Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Визит премьер-министра Моди на Украину — часть индийского подхода к многостороннему балансированию

Times of India: после визита Моди Зеленский высказался об Индии недипломатично

© AP Photo / Czarek SokolowskiПремьер-министр Индии Нарендра Моди и премьер-министр Польши Дональд Туск
Премьер-министр Индии Нарендра Моди и премьер-министр Польши Дональд Туск - ИноСМИ, 1920, 28.08.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ходе недавнего турне премьер Индии Моди посетил Польшу и Украину, пишет Times of India. Отношения между Варшавой и Нью-Дели переведены в разряд стратегического партнерства. Сближение с Киевом не удалось: после визита Моди Зеленский высказался в адрес Индии недипломатично.
Премьер-министр Моди — один из немногих мировых лидеров, посетивших после начала конфликта на Украине и Москву, и Киев. Тому есть множество объяснений: тонкое балансирование, геополитические "антикризисные меры", принятые после критики Западом его "умиротворяющей" поездки в Москву, позиционирование Нью-Дели как потенциального миротворца и т. д.
Большинство аналитиков обходит вниманием три важных факта. Во-первых, премьер также заехал в Польшу, где была проведена работа по укреплению связей. Это свидетельствует о том, что цель турне не ограничивалась Киевом. Поскольку обе страны важны для Запада, они также стали неотъемлемой частью стратегического расчета Индии.
Во-вторых, после российской военной операции взаимодействие на высоком уровне между Нью-Дели и Киевом идет интенсивнее, чем в предыдущие годы. Зеленский и премьер-министр Моди провели несколько телефонных разговоров (четыре раза в 2022 году и дважды в этом году). Кроме того, хотя лидеры двух стран встречались лишь дважды (в мае 2023 года в Японии и в июне 2024 года в Италии), министры иностранных дел и министры национальной безопасности общались между собой чаще. В-третьих, в международных отношениях стратегия "или-или" не работает: она вредит национальным интересам. Индия как растущая страна не может позволить себе такой курс. Однако глубина связей варьируется в зависимости от стратегических совпадений интересов и степени экономических связей.
Внешняя политика Индии основана на глубоко стратегическом мышлении, учитывающем различные аспекты текущей ситуации в сфере безопасности.
Объективный анализ совместного итогового заявления сторон в Киеве показывает, что Индия лишь заявила о своем уже общеизвестном подходе к международному праву и уставу ООН: поддержка принципов уважения территориальной целостности и суверенитета государств, а также попытки проложить путь к мирному диалогу для прекращения конфликта. В пункте 11 документа указывается на желание премьер-министра Моди прекратить противостояние: "Премьер-министр Моди вновь заявил о необходимости искреннего и реального взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами для выработки инновационных решений, которые будут приемлемы для всех и поспособствуют скорейшему восстановлению мира. Он подтвердил готовность Индии всеми возможными способами содействовать скорейшему установлению мира". Хотя Нью-Дели будет рад прекращению войны на Украине, в декларации подчеркивается, что дипломатия должна заменить вооруженное противостояние на прямой диалог. Это важность этого аспекта возрастает, поскольку с течением времени позиции сторон всё сильнее расходятся. Москва и Киев должны сами решить, хотят ли они мира.
Однако Индия не слишком-то сближается с Украиной. Моди не встретился ни с жертвами конфликта, ни с ранеными солдатами и гражданскими лицами, как некоторые другие западные лидеры. Хотя стороны подписали соглашения о сотрудничестве в области сельского хозяйства, культуры, медицины и о помощи в реализации проектов по развитию местных сообществ, на переговорах не упоминались такие важные вопросы, как стратегическое партнерство, поставки товаров телекоммуникационной и медицинской инфраструктуры, а также строительного оборудования, о которых просил Киев. Индия также не удовлетворила просьбу Зеленского поддержать включение Украины в "Большую двадцатку" и не направила делегацию высокого уровня на мирный саммит в Швейцарии, поскольку другая сторона конфликта — Россия — не получила туда приглашение. Нью-Дели полагает, что мирные переговоры могут принести желаемый результат только при участии обеих сторон.
Слова Зеленского на пресс-конференции после визита прозвучали крайне недипломатично и неприятно. Он отметил, что Россия не уважает Индию, и подчеркнул, что поднимал с Моди вопрос о закупках нефти. На этот аспект давил Запад, игнорируя растущий импорт Европой российского газа. В индийских стратегических кругах отмечают, что Киев поставил Пакистану более 300 боевых танков Т-80, несмотря на резкие возражения Нью-Дели, а также был одной из немногих столиц, которые использовали формулировку "осуждает" в отношении ядерных испытаний, проведенных Индией в 1998 году. Заявления Зеленского напоминают о прошлых недружественных действиях Украины.
Встреча президента Владимира Путина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди - ИноСМИ, 1920, 21.08.2024
Моди восстанавливает политику баланса между Россией и УкраинойПредстоящий визит на Украину премьер-министра Индии Нарендры Моди привлекает внимание сразу по нескольким причинам, пишет An Nahar. Совсем недавно Моди побывал в Москве, так что, по мнению автора статьи, за поездкой в Киев следует следить очень внимательно.
Индия выходит за пределы контактов с четырьмя стратегическими странами Европы и начинает устанавливать тесные связи с другими государствами. Знаменательным стал визит Моди в Польшу, где отношения между двумя столицами были переведены в разряд стратегического партнерства. Лидеры осудили терроризм во всех его формах и проявлениях и подчеркнули, что ни одна страна не должна предоставлять убежище тем, кто финансирует, планирует, поддерживает или совершает террористические акты. План действий на 2024–2028 годы охватывает практически все аспекты двусторонних отношений, хотя основным направлением является оборонное сотрудничество. Индия и Польша также давно сотрудничают в создании специальной версии бронированных ремонтно-эвакуационных машин (ARV) под названием WZT-3.
Важно, что Варшава и Нью-Дели заявили о приверженности свободной, открытой и основанной на правилах Индо-Тихоокеанской зоне в соответствии с международным морским правом и при полном уважении суверенитета, территориальной целостности и свободы судоходства на благо безопасности на море, а также международного мира и стабильности. Польша также важна для проекта "Инициатива трех морей" по созданию общего коридора из 14 стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) от Греции на юге до Балтики на севере.
Визиты в Польшу и Украину не свидетельствуют об ослаблении связей с Россией. У Нью-Дели с Москвой давние отношения всеобъемлющего стратегического партнерства. Более того, Россия проявляет всё больший интерес к Южной Азии. В 2018 году Индия, Россия и Бангладеш заключили трехстороннее соглашение о помощи в обслуживании атомной электростанции в Руппуре. Две страны, вероятно, будут сотрудничать в проекте развития международного аэропорта в Шри-Ланке. Кроме того, есть и общие проекты сотрудничества (экономический коридор "Ченнай – Владивосток" и международный транспортный коридор "Север – Юг").
Индия проводит политику многостороннего сотрудничества с учетом своих стратегических интересов в международной обстановке усиливающегося соперничества между державами. Визит премьер-министра Моди в Москву предшествовал его поездкам в Польшу и на Украину. Индийский подход прокладывает путь к соединению различных географических регионов посредством экономических связей и мультимодальных коридоров, к повышению устойчивости производства и цепочек поставок, а также к привлечению инвестиций. Такой подход обусловлен осознанием Индией того, что ее возвышение зависит от экономического роста, основанного на политике безопасности и развития для всех игроков региона.