Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Этот труднопонимаемый русский роман явился духовным руководством для Си Цзиньпина

NYT: роман "Что делать?" стал духовным руководством для Си Цзиньпина

© РИА Новости / Перейти в фотобанкФотокопия картины художника Кузьмичева (Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов в редакции "Современника")
Фотокопия картины художника Кузьмичева (Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов в редакции Современника) - ИноСМИ, 1920, 16.12.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Русская литература стала духовным руководством для Си Цзиньпина, пишет NYT. Главным источником вдохновения для лидера КНР стал роман Чернышевского "Что делать?". Это говорит о его намерении объединить мир для усиления борьбы с американской властью, отмечает издание.
Джон Гарно (John Garnaut), Сэм Чэтуин Джордж (Sam Chetwin)
В конце октября, покуда большая часть государств земного шара обращала повышенное внимание на предвыборную ситуацию в США, председатель КНР Си Цзиньпин призвал оказать сопротивление нынешнему мировому порядку, возглавляемому Соединенными Штатами.
Обращаясь к лидерам Бразилии, России, Индии, Южной Африки, Ирана, Египта и ряда других государств на саммите БРИКС в Казани, Си Цзиньпин заявил о том, что мир вступил в новую знаменательную эпоху "турбулентности и трансформации".
"Должны ли мы позволить миру оставаться турбулентным или же необходимо обратно его направить в правильное русло мирного развития?" — задался вопросом господин Си. При этом, он сослался на один русский роман 1863 года, прославлявший революционную борьбу и вдохновлявший Владимира Ленина, – именно это произведение китайский лидер взял в качестве духовного руководства, которое должно помочь в решении поставленной задачи.
Си часто обращался к исторической и литературной традиции России, чтобы выразить свое намерение о подрыве — и в конечном итоге вытеснении — западных идей вместе с западными институтами. Однако, призывая к революционному самопожертвованию в рамках БРИКС (группы государств, расширяющейся за счет новых государств-членов), Си дает понять о своем намерении сплотить развивающийся мир для более активной борьбы против США.
Малоизвестный и радикальный роман, упомянутый китайским лидером в качестве источника вдохновения, дает нам всем представление о представлениях Си в тот самый период, когда он готовится проверить Дональда Трампа – насколько тот будет привержен тем институтам и альянсам, которые лежат в основе порядка, установленного Соединенными Штатами.
Роман "Что делать? Из рассказов о новых людях" был написан Николаем Чернышевским в тюремной камере в 1862 и 1863 годах, после того как царские власти бросили его в тюрьму, вменив ему "злонамеренный замысел, преследующий целью свержение существующего порядка", а также из-за его предполагаемых связей с подрывными организациями. На Западе этот роман известен мало – возможно, по той причине, что непрерывно перескакивающий с предмета на предмет, путаный рассказ о любовном треугольнике в утопической швейной мастерской читается довольно тяжело. Как обмолвился русский поэт Афанасий Фет, настоящим преступлением Чернышевского было "преднамеренное кривлянье самого дурного тону", превратившего чтение книги в "почти невыносимую" работу". И с данным выводом согласен один из авторов предлагаемой статьи, поскольку он, еще в бытность свою журналистом в Пекине, несколько раз пытался, да так и не смог завершить чтение этого романа Чернышевского.
Притягательность книги для Си заключается в ее главном герое – Рахметове. В возрасте 16 лет отпрыск княжеской семьи Рахметов восстает против своего властного отца, закаляет свое тело тяжелым физическим трудом и переезжает в Санкт-Петербург, где его вербуют в некую подпольную группу, и Рахметов возрождается, превратившись в "особенного человека" — настоящего революционера.
Рахметов отказывается от хорошей еды, вина и женщин, читает философскую, литературную и научную классику. Отныне он отказывается от матраса и даже, чтобы себя испытать, проводит ночь на кровати, утыканной гвоздями, после чего его тело кровоточит. Он "совершенно черств для личных чувств, не имеет личного сердца" и сосредоточен исключительно на том, чтобы делать все возможное для достижения собственных целей.
Радикальная утилитарная идеология романа Чернышевского воодушевила Ленина, который позаимствовал название "Что делать?" для своей знаменательной работы 1902 года, в котором он порывал с пацифистски настроенными социал-демократами и выступал за формирование авангарда напористых революционеров-профессионалов.
Роман Чернышевского также вдохновлял многих хунвейбинов Мао Цзэдуна и городскую молодежь, которые во времена Культурной революции откликнулись на призыв Мао жить среди китайских крестьян в сельской местности. Среди этих так называемых сосланных юношей был и Си. По его словам, он впервые прочитал книгу в подростковом возрасте, когда жил в пещере в провинции Шэньси. Несмотря на то, что его потрясли аскетичные методы Рахметова, он считал их идеальными для закалки воли. Си говорил, что он подражал Рахметову: снимал матрас, принимал холодный душ, а также занимался спортом на улице во время дождей и снегопадов.
На саммите БРИКС Си призвал именно к подобной жертвенности и стойкости, заявив другим лидерам этой организации, что "непоколебимая решимость и пламенная борьба Рахметова воплощают именно тот тип духовной силы, который нам нужен сегодня. Чем сильнее в наше время бушуют шторма, тем тверже мы должны стоять на передовой, демонстрируя несгибаемую решимость и новаторскую смелость".
Примечательно, что для западного потребления Китай преуменьшил радикальность программы Си, вычеркнув ссылку на Рахметова из официальных английских стенограмм выступлений китайского лидера.
Си предпринимает все больше и больше усилий, направленных на подрыв мощи США. Так, например, в 2022 году он объявил о партнерстве с Россией "без ограничений" и сблизился с президентом Владимиром Путину по вопросу о конфликте на Украине. Он также выступает за так называемую "Глобальную инициативу в области безопасности", которая служит словесным оформлением и философским фундаментом, лежащим в основе его планов. Эта инициатива проповедует такие идеалы, как "общая безопасность" и защита "законных интересов безопасности" каждой страны. Однако ее настоящая цель, похоже, заключается в том, чтобы обеспечить прикрытие для тех, кто бросит вызов стратегическим интересам США (это было использовано Китаем для оправдания вторжения господина Путина на Украину) и, тем самым, будет защищать интересы и политическую систему Китая и его партнеров от всего того, что навязывают Соединенные Штаты.
Китайский лидер хочет, чтобы под этим знаменем собралось как можно больше стран. В Казани он вместе с Путиным неоднократно делал акцент на важности вопроса безопасности; тем временем БРИКС приветствовал новых членов, таких как Египет, Эфиопия, Иран и Объединенные Арабские Эмираты, а также кандидатов и наблюдателей в лице Кубы, Венесуэлы и Организации освобождения Палестины. У многих из них имеются собственные революционные или же ленинские традиции, поэтому их не нужно как-то особенно агитировать за то, чтобы объединиться против США. Как заявил президент Ирана Масуд Пезешкиан по пути на саммит, "БРИКС может помочь избавиться от американского тоталитаризма".
Си признает важность геополитического влияния и выстраивает коалицию авторитарных сил. Он укрепил партнерство Китая с Россией, усилил поддержку Ирана во время прокси-войн этой страны с Израилем и воздержался от критики Северной Кореи, единственного официального союзника Китая, за то, что она якобы ведет развертывание войск с целью поддержки российских войск на Украине (Министерство обороны России не предоставило подтверждения этой информации. – Прим. ИноСМИ). Китай работал над восстановлением ранее испорченных связей с такими странами, как Индия, Вьетнам и Бразилия, а также укрепляет прочие отношения в развивающемся мире.
Си, похоже, считает, что сейчас преимущество на его стороне. В то же время, Трамп вступает в должность в тот момент, когда возможности США истощены из-за конфликтов на Ближнем Востоке и на Украине. Трамп окружил себя пестрой группой людей, в которую входят не только изоляционисты, но и сторонники ястребиной политики по отношению к Китаю, при этом все они заставляют усомниться в том, что США готовы поддержать союзников и партнеров, таких как Украина и Тайвань.
Си предвосхитил свою жесткую позицию еще в прошлом месяце на Азиатско-Тихоокеанском саммите в Лиме (Перу), сделав комментарии, которые явно были нацелены на будущего президента США. Китайский лидер перечислил ряд красных линий, которые "нельзя переступать", включая невмешательство в территориальные споры Пекина в Южно-Китайском море, а также настойчивое требование, адресованное Вашингтону, чтобы он поддержал намерение Китая объединиться с Тайванем — данная формулировка выходит далеко за рамки того, чему Соединенные Штаты оставались привержены на протяжении десятилетий.
Путин остается важным партнером Си. Российские государственные СМИ в нынешнем году сообщили, что Путин собирался в июне подарить китайскому лидеру на день рождения один из экземпляров книги Чернышевского; Путин организовал саммит БРИКС именно в Татарстане, где располагалось родовое поместье Рахметова. В октябре эти двое государственных мужей встретились в казанском Кремле, находящимся в конце той улицы, которая прежде называлось улицей Чернышевского.
<...> Именно Си принимает на себя мантию Рахметова — этого "особенного человека", движущей силы истории, — и верит, что его железная воля и дальновидное руководство избавят мир от той турбулентности, которую создали США.
Джон Гарно — соучредитель консалтинговой компании Garnaut Global, специализирующейся на исследовании геополитических рисков
Сэм Чэтуин Джордж — директор отдела по исследованию Китая, компания Garnaut Global