https://inosmi.ru/20241118/germaniya-270817974.html
Германский локомотив заржавел: без российского газа ничего не получается
Германский локомотив заржавел: без российского газа ничего не получается
Германский локомотив заржавел: без российского газа ничего не получается
Экономика Германии зашла в тупик, пишет South China Morning Post. Если правительство, которое будет сформировано по итогам февральских выборов, не сумеет... | 18.11.2024, ИноСМИ
2024-11-18T18:20
2024-11-18T18:20
2024-11-18T18:25
германия
европа
ес
китай
south china morning post
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0b/12/257965173_0:195:2949:1853_1920x0_80_0_0_d725e52a13425db0bd1a5bca64c7da68.jpg
Томас Фальк (Thomas O. Falk)Траектория движения Германии зависит от того, сумеет или нет ее новый канцлер преодолеть идеологические разногласия, став поборником экономического прагматизма и структурных реформ.Германия, бывшая когда-то стальным локомотивом Европы, постепенно ржавеет. Под руководством таких канцлеров как Конрад Аденауэр, Гельмут Шмидт, Гельмут Коль и Ангела Меркель эта страна восстала из послевоенного пепла и стала образцом экономической жизнестойкости и политической стабильности.Но сегодня эта самая Германия спотыкается и дает сбои. Ее экономика в тупике, ее политика парализована, причем происходит все это в очень рискованное время. Европа и Китай, являющиеся важнейшими партнерами на экономической орбите Германии, оказались прикованными к тонущему якорю.В этом месяце правительство Германии распалось. Коалиция Олафа Шольца в составе социал-демократов, зеленых" и свободных демократов, представляющая собой хрупкое сочетание несовместимых идеологий, прекратила свое существование из-за внутреннего раскола. Теперь немцам придется 23 февраля выбирать новый бундестаг, и, следовательно, нового канцлера.Этот политический разлом произошел в очень неподходящий момент. Немецкая экономика, которой на этот год предсказывают спад в 0,2%, единственная из Группы семи с отрицательным прогнозом роста.В США, Франции и Японии экономический рост тоже весьма вялый, но по крайней мере, у него положительные показатели. В Германии все иначе. Там низкая безработица скрывает более серьезную проблему: нехватку квалифицированной рабочей силы, которая настолько остра, что правительство вопреки своей политической инертности ослабило правила для иммигрантов.Чтобы предотвратить экономический крах, Германии ежегодно нужно 400 000 квалифицированных иммигрантов. Спрос огромен, и удовлетворить его вряд ли удастся. А если он не будет удовлетворен, это сулит нечто более серьезное: двойной кризис в виде снижения производительности и усиления социальных издержек.Ослабевает сама промышленная основа Германии, являвшаяся неистощимым источником послевоенного процветания. Высокие цены на энергоресурсы, ставшие следствием отказа от российского газа, больно бьют по производственным отраслям от химической до автомобилестроительной промышленности.Возьмем в качестве примера компанию BASF, ставшую краеугольным камнем немецкой промышленности. Она объявила о своих планах сократить производство или перевести его за рубеж, чтобы работать на более стабильных и доступных по ценам источниках энергоресурсов. Деиндустриализация, когда-то немыслимая для этого промышленного гиганта Европы, превратилась в тревожную реальность. По прогнозам, сокращение немецкого промышленного производства в этом году составит рекордные полтора процента. Это не просто цифра статистики, это симптом разложения изнутри.Но беды Германии не ограничиваются нехваткой рабочей силы и энергоресурсов. В ее конституции есть правило долгового тормоза, или Schuldenbremse, согласно которому федеральный дефицит ограничен 0,35% ВВП. Этот тормоз просто душит экономический рост. В эпоху глобальной конкуренции это все равно что скомандовать олимпийскому спринтеру бежать трусцой, в то время как соперники устремляются вперед на большой скорости.Неудивительно, что одной из неудач коалиции стала попытка провести через бундестаг очень скромные меры стимулирования. Такой паралич сделал Берлин совершенно бессильным. Это образец недееспособности в то время, когда нужна решительность.Последствия для Европы будут колоссальными. Будучи самой крупной экономикой ЕС, Германия обеспечивает 24,2% ВВП этого блока. Это умопомрачительная цифра для союза из 27 государств. Когда Германия спотыкается, Европа падает как подкошенная. Для небольших экономик, тесно связанных с немецкими цепочками поставок, это очень болезненное ощущение.Возьмем в качестве примера Чехию, которая почти 30% своего экспорта отправляет в Германию. Или Австрию, где эта цифра примерно такая же. Корни немецкой автомобильной промышленности, которая дает Германии 5% ВВП и более 800 000 рабочих мест, глубоко проросли в странах Центральной и Восточной Европы.Если спад в этой немецкой отрасли будет продолжаться, поднимется волна безработицы и экономической нестабильности, которая захлестнет весь континент. Для Евросоюза, которому на 2024 год уже прочат чрезвычайно слабый рост всего в 1,7%, испытывающая трудности Германия означает новые беды и проблемы в будущем.А еще есть Китай, являющийся главным торговым партнером для Германии за пределами ЕС. В 2023 году объем двусторонней торговли между ними достиг 254,2 миллиарда евро (268 миллиардов долларов). Германия экспортировала в Китай товаров на 107 миллиардов евро. В основном это было машинное оборудование, автомобили и химикаты. Такие объемы товарооборота отнюдь не мелочь для экономики КНР, это основа китайской промышленной базы.Немецкое машиностроение работает на китайские предприятия, по китайским улицам разъезжают роскошные немецкие автомобили. Такое взаимодействие выгодно обеим странам. Импорт из Китая в Германию в 2022 году превысил 191 миллиард евро, и это показатель того, как сильно Берлин зависит от китайских товаров.Ослабление Германии — это повод для беспокойства Европы и стратегическая проблема для Пекина. Германия служит китайскими воротами в Европу, через нее на рынок ЕС попадают китайские товары. Упадок немецкой экономики повлечет за собой сокращение импорта, и это создаст угрозу экономическим амбициям Китая в момент, когда новые препятствия для него просто непозволительны.Для Германии исход февральских выборов выходит далеко за рамки внутренней политики. Он может создать угрозу самому ее существованию. Новая коалиция просто обязана преодолеть партийные пристрастия и предвзятость. Она должна сплотиться вокруг общей цели — вернуть Германию на правильный путь, перенастроив ее экономику, модернизировав энергетическую стратегию и восстановив трудовые ресурсы.Это не просто вопрос темпов роста или промышленного производства. Речь идет о будущем Германии как страны-лидера в Европе и на мировой арене. Упадок не является чем-то неизбежным, это выбор. Германия стоит сейчас на пороге такого выбора, и траектория ее движения зависит от того, сумеет или нет новый канцлер преодолеть идеологические разногласия, став поборником экономического прагматизма и структурных реформ.Если Германия потерпит неудачу, это станет не просто национальной трагедией. Это может положить начало необратимым сейсмическим волнам, которые отразятся на мировом порядке. Если Германия отдаст предпочтение застою, а не жизненной энергии, ударные волны от этого ощутит вся Европа, а то и весь мир. Так что сегодня, когда немцы готовятся голосовать, Европа и остальные ждут, прекрасно понимая, что участь Германии вполне может стать и их участью.
германия
европа
китай
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2024
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0b/12/257965173_108:0:2839:2048_1920x0_80_0_0_5d5ec9de4741ff2f545ff940270cd67e.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
германия, европа, ес, китай, south china morning post