Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рено Жирар: "Уязвимость христиан Востока вызывает беспокойство"

Le Figaro: захват боевиками Алеппо ставит под угрозу жизни местных христиан

© AP Photo / Ghaith AlsayedБойцы сирийской оппозиции недалеко от Алеппо
Бойцы сирийской оппозиции недалеко от Алеппо  - ИноСМИ, 1920, 08.12.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Захват Алеппо террористами угрожает существованию одной из старейших в мире христианских общин, пишет Le Figaro. Однако Запад даже не пытается защитить христиан Ближнего Востока — и в этом его большая моральная и стратегическая ошибка.
После захвата Алеппо коалицией джихадистских боевиков остается неясной судьба 25 тысяч проживающих в городе христиан. Это подчеркивает, насколько неправ оказался Запад, не приняв более активного участия в защите христианских меньшинств на Ближнем Востоке.
Свершившееся 1 декабря падение Алеппо под ударами коалиции сирийских джихадистских повстанческих группировок, поддерживаемых благоволящим "Братьям-мусульманам"* Реджепом Эрдоганом, дает много поводов для беспокойства. В этом крупном городе на севере страны проживает порядка 25 тысяч христиан. Не придется ли им отправиться в вынужденное изгнание, в 24 часа покинув место, веками служившее им домом, как это уже случилось в Идлибе в 2018 году? Неужели волна суннитского исламизма на Ближнем Востоке, не прекращающаяся с момента катастрофического вторжения англосаксов в Ирак в 2003 году, в конечном счете сметет старейшие христианские общины в мире, восходящие ко временам святого Павла?
Необходимо вспомнить, что до того, как в VII веке Левант был завоеван мусульманами, весь регион был христианской землей. После завоевания арабскими всадниками – мусульманами большинство христиан перешли в ислам, как минимум для того, чтобы не платить джизью – взимавшийся с немусульманского населения налог, по сути являвшийся платой за гарантии безопасности от халифа.
Штурмуя Алеппо, джихадисты под командованием Абу Мухаммада аль-Джулани (соратника покойного зловещего лидера "Исламского государства"* Абу Бакра аль-Багдади), хвастались: "Мы уезжали в автобусах, а возвращаемся на танках!"

В тисках чужих конфликтов

Когда в 2016 году лояльные правительству сирийские войска отвоевали Алеппо, русские договорились о вывозе повстанцев-джихадистов, чтобы избежать разрушений города вследствие уличных боев. Тогда их вывезли автобусами в контролируемую Турцией "Идлибскую зону". В мае 2017 года в Астане Россия, Иран и Турция заключили соглашение о создании на территории страны четырех зон, где будет установлен режим прекращения огня. Однако этот текст, не ратифицированный ни сирийским режимом, ни "правительством в изгнании" повстанцев, лишь приостановил сирийскую гражданскую войну. Приостановил, а не завершил. Россия и Иран были важнейшими союзниками сирийского режима, а Турция – главным сторонником повстанческого движения.
Арабские джихадисты-сунниты, тайно получающие финансирование от турецких спецслужб и помощь со стороны пакистанских и антипутински настроенных чеченских добровольцев, воспользовались моментом ослабления шиитской оси, чтобы атаковать ее самое слабое звено – Сирию. Главной жертвой неожиданного наступления джихадистов, скорее всего, окажется христианское меньшинство страны, всегда находившееся под защитой баасистского режима. Вызывает беспокойство тот факт, что сейчас в регионе наблюдается объективное военное сближение между Израилем и суннитскими исламистскими ополчениями, что может привести к изгнанию христиан из Сирии.
С осени 2023 года на Ближнем Востоке позиции шиитской оси (Иран, Ирак, Сирия, ливанская "Хезболла", йеменские повстанцы-хуситы) ослабли вследствие поддержки палестинцев в Газе и проигранной войны против Израиля. Армии обороны Израиля удалось не только обезглавить "Хезболлу", но и уничтожить иранскую систему противовоздушной обороны.
После окончания Второй мировой войны христианские меньшинства стран Востока оказались втянуты в не касающиеся их напрямую конфликты. Сначала они стали побочными жертвами противостояния между евреями-сионистами и арабами-суннитами. Затем – жертвами внутриконфессиональной войны между суннитами и шиитами, достигшей кульминации после начала англосаксонского вторжения в Ирак.
За последние восемьдесят лет Запад показал свою неспособность защитить христиан Ближнего Востока, несмотря на то, что речь идет о наиболее близких ему в культурном отношении народах. В 1975 году христианский Ливан подвергся нападению палестинских ополченцев, большинство из которых были мусульманами-суннитами. Палестинцы, которые обращались с Ливаном как с завоеванной страной со времени заключения Каирских соглашений 1969 года (навязанных ливанскому правительству Насером), были сыновьями палестинских беженцев, бежавших из бывшей Британской Палестины после поражения, нанесенного им в 1948 году молодой израильской армией.
В апреле 1975 года, когда в Ливане разразилась гражданская война, вместо того чтобы укрепить ливанское государство и его христианских лидеров, Запад умыл руки и отстранился от конфликта. Западные страны наивно восприняли его как войну между христианами и "исламо-прогрессистами", причем последние не проявляли на деле ни малейших признаков своей приверженности прогрессу. Все мы помним, как Киссинджер на весь мир допускал возможность переселения ливанских христиан в Канаду...

Серьезная моральная и стратегическая ошибка Запада

Запад совершил серьезную моральную и стратегическую ошибку, не взяв христиан Востока под свою защиту по окончании Второй мировой войны. С моральной точки зрения, если вдуматься, есть нечто отвратительное в том, чтобы не защищать в этом регионе мира единственных людей, которые думают так же, как и вы.
В стратегическом плане Запад таким образом продемонстрировал свою слабость перед всеми потенциальными врагами в регионе. На Ближнем Востоке считается, что человек, проявляющий безразличие к судьбе своих друзей, слаб. В культурном плане арабо-мусульманский мир не столь уж близок к палестинскому обществу. Но после трагедии в Газе все солидаризировались с палестинцами. Саудиты, например, заявили, что не присоединятся к Соглашениям Авраама до тех пор, пока Израиль не согласится на решение о двух государствах.
В 2003 году Джордж Буш-младший отдал приказ о начале военного вторжения в Ирак, провозгласив его целью демократизацию этой страны, а затем и всего региона. Итоговой целью должно было стать достижение мира между арабскими странами и Израилем, ведь еще со времен Канта известно, что демократические государства никогда не воюют друг с другом. Мало того, что демократия нигде так и не восторжествовала, но и мир в Палестине не воцарился. Вместо этого руками американских неоконсерваторов в Месопотамии был развязан беспрецедентный кризис, который до сих пор так и не удалось стабилизировать. Христианин Буш стал невольным виновником исхода трех четвертей иракских христиан. В условиях царившего там хаоса христиане оказались самой слабой группой населения, а значит, и главными жертвами гонений.
Во время гражданской войны в Сирии, начавшейся в 2011 году, Запад продемонстрировал историческое невежество (на предмет старого противостояния между светскими баасистами и "Братьями-мусульманами"*), политическое манихейство (злые баасисты против добрых повстанцев) и попытки выдать желаемое за действительное (отказ пригласить Иран принять участие в мирных переговорах). Западная некомпетентность только усугубила вызывающую беспокойство уязвимость восточных христиан.
При формировании своей стратегии на Ближнем Востоке Западу давно пора вспомнить о вечном ориентире: приоритетности задач по защите христианских меньшинств.
* Террористическая организация, запрещенная в России.