Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смогли бы вы выжить в Древнем Риме

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Правда ли, что римляне ели мышей? Как в Древнем Риме зарабатывались деньги и как императоры справлялись с миграционными кризисами? Историк и писатель Мэри Бирд попыталась ответить на эти вопросы.
Правда ли римляне ели мышей, фаршированных анчоусами?
Одно из представлений о римской кухне, дошедшее до нас из художественной литературы, рисует нечто невероятно экзотическое.

Люди возлежат на ложах, как мы часто видим в кино, и едят довольно странные яства — вроде грызунов, фаршированных анчоусами и медом, — этакую высокую кухню, приговаривая: "Маркус, передай, пожалуйста, виноград, будет восхитительно". И несомненно, некоторые аспекты римских пиршеств действительно были такими.
Полную версию видео смотрите эксклюзивно в сообществе ИноСМИ ВКонтакте
До нас дошла удивительная римская поваренная книга, которую, как я подозреваю, в древнем мире использовали так же редко, как и большинство современных шикарных кулинарных книг у нас. Она скорее давала представление о том, что можно было бы приготовить — всевозможные диковинные и чудесные смеси из местных, но также и экзотических продуктов. Травы с Востока, специи, перец — все это смешивалось в невероятно богатые и сложные композиции.
Фрукты, инжир, гранаты. Несколько видов импортных продуктов, вроде перца, а также яйца, курятина, свинина. А жители Геркуланума, будучи жителями прибрежных районов, славились умением добычи морепродуктов. Совершенно очевидно, что одной из их любимых вкусностей были морские ежи, потому что в окаменевших экскрементах четко видны следы их игл. Невольно задумываешься, что употребление данного блюда вызывало дискомфорт, но это верный признак того, что люди питались стандартной местной и, по правде сказать, довольно здоровой пищей.
Как простые римляне зарабатывали деньги?
Римская империя была экономикой с высоким уровнем монетизации. Мы знаем это, потому что где бы ни раскопали римское здание, римский памятник, что там находят? Монеты. Огромное количество монет переходило из рук в руки. Люди носили их в карманах и ходили за покупками, прямо как мы.
В значительной степени Римская империя представляла собой один большой рынок. Римской монетой можно было пользоваться где угодно — от Испании до Сирии. Для того времени это было нечто совершенно новое. Империя принесла своего рода экономическое единство, но, полагаю, нам следует быть осторожными, проводя параллели с современностью.
Прежде всего, у римского государства не было никакой монетарной политики. Мы привыкли, что в правительстве есть ведомство, которое контролирует эмиссионную политику, чеканку монет, денежную массу, экономическую активность — в Риме ничего подобного не было. И главной причиной чеканки денег на самом деле было не облегчение торговли, уж точно не мелких покупок и продаж. Римское правительство, римские императоры чеканили монеты в основном для того, чтобы платить армии, оплачивать общественные работы, строить дороги, храмы и акведуки. Это относилось к сфере государственного финансирования, а торговля была его побочным продуктом — своего рода. Налицо напряженная двойственность: кажется, что все очень похоже на наше время. Люди делают покупки на улицах, платят несколько монет за бокал вина в барах, выстроившихся вдоль городских улиц, но этой экономикой никто не управляет. Она, скажем так, совершенно нерегулируемая.
Чему можно научиться у Древнего Рима?
Извлекать прямые уроки из римской истории всегда очень сложно. Вряд ли можно сказать: "О, смотрите, римляне поступали так, и нам следует тоже". Надо сказать, что во многом они вели себя крайне плохо. Мне бы, например, не хотелось быть женщиной в Римской империи, и уж точно не хотелось бы быть рабом. Римские обычаи следует скорее рассматривать как анти-модель обращения с женщинами и покоренными народами.
Изучение жизни римлян заставляет нас по-иному взглянуть на некоторые проблемы, которые есть у нас и которые были у них. Одна из самых очевидных и особенно актуальных для начала 21 века — это идеи миграции и гражданства. Беженцы, просители убежища, экономические мигранты — сегодня происходит один из крупнейших кризисов, с которым сталкивалась не только Европа, но и мир в целом.
Мне кажется, очень поучительно было бы оглянуться на Рим и увидеть мир, где не было такого понятия, как "нелегальный мигрант". У римлянина оно бы вызвало вопросы. В том мире люди передвигались свободно, а римляне без проблем предоставляли гражданство. Никаких вам тестов на гражданство, присяг флагу, пения гимна и уплаты пошлины.
Римское общество объединяло. Когда римляне думали о своих истоках, о том, кто основал Рим, то рассказывали сложные фантастические мифы: об основателях города Ромуле и Реме, которых нашла и вскормила волчица на берегах Тибра, или другая, не менее популярная история о том, как римский род был основан Энеем, троянским героем великой войны с греками. После падения родного города Эней бежал и осел в Италии.
Взглянув на такие истории, понимаешь, что римляне видели в своей культуре идею пристанища для беженцев вроде Энея. И что очень интересно, когда Ромул основал город на месте будущего Рима, он огляделся и подумал: "Боже, у меня нет граждан, кроме пары юнцов, больше никого". И что он делает? Он вывешивает объявление и рассылает весть: "Рим — это место убежища. Любой беглец, преступник, страждущий может прийти в Рим и стать его гражданином". Для нас это дико — и, возможно, больше походит на некоторые американские мифы, нежели британские. Лично мне странно видеть культуру, которая возводит свое происхождение к мигрантам, беженцам и просителям убежища.
Важно подчеркнуть, что мы не можем просто взять это за модель для подражания. Было бы безрассудно заявить: "Раз Рим был открытым городом и принимал просителей убежища, значит, и мы должны". Мы живем в другом мире, но важно просто осознавать: существовала другая культура, которая придерживалась совершенно иного, сильно отличавшегося от нашего взгляда на вещи. Но это помогает поместить в перспективу наш собственный взгляд, увидеть его со стороны. Римляне, увидев то, что происходит на пляжах Европы и Средиземного моря, их, по сути, мира, изумились бы и ужаснулись — равно как и мы ужасаемся некоторым из их поступков.
 
Популярные комментарии
IP
Ivan Petrov
16
Автор всего этого бреда претендует на звание историка? Это какая-то безумная феминистка-суфражистка. Похоже она ничего не знает ни о древнем Риме ни об истории вообще. Ну а вишенкой на торте являются иглы морских ежей в кале древних римлян!
cat2
15
«а римляне без проблем предоставляли гражданство», — это точно историк? Италики бунтовали против Рима, потому что им не давали римское гражданство, и это только один из примеров