Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Макрон? Марин Ле Пен? Путеводитель по важнейшим выборам во Франции

Bloomberg: впервые в послевоенной истории крайне правые побеждают во Франции

© Sputnik / Флоран Гуден / Перейти в фотобанкВторой тур президентских выборов во Франции
Второй тур президентских выборов во Франции - ИноСМИ, 1920, 01.07.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Избирательный процесс во Франции имеет свои сложности, сообщает Bloomberg. Они усугубляются несовпадением во взглядах между президентом Макроном и партией "Национальное объединение". Расхождения касаются политики ЕС и помощи Украине.
Ультраправая партия "Национальное объединение", которая набрала больше всего голосов на парламентских выборах в воскресенье, ставит на кон гораздо больше, чем либеральная и бизнес-ориентированная программа президента-центриста Эммануэля Макрона. Предлагаем вашему вниманию путеводитель по выборам, демонстрирующий, как рост популярности антиэмигрантской партии во главе с Марин Ле Пен ставит под удар уникальную политическую систему Франции.

Что представляет собой избирательный процесс во Франции?

По форме правления Франция — полупрезидентская республика, где граждане выбирают президента и депутатов Национального собрания раздельным голосованием. Предстоящее голосование было назначено Макроном после того, как его партия в начале этого месяца потерпела поражение на европейских выборах. Оно определит состав законодательного органа — парламента, состоящего из 577 членов, который переизбирается каждые пять лет.
Если в первом туре голосования 30 июня ни один из кандидатов не наберет 50 % голосов, принадлежащих по меньшей мере 25 процентам зарегистрированных избирателей, то кандидаты, получившие наименьшее количество голосов, будут исключены из гонки. А претенденты с наибольшим количеством голосов сразятся во втором туре. При таком раскладе трудно предсказать, какие партии в итоге одержат верх и получит ли какая-либо из них абсолютное парламентское большинство.
После второго тура, который состоится 7 июля, президент попробует назначить премьер-министра из партии, которая получит большинство голосов. Если ни одна из партий не получит большинства, придется создавать коалицию. Премьер-министру не обязательно получать абсолютное большинство голосов, чтобы управлять страной, однако ему необходимо иметь достаточную поддержку, чтобы не столкнуться с вотумом недоверия, если таковой будет объявлен.
Макрон останется на посту президента независимо от результатов выборов. Ограничение срока его полномочий означает, что он не сможет выдвинуть свою кандидатуру на следующие выборы, когда его второй срок истечет в 2027 году.

Кто же претенденты?

– Партия "Возрождение" ("Renaissance") — центристская партия, созданная Эммануэлем Макроном в 2016 году, когда он впервые выдвинул свою кандидатуру на пост президента. Он переманил политиков из старых левоцентристских социалистических и правоцентристских голлистских партий (французская политическая идеология, основанная на идеях и действиях генерала Шарля де Голля. — Прим. ИноСМИ), чтобы возглавить технократически настроенное правительство, которое, по его словам, должно было бороться с укоренившейся коррупцией, оживлять экономику и сокращать безработицу. Работа в этом направлении еще не завершена.

– Партия "Национальное объединение" ("Rassemblement National", RN, бывш. "Front National"). Эта ультраправая националистическая партия ранее была известна как "Национальный фронт". Ее лидер Марин Ле Пен попыталась сделать партию менее токсичной и более привлекательной для избирателей, в 2011 году сменив на посту своего отца Жана-Мари Ле Пена, известного своими расистскими и антисемитскими высказываниями. Марин Ле Пен в основном сохранила враждебное отношение партии к иммигрантам, но перестала выступать за выход Франции из Европейского союза. Она привнесла в деятельность партии больше дисциплины — как в высказывания, так и в стиль одежды, — стремясь сделать ее более похожей на новое правительство, ожидающее своего часа. Опросы общественного мнения показывают, что "Национальное объединение" получит наибольшую долю голосов, показав лучший результат за всю свою историю.

– Партия "Новый народный фронт" ("Nouveau Front populaire", NFP). Этот избирательный блок французских левых политических партий призывает снизить официальный пенсионный возраст с 62 до 60 лет, отменив продвигаемый Макроном закон, который повысит этот возраст до 64 лет. "Новый народный фронт" намерен повысить минимальную заработную плату и вернуть налоги на роскошь. Удастся ли ему добиться всего этого на практике, отчасти зависит от того, кто из его членов станет премьер-министром. Движение представляет собой коалицию от крайне левых, олицетворяемых радикальным фанатиком Жан-Люком Меланшоном, до более традиционных социал-демократов, включая бывшего президента Франсуа Олланда.

– Партия "Республиканцы" ("Les Républicains"). Наследники правоцентристских традиций, заложенных де Голлем и продолженных бывшими президентами Жаком Шираком и Жоржем Помпиду. "Республиканцы" сейчас находятся в затруднительном положении. Стоило их лидеру Эрику Сьотти бросить вызов коллегам по партии и призвать к альянсу с "Национальным объединением", как они уволили его. Однако Сьотти настоял на том, чтобы остаться на своем посту. Партия сильно отстает от трех своих главных соперников по опросам общественного мнения, однако она все еще может сыграть решающую роль, если ни одна другая партия не сможет получить большинство в Национальной ассамблее.

Сможет ли "Национальное объединение" Ле Пен прийти к власти?

Если это произойдет, то впервые со времен Второй мировой войны к власти придет ультраправая партия. Конструкция Пятой республики, которую основал Шарль де Голль в 1958 году, удерживала экстремистов на задворках политической жизни. На национальных выборах, если кандидаты, которые считаются выходящими за рамки дозволенного, показывают высокие результаты в первом туре, то "республиканский фронт" (происходящее во время выборов объединение левых и правых партий против партии "Национального объединения", рассматриваемой в качестве противника французского республиканского строя. Данный принцип реализовывался в рамках многочисленных коалиций и стратегий, применявшихся со времен Третьей республики с целью защитить республиканский режим правления и не позволить ультраправым силам добиться серьезных электоральных успехов. — Прим. ИноСМИ) обычно объединяется с наиболее успешным кандидатом умеренного толка, чтобы преградить националистам путь во втором туре. Эта система сработала в 2002 году, когда Жан-Мари Ле Пен обошел премьер-министра-социалиста Лионеля Жоспена и занял второе место после действующего тогда президента Жака Ширака в первом туре. Во втором туре он был отброшен в сторону, когда левые присоединились к правоцентристам, чтобы преградить ему путь.
Президент США Джо Байден и президент Франции Эммануэль Макрон во время встречи в Белом доме в Вашингтоне - ИноСМИ, 1920, 30.06.2024
Команда Байдена встревожена: похоже, что авантюра Макрона с выборами обреченаПо мнению американских чиновников, решение Макрона объявить досрочные выборы было необдуманным шагом, пишет Politico. Судя по всему, успеха на них добьется крайне правая партия. В США встревожены: последствия могут быть неприятными для Запада.

Что будет, если "Национальное объединение" победит на выборах во Франции?

Если "Национальное объединение" получит большинство в ассамблее и в дальнейшем всё пойдет по сценарию, Макрон попросит депутата Жордана Барделлу, которого "Национальное объединение" выбрало в качестве претендента на пост премьер-министра, сформировать правительство на основе разделения власти — соглашение, известное как "сожительство" (фр. cohabitation — ситуация, когда президент республики принадлежит к иной политической партии, чем парламентское большинство. Подобная ситуация возникает из-за того, что Франция — президентско-парламентская республика, и президент вынужден назначать премьер-министра, который будет приемлем и принят парламентом, что зависит, в свою очередь, от партии парламентского большинства. — Прим. ИноСМИ). Такое уже случалось в 1986, 1993 и 1997 годах, когда крупнейшая фракция в парламенте придерживалась иной политической ориентации, чем президент, что вынуждало его формировать новое правительство из числа своих оппонентов. В общем, президент вынужден отступить и сосредоточиться в основном на внешней политике, в то время как правительство контролирует внутренние вопросы. Однако не всё так просто, особенно когда две стороны действительно враждуют.

Почему так?

"Национальное объединение" и Макрон глубоко расходятся во взглядах на фундаментальные государственные вопросы, включая внешнюю политику. (В конституции нет четкого указания на то, кто именно контролирует внешние дела в случае "сожительства". Среди немногих сфер, которые однозначно принадлежат только президенту, — его роль главнокомандующего вооруженными силами.) В то время как Макрон является ярым сторонником ЕС, в "Национальном объединении" есть сильное евроскептическое течение, которое сохраняется, несмотря на изменения в политике Ле Пен. В то время как Макрон полностью поддержал Украину, "Национальное объединение" было более сдержанным: во время избирательной кампании Жордан Барделла заявил, что он поддерживает право Украины на самооборону, но выступает против отправки ракет дальнего радиуса действия.

Сможет ли Макрон найти альтернативу, даже если "Национальное объединение" получит большинство мест в парламенте?

Возможно. Это произойдет при условии, если "Национальное объединение" не получит абсолютного большинства голосов, что подразумевает как минимум 289 мест. Партия уже заявила, что откажется от премьерства, если не достигнет этой отметки. Формально президент может назначить премьер-министром любого, кого сам пожелает. Но этот кандидат должен быть в состоянии преодолеть вотум недоверия, если таковой будет объявлен. Если "Национальное объединение" станет крупнейшим блоком, но при этом получит менее 289 мест в парламенте, это откроет возможности для других партий, которые попытаются создать коалицию. Одна из проблем для Макрона заключается в том, что он проводил предвыборную кампанию, предупреждая избирателей не выбирать экстремистов — ни левых, ни правых. Из-за этого будет трудно пойти на союз с такими политиками, как Жан-Люк Меланшон, лидер одной из основных партий, входящих в "Новый народный фронт", приверженный отмене целого ряда реформ Макрона.

Может ли Макрон назначить премьер-министра из числа ультраправых, а затем испортить их планы?

Система дает президенту некоторую свободу действий, чтобы воспрепятствовать работе правительства. Он может отложить утверждение законов или даже распустить парламент через год — хотя неясно, изменится ли результат. Таким образом большинство полномочий перейдет к премьер-министру. Еще один вариант — попытаться заключить с "Национальным объединением" некое соглашение, в котором его программа будет смягчена, а некоторые из более правых министров Макрона окажутся в новой администрации. Такой исход может показаться Макрону слишком сомнительным, учитывая риск быть запятнанным связями с этой партией.

Автор: Том Пфайффер (Tom Pfeiffer).