Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Беженцы с Украины стали для Норвегии серьезным бременем. Сейчас Осло принимает жесткие меры, чтобы снизить количество этих мигрантов в стране, сообщает NRK. Мужчинам призывного возраста грозит отправка на родину.
Тронд Людерсен (Trond Lydersen), Мартин Сондаг (Martin Zondag), Кристиан Скордалсмо (Kristian Skordalsmo)
С марта 2022 года более 77 000 украинцев подали заявки на так называемую “коллективную защиту” в Норвегии. Директорат по делам иностранцев начал индивидуальную обработку дел украинцев, не живших на родине на момент начала боевых действий.
“Мы должны быть уверены, что число прибывших в Норвегию сохранится на приемлемом уровне”, — говорит министр юстиции и готовности к чрезвычайным ситуациям Эмили Энгер Мель (Партия Центра).
Когда зимой 2022 года Россия ввела на Украину войска, норвежское правительство стремительно ввело для перемещенных лиц схему коллективной защиты.
По ней вид на жительство предоставляется без оценки индивидуальной потребности в защите.
С тех пор заявки на коллективную защиту в Норвегии подали свыше 77 000 украинцев, как показывают свежие данные Директората по делам иностранцев.
Украинцы, жившие на момент начала боевых действий в других странах, под действие этой схемы не подпадают, но, тем не менее, им было позволено остаться в Норвегии в связи с временной отменой правила о выезде.
Сейчас правило о выезде снова начинает действовать для украинцев. В то же время Директорат по делам иностранцев начинает индивидуальное рассмотрение заявлений о предоставлении убежища.
Речь идет о 800–1 000 человек, которым в итоге может быть предложено покинуть Норвегию.
Это значит, что Директорат по делам иностранцев не будет оценивать необходимость защиты индивидуально, а обеспечит защиту всем украинцам, спасающимся от боевых действий, а также членам их семей.
Беженцы с Украины могут получить временную коллективную защиту сроком на один год, который в дальнейшем можно продлить.
Для этого необходимо выполнить ряд критериев. В частности, защита предоставляется гражданам Украины, проживавшим в стране до 24 февраля 2022 года.
Под нее подпадают также граждане Украины, находившиеся в отпуске или в командировке за пределами страны или бежавшие из-за угрозы боевых действий (в пределах 90 дней до 24 февраля 2022 года).
Норвежские власти предупредили, что будут рассматривать в индивидуальном порядке заявления от граждан, прибывших из так называемых безопасных областей, а также не проживавших на Украине на момент начала боевых действий.
Обязательный выезд означает необходимость покинуть Норвегию и/или территорию ЕС/Шенгенской зоны до истечения срока пребывания.
Это положение применяется в случае отклонения заявления на получение вида на жительство, а также решения о высылке или депортации.
Директорат по делам иностранцев приостановил обязательный выезд для граждан Украины, чей срок пребывания истекает. Они вправе оставаться в стране до дальнейшего распоряжения.
По данным иммиграционной службы, под эту категорию подпадают Львовская, Волынская и Закарпатская области (все они расположены на западе Украины).
Этот термин означает, что территория контролируется украинскими властями, Россия или повстанческие группировки практически не имеют контроля или влияния, а количество инцидентов, сопряженных с угрозами гражданскому населению, низко.
Директорат по делам иностранцев внимательно следит за ситуацией и постоянно обновляет свои оценки.
Призыв не дает права на убежище
Норвежские власти уже приняли ряд мер, чтобы сделать приток украинских беженцев более управляемым.
“Новшество заключается в том, что мы начали индивидуальное рассмотрение дел. Это делается путем оценки всех обстоятельств в каждом конкретном случае — помимо прочего, откуда человек прибыл”, — объясняет Мель.
Многие из тех, чьи заявления о предоставление убежища сейчас рассматриваются, — мужчины боеспособного возраста.
В электронном письме иммиграционные власти пишут: “Среди украинцев, чьи дела о предоставлении убежища сегодня находятся на рассмотрении, 370 (47%) составляют мужчины в возрасте от 18 до 60 лет”.
Минюст в электронном письме заявил, что риск отправки на фронт на борьбу с Россией изначально не дает оснований для проживания в Норвегии.
“Призыв на воинскую службу и исполнение воинских обязанностей сами по себе не являются основанием для предоставления убежища в Норвегии. Однако это должно учитываться особо в каждом конкретном случае”, — говорится в письме.
Директорат по делам иностранцев также обновил свою оценку угроз на Украине.
Три региона сегодня считаются безопасными: Львовская, Волынская и Закарпатская области — все три на западе Украины.
Директорат перечислил новые критерии безопасности: “Украинские власти имеют высокую степень контроля, тогда как Россия или повстанческие группировки, наоборот, не имеют контроля и влияния или имеют, но крайне ограниченный. Низкое количество инцидентов, связанных с безопасностью, небольшое количество жертв среди гражданского населения”.
“Любой, кто осмелится назвать эти области безопасными по состоянию на май 2024 года, — в лучшем случае оптимист”, — говорит генеральный секретарь Норвежской организации просителей убежища Мадс Алмос.
Алмос подчеркивает, что “безопасные” области находятся недалеко от границы с Белоруссией, что Россия может бить по целям по всей Украине, а исход конфликта совершенно непредсказуем.
Он считает, что новые критерии предоставления убежища станут водоразделом
“Норвегия отправляет сигнал о том, что вся коллективная защита, которой мы так гордились с начала боевых действий в 2022 году, поставлена на карту. Иными словами, есть риск, что людей будут высылать обратно”, — говорит Алмос.
Рассматривается дальнейшее ужесточение
Схема коллективной защиты украинцев уже обсуждалась. В январе лидер консервативной партии “Хёйре” Эрна Сульберг выступила за ужесточение правил, отметив, что боевые действия ведутся не на всей территории Украины.
— Кто подпадает под коллективную защиту, а кто нет?
“Чтобы воспользоваться правом на коллективную защиту, необходимо подать заявление в полицию и миграционное ведомство. Там решат, распространяется ли она на вас или же вам необходимо подать заявление в обычном порядке, наравне с просителями убежища из остальных стран”, — объясняет Мель.
Мель также предупредила, что власти рассматривают дальнейшее ужесточение правил.
“К нам приехали и получили коллективную защиту почти 80 000 человек. Им важно помочь, но еще это бремя для муниципалитетов и норвежского общества, которое должно этих людей принять и помочь интегрироваться. Мы не можем исключать ужесточения правил”, — говорит Мель.
“Думаю, что меры работают”
За прошедшую неделю (20–26 мая) за защитой обратились 311 человек. Это несколько ниже, чем за ту же неделю прошлого года. Тогда заявки подали 353 человека, что вписывается к общую тенденцию к снижению начиная с Нового года.
В прошлом году более половины украинцев, прибывших в Северную Европу, выбрали Норвегию.
В связи с усилившимся притоком соискателей убежища правительство незадолго до Нового года приняло ряд мер. Среди прочего власти предупредили, что при выезде на родину украинцы могут лишиться вида на жительство.
В январе правительство также объявило, что планирует ограничить бесплатные услуги стоматолога и выплаты по рождению ребенка. Идея заключалась в том, чтобы приблизить норвежский сервис к уровню в других скандинавских странах.
Министр юстиции Мель и правительство ясно дали понять, что цель кроется в том, чтобы в Норвегию приезжало меньше украинцев.
“Мы заметили, что Норвегия приняла гораздо больше людей, чем соседние скандинавские страны. Именно поэтому мы приняли меры. Сейчас доля Норвегии снизилась с 60% до примерно 35%, и мы все еще рассматриваем дальнейшее ужесточение”, — заключила Мель.