Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украина на перепутье: закончить боевые действия или пойти на риск поражения?

TNI: Украина стоит перед выбором между окончанием конфликта и поражением

© РИА Новости Алексей Майшев / Перейти в фотобанкБоевая подготовка военнослужащих ВДВ в зоне СВО
Боевая подготовка военнослужащих ВДВ в зоне СВО - ИноСМИ, 1920, 11.07.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Киев стоит перед выбором: проиграть на поле боя или закончить конфликт немедленным перемирием, пишет подполковник ВС США в отставке Дэниел Дэвис в статье для TNI. По его словам, в обозримом будущем у Украины нет шансов нанести России военное поражение: все козыри — в руках Путина.
У Украины есть небольшая возможность изменить ход военных действий в свою пользу. Но даже в этом случае большинство козырей будет у русских.
В мае 2022 года, когда бои продолжались всего три месяца, я написал статью из трех частей, в которой изложил военную стратегию, способную дать Киеву хорошую возможность добиться определенных тактических успехов в борьбе с Москвой. Такая стратегия не гарантировала успех, но это был реальный курс для продвижения вперед. Как оказалось, Украина не сделала ничего из того, что я рекомендовал. А Россия, как это ни парадоксально, вполне успешно претворила на практике несколько ключевых составляющих изложенной мною стратегии.
Сегодня, когда конфликт длится почти два с половиной года, а Украина отступает на всех фронтах, я намерен повторить попытку и изложить реалистичный, но трудный путь, встав на который, Украина еще может украсть у России некие военные успехи.
Я с самого начала должен предупредить о следующем. Даже при наличии крупного финансирования у Украины нет никакой возможности нанести России сокрушительное военное поражение в обозримом будущем. Россия слишком большая страна, у нее слишком много ресурсов и людей, чтобы Украина могла одержать над ней верх. Но при наличии определенной ловкости и проворства иногда даже тактическое поражение более слабого противника можно превратить в стратегический успех. Такую возможность дает излагаемый ниже план.

Российский центр боевой устойчивости

Россия — это колосс, у которого множество сильных сторон: огромные природные ресурсы, несколько важных союзников, способных поставлять военное имущество и материалы, крупная и расширяющаяся военно-промышленная база, а также в три с лишним раза больше людей призывного возраста, чем на Украине. Одно из главных преимуществ русских — это высокая степень терпимости к потерям и страданиям. Если вспомнить историю, то мы увидим, что Россия в многочисленных войнах несла ужасные потери, однако население все равно продолжало поддерживать военные действия или мирилось с ними. Но это не значит, что у России нет недостатков и слабостей.
На языке военных "центр боевой устойчивости" — это термин, означающий "характеристику, средство или место, благодаря которым противник или свои войска получают свободу действий, физическую силу или желание сражаться". У российского центра боевой устойчивости две основы: физическая способность длительное время вести военные действия (живая сила, вооружение, боеприпасы и промышленный потенциал) и политическая поддержка населения.
Без этих основ Путин не сможет воевать и побеждать. Чтобы вырвать стратегический успех из рук России, Украине надо вывести этот центр боевой устойчивости из равновесия в той мере, чтобы заставить Путина согласиться на нежелательный результат. Сделать это будет неимоверно трудно.
Основополагающая стратегическая цель России заключается в том, чтобы снизить неядерную угрозу на своей западной границе до приемлемого уровня. Похоже, Москва уверена, что присутствие НАТО на Украине, то есть на границе с Россией, создает угрозу существованию страны, и поэтому она готова заплатить любую финансовую или политическую цену, чтобы не допустить этого.
В настоящее время Путин явно убежден, что Россия является хозяйкой положения и может добиться своих политических целей с теми военными и финансовыми ресурсами, которыми располагает. Украина должна сорвать эти расчеты. Но чтобы убедиться в возможности этого, необходимо посчитать, каким потенциалом обладает Украина и ее западные сторонники для ведения такой борьбы и достижения победы.

Украинский центр боевой устойчивости и потенциал

У Украины центр боевой устойчивости, по сути, такой же. Владимир Зеленский должен одновременно иметь возможность вести боевые действия длительное время, пользоваться политической поддержкой внутри страны и получать экономическую, дипломатическую и военную помощь извне. Если не будет хотя бы одной из этих составляющих, особенно третьей, Украина не сможет победить.
У России огромные запасы природных ресурсов, рассредоточенные по всей стране, а ее промышленный потенциал позволяет Москве вести военные действия почти бесконечно. У Украины запасы природных ресурсов очень ограничены, а производственные мощности во много раз слабее, чем у России. Без серьезной и постоянной материальной и дипломатической поддержки со стороны остального мира Киев не в состоянии вести длительную войну на изнурение. И даже с внешней поддержкой он все равно может потерпеть поражение из-за одного очень важного недостатка: нехватки живой силы.
Живая сила для армии — это не просто количество людей, которых государство может одеть в военную форму. Это то количество подготовленных профессионалов, которое государство сможет мобилизовать, сформировав из них эффективные боевые подразделения и части. Алекс Вершинин (Alex Vershinin) из Королевского объединенного института оборонных исследований в своей вышедшей недавно работе подчеркивает то, что понимают очень немногие гражданские. Вершинин пишет: "Предположение о том, что гражданских можно отправить на трехмесячные курсы боевой подготовки, повесить им на погоны сержантские лычки, а затем рассчитывать на то, что они будут воевать так же, как отслуживший семь лет ветеран — это готовый рецепт катастрофы. Только время выковывает командиров, способных претворять в жизнь доктрину НАТО. Но огромные потребности войны на истощение не дают такого запаса времени".
Но как сообщила недавно Washington Post, Украина сталкивается с острой нехваткой новобранцев, а те, кого она призвала, очень слабо подготовлены. Вторая составляющая боевой устойчивости тоже балансирует на грани фола, потому что уровень политической поддержки Зеленского резко упал как внутри страны, так и среди его западных сторонников. Несмотря на недавние вливания, зарубежная помощь не в силах противопоставить что-то серьезное российской стратегии изматывания противника. Возможность изменить эту ситуацию у Киева быстро исчезает. Чтобы получить хоть какой-то шанс добиться успеха, необходимы смелые, решительные и быстрые действия.

Определение успеха Украины

Однако крайне важно определить, какой "успех" в настоящее время достижим. Как отмечалось в начале статьи, шансы добиться решающей военной победы у Киева близки к нулю. Россия обладает слишком большой военной мощью и ядерным козырем, преодолеть которые в нынешних обстоятельствах не представляется возможным. Но у Украины все-таки есть очень узкая тропа к достижению успеха. Она должна причинить России достаточно большой ущерб, чтобы Путин решил, что в его интересах согласиться на такой исход, который не дотягивает до его максималистских целей.
Путин изложил минимум своих требований 14 июня, сказав, что для прекращения военных действий Украина должна уступить России четыре области, которые та незаконно аннексировала в 2022 году, вывести все свои войска с этих территорий и согласиться на нейтральный, безъядерный, внеблоковый статус. Зеленский совершенно правильно посчитал этот список требований ультиматумом, ведущим к капитуляции. Но как в таком случае Украине избежать этого нежелательного исхода и чего может добиться Зеленский, когда силы так неравны?
Если не будут внесены серьезные коррективы в военные цели Запада и Украины, путинский "ультиматум" имеет немалые шансы стать реальностью. Самая реалистичная перспектива для Украины — удержать те территории, которые она сегодня контролирует, не уступать больше ни пяди земли и провести переговоры об окончании боевых действий. Но мы должны признать, что сегодня может быть слишком поздно рассчитывать даже на такой не очень благоприятный исход.

Путь Украины к успеху

В апреле американский конгресс утвердил пакет помощи для Украины на 61 миллиард долларов. Но подробности того, что было включено в этот пакет, становятся известны очень медленно. В апреле США объявили о пакете на шесть миллиардов, а на прошлой неделе — еще на 2,3 миллиарда. Но в эти поставки включены главным образом боеприпасы, а не новая бронетехника. Но самое важное заключается в другом. Большая часть поставок, предусмотренных этими сделками, будет осуществлена лишь через годы, потому что надо создавать дополнительные производственные мощности и заключать новые контракты. А Украина должна пытаться добиться успеха с тем, что у нее есть в наличии, и с тем, что она может получить в предстоящие месяцы.
Прежде чем рассматривать военную составляющую этой цели, мы должны определить конкретную политическую цель. Для начала Украине надо будет сообщить России о своем намерении завершить военные действия посредством переговоров. Ее переговорщики должны будут проинформировать Москву, что максималистские требования Путина от 14 июня неприемлемы, и вместо них выступить с предложением заморозить конфликт на его сегодняшних рубежах, согласившись урегулировать вопрос о принадлежности четырех регионов через пять лет после окончания боевых действий при помощи международных посредников.
Для достижения даже такой ограниченной цели Украине придется в предстоящие несколько месяцев мобилизовать еще 300 тысяч военнослужащих, получить как минимум полмиллиона артиллерийских снарядов, семь ЗРК "Пэтриот", несколько сотен бронемашин различных типов и десятки тысяч дронов. При помощи этой новой боевой мощи она должна будет усилить оборону вдоль всей линии фронта, чтобы издержки от захвата остальных областей стали для Путина запредельно высокими — выше, чем он получил бы выгоды от переговоров. Это заставит его согласиться на прекращение боевых действий на нынешней линии соприкосновения.

Большие издержки, минимальное вознаграждение

Для достижения даже этого очень скромного результата Украина будет вынуждена понести очень большие потери в личном составе. По моей оценке, шансы на успех у Киева будут не более чем пятьдесят на пятьдесят. Западному альянсу придется отпустить все тормоза и поставить на Украину больше боеприпасов, чем он планирует в настоящее время, а также отправить туда дополнительную боевую технику, которая не включена в объем поставок.
Если Украина не увеличит существенно показатели мобилизации, а НАТО не предоставит ей намного больше того, что предлагает сейчас, достичь даже такой ограниченной цели будет крайне сложно. Гораздо больше шансов на то, что НАТО удовлетворится многочисленными высокопарными речами и обещаниями о финансировании в будущем, но почти ничего не сделает для немедленного увеличения производства. В таких обстоятельствах Украине лучше всего внести изменения в свои цели. Для этого понадобится такая политика, о которой многие на Западе, и никто из администрации Зеленского даже думать не хочет. Это немедленное прекращение огня на условиях, предложенных венгерским премьер-министром Виктором Орбаном, и урегулирование путем переговоров на лучших условиях из всех возможных.
НАТО нужна только победа Украины и поражение России. Однако трезвый анализ показывает, что такой результат недостижим ни сейчас, ни в будущем. Если Запад откажется смириться с реальностью, наиболее вероятным исходом станет военное поражение Украины с потерей Одессы, Харькова и других территорий, которые Путин даже не включил в свой июньский ультиматум.
Это ужасный выбор, но на данный момент Украине и Европе лучше согласиться на такое неприятное, но достижимое урегулирование вместо того, чтобы игнорировать реальность, а со временем испытать позор от полного военного поражения.
Автор: Дэниел Дэвис (Daniel L. Davis) — подполковник в отставке, старший научный сотрудник и военный эксперт фонда "Приоритеты обороны", ведущий на YouTube программу "Глубокое погружение с Дэниелом Дэвисом".