Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
“Щука-Б”: эта российская ударная подводная лодка действительно тревожит ВМС США

TNI: российские подводные лодки стали причиной для беспокойства ВМС США

© CC0 / Public DomainПодводная лодка К-322 «Кашалот»
Подводная лодка К-322 «Кашалот» - ИноСМИ, 1920, 13.01.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские атомные ударные подводные лодки класса “Щука-Б” причиняют ВМС США серьезное беспокойство, пишет TNI. Они служат уже много лет, но по сей день остаются крайне эффективными оружием. По многим параметрам они превосходят западные аналоги.
На завершающей стадии холодной войны СССР приступил к разработке серии подводных лодок четвертого поколения, куда вошли несколько подклассов проекта 971 “Щука-Б”.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В 1960-х годах СССР и США активно соперничали в разработке более совершенных подводных лодок, чтобы получить преимущество над противником.
Когда в 1985 году СССР запустил первую лодку класса “Щука-Б” (по классификации НАТО — Akula), официальные лица США были неприятно поражены, поскольку западная разведка уверяла, что до создания такой технологии Советскому Союзу еще как минимум десять лет.

Встречайте: подводные лодки проекта 971

“Щуки-Б” строились на Амурском судостроительном заводе на в Комсомольске-на-Амуре и “Севмаше” в Северодвинске.
Каждая подлодка была двухкорпусной и включала в себя внутренний герметичный корпус и внешний. Такая компоновка допускает бóльшую свободу в форме внешнего корпуса, обеспечивая лодке более высокую плавучесть, чем у западных аналогов.
“Щуки-Б” оснащались водо-водяными реакторами ОК-650Б — той же системой, что и многие их советские предшественники.
Когда ОК-650 был принят в эксплуатацию в 1970-х, он считался более совершенным и надежным, чем предыдущие реакторы для подводных лодок. Ими же комплектовались подлодки классов Sierra I и II (“Барракуда” и “Кондор”), Oscar I и II (“Гранит” и “Антей”) и Typhoon (проект 941 “Акула” — не путать со “Щукой-Б”, получившей в НАТО “прозвище” Akula).
Первыми семью лодками класса “Щука-Б” стали “Пума”, “Дельфин”, “Кашалот”, “Кит”, “Пантера”, “Барс” и “Нарвал”. По усовершенствованному проекту, получившему в НАТО наименование Improved Akula (“Улучшенная акула”) были построены “Волк”, “Морж”, “Леопард”, “Тигр” и “Дракон”.
С точки зрения вооружения класс “Щука-Б” был весьма грозным. Каждая подводная лодка могла нести крылатые ракеты С-10 “Гранат” (по классификации НАТО: SS-N-21 Sampson). С-10 “Гранат” сопоставим с американским “Томагавком”. Последующие варианты подлодок оснащались шестью дополнительными 533-мм внешними торпедными аппаратами.
“Щуки-Б” также имели более совершенные датчики, чем у предшественников, особенно радар надводного поиска.
Как уточняет издание Naval Technology, подводная лодка оснащалась гидроакустической системой МГК 540, которая обеспечивала автоматическое обнаружение целей в широко- и узкополосном режимах с помощью активной гидролокации. “Он обеспечивает дальность, бортовой пеленг и скорость сближения. Гидроакустическая система также может использоваться в пассивном режиме прослушивания для обнаружения вражеских гидролокаторов. Процессор сигналов гидролокатора способен обнаруживать и автоматически классифицировать цели, а также подавлять источники паразитного акустического шума и компенсировать изменчивые акустические условия”, — отмечает издание.

Вариант 971У

По проекту 971У (по классификации НАТО: Akula II) была построена лишь одна подлодка — “Вепрь” (К-157).
В 1990 году был заложен ее киль, а четыре года спустя она была официально спущена на воду. В 1995 году “Вепрь” вступил в строй. Еще две лодки модернизированного варианта планировались в конце 1990-х годов, но ни одна из них не была достроена.
Примечательно, что отдельные секции корпусов “Рыси” (К-333) и “Кугуара” (К-337) позже вошли в конструкции “Александра Невского” и “Юрия Долгорукого” соответственно (оба — проекта 955 “Борей). Подводные лодки проекта 971У имели длину 110 метров и водоизмещение до 12770 тонн.
Лодки этого класса имели максимальную скорость в подводном положении 35 узлов и максимальную глубину погружения 600 метров. Строительство модернизированной “Щуки-Б” началось еще в 1991 году, но остановилось почти на десятилетие из-за нехватки средств.
Истребитель F-35 - ИноСМИ, 1920, 12.01.2024
Пора отправить на Украину истребители F-35?США совершенно точно не станут поставлять Украине истребители F-35, пишет TNI. Этот самолет слишком дорогой, чтобы его просто подарить. А кроме того, если его собьют, Россия сможет изучить его устройство, и Соединенные Штаты этого боятся.

“Щуки-Б” в Индии

Уникальная возможность лизинга возникла, когда Москва предоставила ВМС Индии возможность “арендовать” подводную лодку “Щука-Б”.
Поначалу ожидалось, что лодка, которую в 2023 году Нью-Дели переименовал в “Чакру”, поступит на вооружение ВМС Индии в 2007 году. Однако из-за целой вереницы задержек сроки раз за разом откладывались. В частности, проволочки возникли из-за сложностей с установкой новых бортовых систем и технологий. В 2008 году смертоносная утечка газа привела к гибели 20 гражданских членов экипажа, что еще больше отодвинуло ввод лодки в строй.
В итоге “Чакра” прослужила Нью-Дели менее девяти лет, а в 2021 году вернулась в Россию досрочно — как сообщается, из-за проблем с ядерной двигательной установкой.
Лодки проекта 971У имели более мощное вооружение, чем у предшественников. Вооруженная четырьмя 533-мм торпедными аппаратами, подводная лодка могла нести торпеды типа 53, ракеты РПК-6 или РПК-2.
Кроме того, имелась возможность установки корабельных мин, ракет РПК-7 и четырех 650-мм торпедных аппаратов.
В 2022 году военно-морские силы НАТО засекли “Вепрь” при переходе с Северного флота на Балтику. Ожидается, что лодка прослужит ВМФ России еще несколько десятилетий.
Автор статьи: Майя Карлин (Maya Carlin), аналитик Центра политики безопасности и бывший научный сотрудник Университета Рейхмана в городе Герцлия в Израиле. Публикуется в ряде изданий, включая The National Interest, The Jerusalem Post и The Times of Israel.