Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Европа уже проиграла гонку аккумуляторов

Telegraph: план ЕС по производству батарей рушится из-за недостатка финансов

© РИА Новости Александр Кряжев / Перейти в фотобанкЗавод литий-ионных аккумуляторов ООО "Лиотех"
Завод литий-ионных аккумуляторов ООО Лиотех - ИноСМИ, 1920, 03.12.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейская стратегия по производству аккумуляторов разваливается из-за непоследовательных решений, проблем с управлением и финансами, пишет Telegraph. По мнению автора, Евросоюз — бюрократический аппарат, не способный на реальные действия.
Провал плана Брюсселя по промышленному перевооружению ставит блок перед трудным выбором
Европейская стратегия по производству аккумуляторов разваливается из-за высокомерия и напыщенной риторики. У флагманской гигафабрики Northvolt на севере Швеции закончились деньги, и она ведет переговоры с кредиторами. Шведская пресса сообщает, что в ближайшие дни компания может обратиться за защитой от кредиторов согласно закону о банкротстве. Более половины крупных проектов ЕС по производству аккумуляторов откладываются или отменяются. Европа по-прежнему практически полностью зависит от Китая, Кореи и Японии в производстве катодных и анодных материалов, электролитов и полиолефиновых сепараторов, которые представляют реальную ценность в цепочке поставок литий-ионных аккумуляторов.
Northvolt попыталась наладить производство собственных катодно-активных материалов из замороженных отходов в Шеллефтео, но задача оказалась сложнее, чем представлялась на первый взгляд. В сентябре компания закрыла соответствующий завод, уступив контракт на поставки корейской Samsung SDI. Европейский полупроводниковый ренессанс сейчас явно не в лучшей форме, и его воображаемая водородная стратегия тоже скоро сойдет на нет. Грандиозный план Урсулы фон дер Ляйен по промышленному и технологическому перевооружению остается в основном на бумаге.
Northvolt — наиболее финансируемый технологический стартап в Европе, привлекающий субсидий, кредитов и капитала на 15 миллиардов евро при поддержке Volkswagen, Siemens, JP Morgan и Goldman Sachs. Его позиционировали новым европейским Airbus, пионером в области вертикальной интеграции, способным охватить все этапы производственного процесса и изготовить первую в мире на 100% экологически чистую батарею. На это возлагали большие надежды те, кто стремился к созданию мощной и полностью независимой промышленной Европы. План Northvolt был совершенно логичен. Его исполнительный директор Питер Карлссон (Peter Carlsson) прежде работал в Tesla. Благодаря гидроэлектростанциям, в Швеции фиксируются одни из самых низких цен на электроэнергию в Европе. Чего фанатичные менеджеры не понимали, так это количество времени, которое потребуется на освоение тонкостей производства литий-ионных аккумуляторов. Благодаря Азии это стало казаться простым делом.
Сложность производства аккумуляторов заключается в невероятно малых допускаемых отклонениях. "На станках должна поддерживаться определенная влажность и нанометровая точность, — сказал один шведский эксперт, хорошо знакомый с компанией. — С момента, когда вы загружаете исходные материалы, до завершения сборки батареи проходит около 20 этапов. Все должно идти по регламенту. Если на выходе один из швов окажется на полмиллиметра длиннее или короче, то использовать продукт будет нельзя. Обнаружить эти ошибки в процессе работы очень трудно".
Спустя девять лет после основания и три после сборки первого аккумулятора компания достигла лишь 25% от запланированного недельного объема производства. Ранее в этом году кредиторы отказались предоставить ей 15 миллиардов евро. А окончательно мечта рухнула в июне, когда BMW отменила заказ на два миллиарда евро. Volkswagen отозвал представителя из совета директоров Northvolt, и правительство Швеции не стало оказывать никакой финансовой помощи. Некоторые склонны винить во всем вялый спрос на электромобили в Европе (не во всем мире), но уже к началу текущего года у Northvolt накопилось невыполненных заказов на 50 миллиардов евро.
Я присутствовал на закрытой встрече, где Карлссон заявил, что ЕС не предложил его компании "ни капли гибкости" в вопросе финансирования, что обнажает пределы возможностей плана Европы по созданию собственной конкурентоспособной и устойчивой цепочки производства аккумуляторных элементов. Если эта бюрократическая конструкция, управляемая еврокомиссарами и требующая ошеломляющие 180 миллиардов евро, не может обеспечить Northvolt успех, то зачем она вообще нужна? Компания, несомненно, старалась изо всех сил, пытаясь делать все сразу и стремительно расширяясь, как будто легкие кредиты никогда не закончатся. На заводе в Шеллефтео были созданы головокружительные условия для работы персонала в режиме 24/7, что привело к соответствующим потерям. Но проблема гораздо шире.
По данным BloombergNEF, в прошлом году мировой спрос на аккумуляторы составил 950 ГВт-ч (гигаватт-часов), тогда как производственные мощности Китая достигли 2600 ГВт-ч, а в следующем году, согласно текущим планам, увеличатся более чем вдвое до почти 6000 ГВт-ч. Этот колоссальный профицит оседает в Европе. С мертвой точки сдвинулся лишь один из шести запланированных гигазаводов Volkswagen. К 2030 году компания построит всего три, но и это еще не точно. Французская Automotive Cells отложила возведение запланированных заводов в Германии и Италии. Подобно Northvolt и другим европейским конкурентам, она сделала ставку на "старую" технологию никель-марганцево-кобальтовая батарей (NMC), которые поначалу ценились за объем и удельное энергопотребление.
Тем временем Китай опережает конкурентов, выпуская более безопасные литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LFP) без кобальта и никеля, которые настолько хороши, что продаются на мировом рынке по гораздо более низкой цене. По данным BloombergNEF, за последний год средняя стоимость LFP-аккумуляторов в Китае снизилась вдвое и составила 53 доллара за киловатт-час, тогда как еще недавно скептики считали фантастикой цифру в 100 долларов. Компания Automotive Cells отказалась от прежних планов и переходит на LFP-аккумуляторы. Но как она сможет конкурировать в отсутствие тарифных ограничений со стороны ЕС? Да, с электромобилями получилось, но не с аккумуляторами.
Европа лицом к лицу сталкивается с рядом суровых истин. Она не заметила надвигающейся угрозы электромобилей, потому что Берлин и Брюссель были одержимы существующей автоиндустрией. Европа проморгала цифровую революцию и не приспособилась к новой реальности компьютеров на колесах. Еврокомиссия не обладает полномочиями настоящего правительства по привлечению заемных средств путем выпуска долговых обязательств и повышению налогов. Бюджет ЕС невелик, и государства-члены постоянно расходятся во мнениях. По оценкам Центра международных и стратегических исследований в Вашингтоне, Китай на господдержку своей электромобильной экосистемы потратил 230 миллиардов долларов. У Брюсселя на подобное нет ни денег, ни юридических полномочий.
В недавнем докладе Марио Драги говорится, что для восстановления конкурентоспособности ЕС необходимы как совместный выпуск долговых обязательств, так и дополнительные ежегодные инвестиции на сумму 800 миллиардов евро. Но это противоречит другой суровой истине: целям не соответствует сама идеология ЕС. Корея опережает Германию и Францию в конкурентной борьбе, хоть и является страной среднего размера и не входит в блоки или союзы. Так в чем же дело? В настоящее время европейские производители аккумуляторов — это в основном китайские и корейские фирмы. Например, немецкий завод Tesla в Грюнхайде использует аккумуляторы китайского конкурента BYD.
Бывший исполнительный директор Volkswagen Герберт Дисс (Herbert Diess) отмечает, что Европа должна перестать разбрасываться деньгами в попытке догнать Азию. Этот бизнес неприбылен. Следует сократить убытки, позволить азиатским компаниям производить аккумуляторы и сосредоточиться на том, что у нее самой получается лучше всего. Да, здесь тоже есть риски. Пекин превратил аккумуляторы в оружие, прекратив поставки ведущему производителю беспилотников Америки Skydio якобы из-за продажи дронов пожарной службе Тайваня. Skydio поставляет беспилотники и на Украину.
Европа встала перед выбором: либо вкладывать реальные деньги в то, что у нее есть, и перераспределить значительную часть ВВП с соцобеспечения на экономическое перевооружение; либо согласиться на фаустовскую сделку с Китаем, чтобы без особых затрат спасти часть автопрома по аналогии со сделкой с российским "Газпромом", которая пошла совершенно не по плану. Брюсселю хотя бы есть чем гордиться. В ЕС действуют "самые передовые в мире правила регулирования использования аккумуляторных батарей". Похвально. Только вот самих батарей не хватает.
Популярные комментарии
l
litоvec10
24
"Европа — лидер по производству аккумуляторов. Но только на бумаге"(с) ................................................ У нас в ЕС многое только на бумаге или в липовых рейтингах.
Ольхон .
22
Навоз! Навоз ваше будущее😂
Обсуждение
Комментариев: 22
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Ольхон .
3 декабря 2024, 01:06
Навоз! Навоз ваше будущее😂
l
litоvec10
3 декабря 2024, 01:30
"Европа — лидер по производству аккумуляторов. Но только на бумаге"(с) ................................................ У нас в ЕС многое только на бумаге или в липовых рейтингах.
Villy_Churak
3 декабря 2024, 04:42
<<Сложность производства аккумуляторов заключается в невероятно малых допускаемых отклонениях. "На станках должна поддерживаться определенная влажность и нанометровая точность>> ____ Почему то мне вспомнился СССР, где не продавались никогда импортные аккумуляторы и батарейки, но массово производились как различные АКБ для подводных лодок, электромобилей (каров), автомобилей, батарейки для бытовых приборов ...., кислород-водородные и кислород-алюминиевые топливные элементы и для авто, и для космической техники, .... И всё работало!!! ____ И это "совок"..?!
Andrey Mestnyj
3 декабря 2024, 11:41
Villy_Churak, у, а в совке уже хотя бы знали о литиевых аккумуляторах? Не нужно сравнивать палец с ... не пальцем.
Villy_Churak
3 декабря 2024, 12:23
Andrey Mestnyj, я с 1982 года более 30лет на кафедре 208 МАИ. Химические источники тока и накопители были одной из специализаций кафедры. Поэтому я знал и знаю несколько брльше простых граждан СССР. А наплыв из НАСА и ЕСА на нашу кафедру тоже о чём то да говорил. И факт - в СССР было вмё, что даже сейчас считают пеоспективным.
ЯС
Яков Сигизмундович Самаркандский
3 декабря 2024, 15:54
Andrey Mestnyj, еще как знали, был даже учебник конца 70-х по технологии производства химических источников тока, где подробно расписывался состав апротонного электролита на органике и прочии химии и физики...
Николай Долгополов
3 декабря 2024, 05:26
М-да. Не всё так просто оказалось. Пока посмеивались над отсталым Китаем, отстали сами.
c
cabhru
3 декабря 2024, 07:10
Вот что бывает ,когда считаешь себя круче всех,а по факту пугаешь ежа голым задом.
Letovets1
3 декабря 2024, 07:42
Звиздеж! В литве дофига аккумуляторов на свалках, нужно только покопаться
l
lubopitniy
3 декабря 2024, 08:10
Всё уже: от былого могущества старушки остались только гонор и денежный печатный станок!
Вадим Асташин
3 декабря 2024, 08:58
Сейчас 11 друзей Оушена - тьфу!, - 11 литовских алкоголиков напишут, что у них все самогонные аппараты работают только на аккумуляторах, а Литва - лидер, правда, непонятно, в чем. Короче, велики лгут.
l
litovec11
3 декабря 2024, 09:50
Бывает. Скорее всего шантаж со стороны предприятия против медлительности чиновников. После угрозы закрытия важного проекта появляются все необходимые разрешения, кредиты и так далее. Так на днях было с литовской Телтоникой, которая пригрозила прекратить строительство производство чипов, в результате чего Литва потеряла бы несколько миллиардов евро, и за выходные появилось всё требуемое. Иногда чиновников надо стимулировать.
Andrey Mestnyj
3 декабря 2024, 11:43
litovec11, с телтоникой там пахнет какой-то аферой. "Производитель" клеящий лейблы на китайскую электронику раз и построит завод чипов. Мне почему-то кажется что деньги на начальный этап сожраны и нужно найти виновного, что б списать их
l
litovec11
3 декабря 2024, 14:30
роизводитель" клеящий лейблы на китайскую электронику Andrey Mestnyj, У вас галлюцинация телтоники, клеящей лейблы на китайскую электронику. Как в вашей галлюцинации объясняется факт наличия в Китае дочки Телтоника по продаже товаров с лейблом Телтоника?
l
litovec11
3 декабря 2024, 14:35
раз и построит завод чипов. Andrey Mestnyj, И в чём проблема построить здание завода со всеми коммуникациями по тайваньским чертежам, а технологии- тайваньские или тайваньско- литовские?
s
stoolov
3 декабря 2024, 15:50
Andrey Mestnyj, какая прелесть - "тайваньско- литовские технологии"!
ЯС
Яков Сигизмундович Самаркандский
3 декабря 2024, 15:56
litovec11, опять бредите...ну, уже не смешно.
l
litovec11
3 декабря 2024, 17:52
не смешно. Яков Сигизмундович Самаркандский, Скучно? Тяжёлая у вас работа- читать про скучную литовскую жизнь, описанием которой полон интернет, включая работы российских учёных.
Letovets1
3 декабря 2024, 23:26
Кто нибудь заберите у алко аборигена шприц с героином наконец то
metoo
3 декабря 2024, 10:39
"Европа встала перед выбором: либо вкладывать реальные деньги в то, что у нее есть..." - *заинтересованно* а что у нее есть?
ЯС
Яков Сигизмундович Самаркандский
3 декабря 2024, 16:03
metoo, есть-то много чего, только америка им это не позволяет, или с Китаем неконкурентны...на минуточку, литографы делают (не в Литве : 11-му!) в Нидерландах, STM-ки где-то там изобретают, скоростные поезда могли (сейчас не уверен), автомобили всякие, наконец...товары с ВЫСОКОЙ добавочной стоимостью, часто только из-за понтов - всякие ЛуиВитоны и Шанели, итальянские ткани и т.п. и покупатели всего этого есть, только они часть рынков сами отрезали, как скопцы хозяйство, а часть отвернулась от них - дорого и под политикой....
Letovets1
3 декабря 2024, 23:27
Полон инторнет пишет летовец))) проверь шароварры воен инторнетовый
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем