Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вот по каким сценариям противостояние России и Запада, вероятно, расширится

Asharq Al-Awsat: борьба России и Запада выходит за рамки конфликта на Украине

© POOL / Перейти в фотобанкРабочая поездка президента Владимира Путина в Санкт-Петербург
Рабочая поездка президента Владимира Путина в Санкт-Петербург
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заявление Владимира Путина о том, что Москва может симметрично ответить на поставки западного дальнобойного оружия Киеву, вызвало широкие дискуссии во всем мире, пишет Asharq Al-Awsat. Глобальная борьба России и Запада рискует выйти за рамки конфликта на Украине, и развиваться она может по нескольким сценариям.
Вооружение врагов Вашингтона, нацеливание на корабли и самолеты, груженные оружием для Украины, уничтожение дронов и угрозы применения ядерного оружия – все это крайние варианты.
В среду, 5 июня, президент России Владимир Путин вызвал широкую полемику, рассказав о конкретных шагах, которые Москва может предпринять в ответ на решение стран Запада дать Киеву зеленый свет для нанесения ударов поставляемым ими оружием по территории Российской Федерации.
Путин заявил, что Москва может предоставить врагам Вашингтона российское вооружение, которое повысит их способность атаковать интересы США. Его заявление представляет собой крайне опасный сдвиг в противостоянии России и Запада и делает более реальным сценарий расширения этой борьбы со всеми вытекающими из этого последствиями.
Это уже второе предупреждение Путина Западу за последние две недели, в котором прозвучала прямая готовность расширить масштабы боевых действий, идущих на территории Украины. Ранее президент напомнил, что у его страны есть тактическое ядерное оружие, и поручил армии провести учения по его применению в случае, если Россия подвергнется действиям, которые представляют угрозу ее суверенитету и территориальной целостности.
В этом смысле Путин определил новые правила ведения боевых действий, наряду с другими мерами, такими как укрепление систем ПВО и массовое развертывание военных технологий в приграничных районах. Это дало основания для предположений о возможных сценариях развития глобальной конфронтации и породило слухи о том, что украинский конфликт может выйти за свои географические рамки.
Президент России Владимир Путин провел встречу с зарубежными журналистами в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). В ходе беседы он заявил: "Россия может симметрично ответить на поставки западными странами дальнобойного оружия на Украину и передать такие ракеты в другие страны для ударов по целям стран Запада".
"Мы думаем на тему о том, что если кто-то считает возможным поставлять такое оружие [дальнобойное] в зону боевых действий для нанесения ударов по нашей территории и создания проблем для нас, то почему у нас нет права поставлять наше оружие такого же класса в те регионы мира, где будут наноситься удары по чувствительным объектам тех стран, которые делают это в отношении России", – подчеркнул президент.
Путин призвал Запад не доводить ситуацию до использования ядерного оружия и напомнил о ядерной доктрине России, согласно которой в случае угрозы суверенитету и территориальной целостности страны Москва может нанести превентивный удар по потенциальному противнику.
Ранее президент заявил, что маленькие и густонаселенные страны НАТО, особенно в Европе, должны в целом отдавать себе отчет, в какие игры они ввязались. Это было самое сильное и явное предупреждение о возможности применения Россией ядерного оружия.
Заявления, сделанные Путиным за последние две недели, которые также неоднократно повторяли близкие к нему чиновники, показывают возможные сценарии расширения этого конфликта.
По мнению военных экспертов, приоритетная задача Москвы – ликвидировать саму возможность обстрела Вооруженными силами Украины (ВСУ) приграничных регионов России. Для этого необходимо, наряду с повышением эффективности средств ПВО, усилить давление на всей линии соприкосновения и в глубине украинских регионов, уделять пристальное внимание развитию и укреплению обороноспособности тех районов, которые постепенно оказываются под контролем Москвы, таких как Донбасс, Харьковская область, Запорожье и Херсон.
Эта тактика также может включать в себя усиление военного давления на объекты энерго- и водоснабжения, заправочные станции, а также склады с западным оружием на территории Украины.
Помимо этого, эксперты предупреждают о возможном развитии наступательных операций России на транзитные коридоры, используемые для переброски западных вооружений на Украину. <...>
Третья мера, которая относится к области расширения сферы применения оружия, может заключаться в том, чтобы наносить удары по западным кораблям, груженным оружием для Украины, особенно если те проходят через Чёрное море, а также усилить наблюдение за передвижением натовских кораблей в Балтийском море.
В последние недели заметно, что риторика российских чиновников стала более жесткой. Они говорят о возможности нанесения ударов по западным кораблям и самолетам, груженным оружием для Украины, а также о том, что районы базирования этих носителей или ракет, которые используются для нанесения ударов по территории России, тоже будут законными целями. По словам Дмитрия Медведева, речь идет непосредственно о нанесении ударов по объектам в странах, поставляющих оружие Киеву, таких как Польша, Румыния и страны Прибалтики.
Хотя эксперты относят этот сценарий к числу отложенных, чтобы минимизировать риски прямого и широкомасштабного столкновения с НАТО, по крайней мере, на данном этапе, неоднократные намеки на это подтверждают, что такое решение будет принято российским президентом, если возникнет такая необходимость.
Четвертый и самый опасный из возможных сценариев – это то, о чем недавно говорил Путин. Ведутся разговоры о расширении зоны конфликта за счет обострения глобальной конфронтации в горячих точках и многочисленных очагах напряженности, где присутствуют США. Эксперты рассматривают этот сценарий как более реалистичную и осуществимую альтернативу, чем скатывание к прямой конфронтации России и НАТО. В этом смысле Москва обладает необходимыми техническими и технологическими возможностями, чтобы расширить экспорт вооружений в ряд регионов, где Америка и их западные союзники сталкиваются с трудностями, – Сирия, Ирак, ряд африканских стран.
Во вторник, 4 июня, Москва объявила о начале совместных военных учений с сирийской армией, крупнейших с начала российской военной операции в Сирии в конце сентября 2015 года, для отработки "практических аспектов, направленных на обеспечение защиты территориальной целостности Сирийской Арабской Республики". Таким образом, эксперты не исключают увеличения количества и качества атак на американские объекты в Сирии, а также на интересы союзников Вашингтона в ряде регионов.
"Безусловно, мы пока не будем наносить удары по странам НАТО, которые принимают подобные решения, но они должны помнить, что все может и поменяться", – заявил председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов.
Со своей стороны, бывший офицер спецназа Анатолий Матвейчук заявил: "Конечно, мы не можем сейчас просто развернуть свои пушки и ракеты и начать стрелять по военным объектам, например, на территории Польши, Румынии или Германии. Но мы действительно можем произвести прокси-действия".
"У нас есть достаточно много союзников по всему миру, которые сегодня ненавидят США и Запад и ведут с ними войну. В первую очередь это Ирак и Сирия, где присутствуют американские военные базы и объекты. Хуситам мы можем передать, например, береговые ракетные комплексы типа “Бал” или “Бастион”, которые могут нанести удары по кораблям ВМС Великобритании, США, других стран НАТО", – добавил он.
Некоторые военные эксперты также полагают, что первым шагом станет уничтожение разведывательных беспилотников НАТО, летающих над Черным морем. <...>
С другой стороны, эксперты полагают, что Москва пока не будет сбивать западные беспилотники, потому что это будет означать объявление войны, а будет широко и последовательно модернизировать свои комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Все вышеперечисленное предполагает косвенную, а иногда и прямую конфронтацию между Россией и Западом. Они представляют собой "приемлемую" альтернативу началу прямого и открытого военного конфликта. Но это не означает, что Россия будет колебаться в применении самого смертоносного оружия, которое есть в ее арсенале, если возникнет такая необходимость. Эксперты утверждают, что стратегические ядерные силы России находятся в полной боеготовности, но нажатие "красной кнопки" будет последним вариантом, если Путин почувствует, что существует серьезная и неминуемая угроза существованию России, а другие меры при этом окажутся неэффективными.
Политико-правовая дилемма, подпитывающая возможность ухудшения ситуации вплоть до использования подготовленных сценариев, заключается в разногласиях между Россией и Западом по поводу определения географической зоны "контролируемого" конфликта. До сих пор основным полем битвы была территория Украины при различной степени прямого участия НАТО. Однако тот факт, что около десяти западных стран во главе с Соединенными Штатами, Германией, Великобританией и Францией разрешили ВСУ наносить удары своим оружием по территории России, открывает дискуссию о границах конфликта, признаваемых обеими сторонами.
Москва рассматривает удары по Крыму и Донбассу как нападение на любой другой субъект Российской Федерации, что ставит Владимира Путина в затруднительное положение, если он не примет немедленных решений и не даст решительный ответ. Кровь русских людей, которая пролилась в Донбассе, "не водичка", заявил в среду Путин. С другой стороны, решение Запада поддержать удары ВСУ по российским военным объектам, в свою очередь, основано на позиции, которую невозможно изменить в настоящее время, иначе все оправдания для оказания помощи Украине в продолжающемся конфликте будут бессмысленными. У этих разногласий по определению географии конфликта нет политического решения, что усиливает возможность скатывания к сценариям расширения конфронтации.
Автор: Раед Джабер (رائد جبر)