Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сможет ли хоть что-нибудь остановить упадок Германии?

The Spеctator: промышленный упадок Германии продлится еще долго

© AP Photo / Michael ProbstЗнак Евро во Франкфурте, Германия
Знак Евро во Франкфурте, Германия - ИноСМИ, 1920, 01.10.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сторонники Евросоюза в Великобритании любят сваливать все экономические проблемы страны на "брексит", пишет The Spеctator. Но дела на материковой Европе обстоят ничуть не лучше. Особенно это заметно по Германии, которая переживает болезненную деиндустриализацию и еще очень долго будет страдать от упадка промышленности.
Нам внушают, что катастрофа под названием “брексит” срезала изрядную часть экономического роста Великобритании. Однако на пути этого тезиса встало одно толстое обстоятельство. Наши соседи по ЕС справляются ничуть не лучше, чем общепризнанно вялая — пусть и восстанавливающаяся — Великобритания. Британская экономика выросла на 0,7% в первом квартале этого года, а затем на 0,5% во втором, а французская экономика — всего на 0,3% и 0,2% соответственно.
Но больше всего сюрпризов с точки зрения снижения продолжает преподносить Германия. Во втором квартале ее экономика снова сократилась на 0,1%. Немецкая экономика съеживается четыре из последних семи кварталов. Она избежала технического определения рецессии лишь потому, что пока не падала два квартала подряд.
И обозримое будущее выглядит не слишком радужно. Правительство Германии только что в очередной раз понизило свои ожидания. Предыдущий прогноз роста на 0,3% в течение года теперь сократился до нуля. Разумеется, Германия сильнее других пострадала от украинского конфликта из-за своей зависимости от российского газа. Правительство Ангелы Меркель фатально просчиталось, не попытавшись избавиться от этой зависимости, даже когда Путин уже присоединил Крым в 2014 году: сделка по газопроводу “Северный поток — 2”, каким бы невероятным это сейчас ни казалось, была заключена уже после этого.
Однако экономика Германии была в беде еще до путинской спецоперации на Украине — и даже до пандемии коронавируса. Ее мощная автомобильная промышленность достигла пика в 2015 году, а нынешнее производство составляет лишь две трети от того уровня. На прошлой неделе автоконцерн Volkswagen объявил о том, что еще недавно было вовсе немыслимым: предложил закрыть заводы в Германии. Общее промышленное производство в стране сократилось еще в 2018 году. За вычетом краткосрочного восстановления, когда экономика выкарабкивалась из глубокой пропасти в пандемию коронавируса, месяцы роста оказались наперечет.
По сути, Германия переживает тот же процесс деиндустриализации, через который уже прошли другие страны Западной Европы, поскольку производство массово переезжает в более дешевую среду. Разница лишь в том, что в случае Германии этот процесс запаздывает на десятилетие или два — что, впрочем, не делает его менее болезненным. Наоборот, складывается ощущение, что он идет даже быстрее, чем в Великобритании, потому что Берлин задался целью достичь нулевых выбросов к 2045 году. В 2022 году BASF, еще один немецкий промышленный гигант, объявил, что инвестировать в Европу стало бессмысленно и что вместо этого он построит завод стоимостью 10 миллиардов фунтов стерлингов в Китае — причем это решение руководители объяснили именно дороговизной электроэнергии.
Немецкой промышленности еще предстоит очень долгое падение. В настоящее время производство составляет целых 26,6% немецкой экономики — почти втрое больше, чем британской (9,3%). В стране по-прежнему заняты 7,5 миллионов рабочих. Как показал опыт Великобритании в 1980-х годах, когда закрываются заводы, с ними рушатся целые сообщества. А это, в свою очередь, наверняка придаст новый политический импульс крайне правым, которые уже побеждают на региональных выборах.
По всей видимости, упадок немецкой промышленной экономики станет главной историей Европы в ближайшее десятилетие. Но это не помешает британским “евросоюзникам” разочарованно блеять о том, что “брексит” — корень всего зла.