Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украинцы не хотят отправлять своих детей в польские школы. Даже под угрозой лишиться пособия "800 плюс"

GW: дети с Украины не ходят в польские школы из-за травли и дискриминации

© РИА Новости Павел Паламарчук / Перейти в фотобанкУкраинские ученики на торжественной линейке, посвященной Дню знаний
Украинские ученики на торжественной линейке, посвященной Дню знаний - ИноСМИ, 1920, 15.09.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Польше предполагали, что дети украинских беженцев будут ходить в местные школы, пишет GW. Для них даже выделили специальное пособие. Но дети не хотят. Украинские мамы объясняют это дискриминацией в классе, травлей, незнанием языка и проблемами с адаптацией.
Решение о выплате пособия "800 плюс" только тем детям с Украины, которые ходят в польские школы, должно было простимулировать интерес приезжих ребят и их родителей к получению образования. Однако вот уже середина сентября, а в этой истории по-прежнему больше вопросов, чем ответов.
Согласно последним данным, которыми располагает Городское управление города Бельско-Бяла, в государственные детские сады, начальные школы и средние учебные заведения на сегодняшний день поступили 1779 детей украинской национальности, в том числе 1356 детей, которые приступили к обучению после начала вооруженного конфликта на Украине.
"Эти цифры меняются, поскольку идет процесс обновления количества учащихся в Системе информации об образовании", — сказал пресс-секретарь администрации города Бельско-Бяла Томаш Фицонь (Tomasz Ficoń).
Больше всего украинских детей учится в начальных школах. 224 из них приехали в Польшу еще до 24 февраля 2022 года, а 838 — уже после начала конфликта.
Уже середина сентября, но администрация школ до сих пор не знает, сколько украинских учеников будут посещать их учреждения в этом году. Некоторые школы располагают информацией об украинских детях, которые живут в их районе, но этих ребят нет в списках. Руководство школ не знает, с чем этом связано: может быть, родители решили отказаться от пособия и оставить своих детей на дистанционном обучении, которое проводится украинскими образовательными учреждениями, или же они все-таки приведут детей в польские школы через несколько дней, недель или месяцев.

Пособий "800 плюс" для иностранцев становится всё меньше

Министерство национального образования, семьи, труда и социальной политики Польши заявило, что родители и опекуны, которые не будут отправлять украинских детей в польские школы, потеряют право на получение пособия "800 плюс". Но, как оказалось, введение такой меры откладывается. Министерство внутренних дел и администрации недавно сообщило, что заявки на получение пособия подаются с 1 февраля по 30 июня на период с 1 июня по 31 мая следующего года, поэтому "пособия на этот год и половину следующего года уже предоставлены, а закон, как известно, обратной силы не имеет". Таким образом, если родитель-украинец запишет ребенка в польскую школу лишь в мае следующего года, он получит возможность подать еще одно заявление и по-прежнему без перерывов получать пособие "800 плюс".
При этом иностранцы всё меньше пользуются пособиями. Как сообщает польский Фонд социального страхования, в первом полугодии 2024 года иностранцам были выплачены пособия по программе "800 плюс" для 370,9 тысячи детей. Это на 8,9% меньше, чем за аналогичный период 2022 года. На первом месте среди получателей пособий находятся украинцы, за ними следуют белорусы, румыны, русские и вьетнамцы.
Часть украинских семей уезжает из Польши на Запад или возвращается на родину. Однако в Польшу приезжают новые семьи с Украины. Как недавно рассказала на канале TVN 24 заместитель министра образования Польши Иоанна Муха (Joanna Mucha), в настоящее время это в основном ребята в возрасте 16–17 лет. Родители отправляют детей в Польшу, чтобы спасти их от мобилизации.
Не все украинцы записывают детей в польские школы. Впрочем, даже если и записывают, то это еще не значит, что ребенок будет ее посещать. По словам учителей, нередко бывает так, что фамилия украинского ребенка числится в журнале, но сам он на занятия не ходит.
Центр интеграции иностранцев в Бельско-Бяла поддерживает связь с большинством украинских общин, проживающих на территории города. Здесь организуются курсы польского языка, тут можно получить юридическую помощь. В этом Центре работает бывшая оппозиционерка, парламентарий и депутат Европарламента Гражина Станишевская (Grażyna Staniszewska). "Школа обратилась к нам с просьбой помочь связаться с матерью конкретного ребенка, который ни разу не появлялся на уроках. Мама на звонки из школы не отвечала. Мы не смогли ее найти — возможно, она просто вернулась с ребенком на Украину", — говорит Станишевская.
Демонстранты с флагами Польши и Украины в Варшаве - ИноСМИ, 1920, 19.06.2024
В Польше растет число людей, негативно настроенных по отношению к беженцам с Украины. Почему?Отношение поляков к украинским беженцам испортилось, пишет RP со ссылкой на новое социологическое исследование. Всего 17% поляков согласны принимать их в своей стране. Больше всего людей возмущает иждивенческая позиция украинцев.

Дети с Украины чувствуют себя в польских школах неуютно

Украинские дети не хотят ходить в польские учебные заведения. Украинские мамы, которых опросила педагог Антонина Микитенко, объясняют это дискриминацией, которой их дети подвергаются в польских школах, трудностями с адаптацией к другой культуре, плохим уровнем компенсационных уроков польского языка или отсутствием занятий, способствующих интеграции.
"Наша школа вместо того, чтобы оказывать детям поддержку, парализует, вызывает стресс, требует подчинения. Нужны люди, которые будут реально работать в интересах интеграции польских и украинских школьников, а не просто выполнять функции переводчиков. Интеграция сама по себе не произойдет", — говорит Станишевская, которая в настоящее время преподает польский язык, а в 1997–2001 годах возглавляла Комиссию Сейма по образованию, науке и молодежи.
По ее мнению, в польской школе не лучшим образом чувствуют себя даже те украинские дети, у которых нет проблем в общении со сверстниками. "Я знаю случай, когда девочка, отличница, очень общительная, отказалась ходить в школу, потому что другие ученики ее травили. Причем школа не смогла решить эту проблему. Это было в окрестностях города Бельско-Бяла. В итоге семья вернулась на Украину, в Бучу", — рассказывает нам Станишевская.
О различных проблемах рассказывают и учителя. Они говорят, что родители с Украины зачастую не забирают детей после окончания уроков, даже учеников младших классов. Они просто не знают, что в Польше такому ребенку нельзя одному возвращаться из школы.
Школы в Катовице пытаются решать проблемы интеграции, в частности, прибегая к помощи ЮНИСЕФ. Тем не менее, резкого роста числа школьников с Украины там не наблюдается.
(…)
В каждой школе, где обучаются более десяти новых учеников с Украины, создана должность межкультурного ассистента. В Катовице имеется 140 таких специалистов. (…) Их зарплаты в предыдущие годы финансировались ЮНИСЕФ, а теперь оплачиваются из Фонда помощи Украине.
(…)
О поддержке учителей истории и обществознания позаботились власти города Катовице, создав специальный курс при поддержке ЮНИСЕФ и совместно с Силезским университетом. В его рамках учителя могли принять участие в семинарах и воспользоваться подготовленными экспертами учебными материалами, облегчающими проведение занятий по такой сложной теме, как отношения между Польшей и Украиной на протяжении всей истории. Учителям объясняли, что нужно быть особенно внимательными и осторожными при обсуждении значимых исторических событий и явлений общественной жизни, по которым польские и украинские ученики могут иметь разные точки зрения.
"Учебный цикл разработан с учетом обучения в смешанных классах, что требует особой внимательности и чуткости ввиду культурного и национального разнообразия", — сказала координатор проекта, сотрудник Института истории Силезского университета Марцеля Грушчик (Marcela Gruszczyk).

Авторы: Ева Фуртак (Ewa Furtak), Магдалена Варчала-Копеч (Magdalena Warchala-Kopeć).