меньше. Переговоры о вступлении наверняка зайдут в тупик, и никакой новой долгосрочной сделки об ограничении расходов на сельскохозяйственную и региональную помощь не будет. Такое соглашение вряд ли будет подписано ранее 2030 года.
Подавая заявку на вступление в ЕС, Украина не просто хочет получить субсидии. Она хочет дать мощный толчок развитию своей экономики. Понять украинскую концепцию послевоенного будущего можно, ознакомившись с ее планом национального восстановления. В нем предусмотрены инвестиции на восстановление всего, что было разрушено, но не только. План предусматривает построение динамично развивающейся экономики с темпами роста семь процентов в год. Там говорится, что Украина должна войти в первую мировую двадцатку по трудовым ресурсам. Амбиции Владимира Зеленского, вознамерившегося перепрыгнуть через прежнюю экономическую модель Украины, обойдутся недешево. На их реализацию до 2032 года потребуется как минимум 700 миллиардов евро. ЕС не собирается выдавать Киеву незаполненные денежные чеки, но от него ждут значительных сумм на реконструкцию вдобавок к затратам на расширение.
Третья причина, почему Украине предстоят длительные и, возможно, безрезультатные переговоры с ЕС, заключается в том, что страны – члены этого блока вполне могут передумать. Даже после того, как будет дан зеленый свет на начало переговоров, могут уйти месяцы и годы, прежде чем они смогут реально начаться. В этом к своему глубокому разочарованию убедились Албания и Северная Македония. А уже скоро смогут убедиться Молдавия и Босния и Герцеговина.
Даже начавшись, переговоры легко могут потерпеть неудачу. С 2005 года в этом многократно убеждалась Турция. Когда переговорный процесс завершится, все страны-члены ЕС должны будут ратифицировать согласованный договор о вступлении. Ставки, связанные с приемом Украины, очень высоки, и вполне возможно, что одна или несколько стран захотят провести референдум по этому вопросу. А Брексит наглядно показал, что референдумы в Евросоюзе заведомо непредсказуемы.
Украинский военный под Авдеевкой. Архивное фото - ИноСМИ, 1920, 14.11.2023
Конфликт на Украине угасаетМир устал от конфликта на Украине, и это признают даже в Киеве, пишет Al Khaleej. Более того, в ЕС наблюдается раскол в вопросе финансирования ВСУ, а США заняты войной в Газе. Зеленскому пора соглашаться на переговоры с Путиным, пока не стало слишком поздно, считает редакция издания.
Зеленский не должен питать иллюзий относительно того, насколько трудно будет его стране вступить в ЕС. Тем не менее, он продолжает утверждать, что место Украины – в "свободной и единой Европе". Пока Евросоюз согласен ему поддакивать, но совершенно непонятно, насколько на самом деле он привержен идее такого воображаемого будущего. Есть возвышенная политика, в которой страны готовы делиться суверенитетом с государством, ведущим борьбу за выживание, а есть политика низменная и практическая, в которой надо решать, кто будет платить за такую солидарность. И страны ЕС буквально разрываются между этими противоположностями. Да, Украина должна радоваться началу переговоров о вступлении, но рассчитывать на их успешный исход ей не следует.
Автор: Дермот Ходсон (Dermot Hodson), автор книги "Звездный круг. История ЕС и людей, которые его создали" (Circle of Stars: A History of the EU and the People Who Made It).