Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конфликт России и Европы расколол крошечную балканскую страну

NYT: президент и премьер Черногории не поладили из-за России

© AP Photo / Darko VojinovicХрам Воскресения Христова в Подгорице
Храм Воскресения Христова в Подгорице - ИноСМИ, 1920, 10.09.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Раскол между президентом и премьер-министром Черногории — бывшими политическими союзниками — осложняет усилия страны по вступлению в Евросоюз, пишет The New York Times. Расхождения обострились после выдвижения правительством на пост посла в Москве гражданина России.
Правительство Черногории, избранное в прошлом году на основе обещаний ускорить переход с орбиты влияния России к ЕС, недавно выдвинуло на пост посла в Москве любопытного кандидата — гражданина России. Это вызвало разлад между правительством и отдельно избранным президентом, который пришел в ужас от того, что представлять страну в Москве будет открыто заявляющий о поддержке Кремля россиянин—обладатель гражданства Черногории.
“Я пригласил его на беседу и быстро понял, что происходит”, — поделился воспоминаниями президент Черногории Яков Милатович, в чьи ограниченные полномочия входит утверждение назначений послов. Решив, что кандидат на должность в Москве не соответствует обязательствам Черногории перед НАТО, включающим поддержку вооруженных сил Украины, он попросил правительство найти кого-то более подходящего.
Этот эпизод лишь подчеркнул растущий раскол между Милатовичем и правительством премьер-министра Милойко Спаича, который бросает тень на усилия Черногории по вступлению в Евросоюз и ограничению влияния пророссийских политических сил. После присоединения в 2017 году к Североатлантическому альянсу эта бывшая югославская республика, десятилетиями мечущаяся между Востоком и Западом — и представляющая интерес как для НАТО, так и для Москвы благодаря своим глубоким средиземноморским заливам, — взяла, казалось бы, курс на отдаление от России.
И когда народ избрал Милатовича, а затем на парламентских выборах отдал большинство голосов его союзникам по партии "Европа сейчас" во главе со Спаичем, этих двоих объединяли цели присоединения к Европе и искоренения давно терзавших страну коррупции и преступности. Но теперь Милатович перестал поддерживать движение и обвиняет коалиционное правительство, возглавляемое Спаичем и зависящее от поддержки дружественных Кремлю законодателей, в возврате к политике покровительства, которую оно обещало искоренить, и подчинении интересам России и Сербии в ущерб связям с Европой.
Раскол подчеркивает сложность выстраивания стабильной демократии западного образца в хрупкой балканской стране, которую раздирают соперничающие между собой этнические, религиозные и геополитические взгляды. “Это определенно сложнее, чем все ожидали”, — заявил Милатович в одном из интервью в столице Черногории Подгорице. Союзники Спаича обвиняют его в подрыве деятельности избранного правительства. Он “попирает собственные обещания стать президентом для всех черногорцев”, — говорится в заявлении, опубликованном движением "Европа сейчас". На просьбу прокомментировать обвинения в адрес Милатовича в офисе Спаича заявили, что премьер-министр интервью не дает.
При предыдущем лидере Мило Джукановиче погрязшая в коррупции Черногория стала убежищем для наркоторговцев и контрабандистов сигарет. Членство страны в НАТО, против которого яростно выступали многие этнические сербы, в том числе несколько человек, заседающих сегодня в правительстве, устранило последнюю существенную брешь в контроле альянса над северным побережьем Средиземного моря. И положило конец надеждам Москвы на то, что она сможет создать там плацдарм для своих вооруженных сил.
Как говорит президент, дальнейшее членство Черногории в НАТО не вызывает сомнений в отличие от многих обещаний, данных перед прошлогодними выборами. Ярким свидетельством этого стала, по его словам, принятая в июле резолюция с заявлением о том, что во время Второй мировой войны нацистский марионеточный режим соседней Хорватии совершил геноцид в концлагере Ясеновац. Законопроект выдвинули этнические сербы, возмущенные проведением ООН мероприятий в память о геноциде боснийских сербов в 90-х годах прошлого века. “Никто не отрицает того, что произошло в Ясеноваце, — сказал президент. — Но резолюция служит лишь узким партийным политическим интересам очень небольшого количества людей”, что вызывает ярость Хорватии, которая является членом ЕС, и может помешать вступлению в блок самой Черногории.
Резолюцию принял спикер парламента Андрия Мандич, дружественный Кремлю этнический сербский политик, обладающий определенным весом в правительстве. В 2019 году его признали виновным в сотрудничестве с российскими спецслужбами при подготовке неудачной попытки госпереворота 2016 года с целью сорвать вступление Черногории в НАТО. В июле суд высшей инстанции Мандича оправдал.
Хорватия осудила связанную с геноцидом резолюцию как “неприемлемую, неуместную и ненужную”, а также противоречащую желанию Черногории стать частью ЕС. В письменном ответе на вопросы Мандич заявил, что резолюция “получила решительную поддержку” со стороны американского посла и никоим образом не препятствует европейским амбициям Черногории, вопреки утверждениям “некоторых злонамеренных представителей нашей страны”. В посольстве США в Подгорице заявили, что заявление Мандича об американской поддержке не соответствует действительности.
Спор с Хорватией затмил поступивший всего несколькими неделями ранее важный сигнал из Брюсселя о достигнутом Черногорией прогрессе. В июне Евросоюз положительно оценил шаги страны по приведению судебной системы и основных прав в соответствие со своими стандартами. Перед вступлением в организацию ей предстояло преодолеть еще множество препятствий, но посольство США в Подгорице назвало это “важной вехой”.
Однако, к разочарованию западных дипломатов перепалка между экономистом с оксфордским образованием в лице Милатовича и бывшим инвестиционным банкиром Спаичем и не думала затихать. Их союз разрушился из-за острых разногласий по поводу включения в правительство видных пророссийских и просербских политиков и объединения гостелерадиокомпании, государственных предприятий и других структур с политическими лоялистами.
По словам Милатовича, политика покровительства обременяет Черногорию чрезмерно раздутым правительством. В стране с населением всего около 600 тыс. человек на сегодняшний день насчитывается 32 члена правительства, 54 госсекретаря/замминистра и семь заместителей премьер-министра. Также Милатович заявил, что Спаич подорвал доверие неспособностью сказать правду о своих отношениях с До Квоном, главой обанкротившегося в 2022 году криптобизнеса. В прошлом году тот оказался в черногорской тюрьме, откуда впоследствии бежал.
В документе, поданном Комиссией по ценным бумагам и биржам в Нью-Йоркский суд в рамках дела против компании Квона, Спаич указан как первый инвестор в его бизнес. В прошлогоднем интервью он отрицал всякий интерес к предприятию Квона и утверждал, что вкладывал в него деньги исключительно от имени сингапурского инвестиционного фонда, в котором работал.
Политические проблемы Черногории и трудности, связанные с уменьшением влияния России, стали очевидны после выборов в июне 2023 года. "Европа сейчас" заняла первое место, но после раскрытия связей между Спаичем и Квоном показала результаты хуже ожидаемых. Чтобы сформировать парламентское большинство, партия обратилась к пророссийски настроенным законодателям, включая Мандича с союзниками.
Мандич умерил свой публичный энтузиазм по поводу президента России Владимира Путина и в обмен на вхождение в правительство Спаича подписал коалиционное соглашение с обещанием поддержать членство Черногории в НАТО и “ускоренное” вступление в ЕС. Однако его последующие действия, особенно пресловутая резолюция по Хорватии, эти обещания саботировали, заставив критиков называть его главным кукловодом в правительстве.
“Настоящим премьер-министром Черногории сейчас является Мандич, а не Спаич, — сказал Дритан Абазович, бывший премьер-министр и глава антикоррупционных усилий. — Он не является другом Путина, но действительно зависит” от Мандича с союзниками в том, что касается кресла премьер-министра.
Отвечая на вопрос об этом, Мандич сказал, что Черногория “вступила в фазу диалога и компромисса, это оказалось весьма полезным для всего нашего общества”. Милатович же говорит, что его “шокировало” влияние Мандича: “По численности "Европа сейчас" является движущей силой парламентского большинства, а с точки зрения интеллектуального руководства и риторики за рулем будто находится кто-то другой”.