Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Историк отвечает на вопросы о фольклоре

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Где берут начало легенды об оборотнях и вампирах? И при чем здесь кроличья лапка, приносящая удачу, и Лабуба? На эти и другие вопросы, касающиеся фольклора, отвечает историк Средневековья доктор Джульетта Вуд.
Откуда взялось понятие волшебных палочек?

Посохи с древности были символами власти. Их носили короли и маги, причем размер часто был весьма внушительным — как бы говоря: "Смотрите, я очень важная особа". В Средние века, к примеру, Мерлина часто изображали с длинным посохом. Однако со временем, когда магия выделилась в отдельный жанр — особенно с расцветом сценических иллюзий, — громоздкие посохи стали неудобны. Они уменьшились, превратившись в инструмент, который сам по себе создает ощущение чуда. Представьте: вы достаете что пожелаете из кипящего котла или "стреляете" в противника на дуэли. Именно эта идея и перекочевала в современное фэнтези, где феи с огромными посохами выглядели бы странно, а дети — и вовсе нелепо.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Почему истории о вампирах всегда связаны с оборотнями?
И вампиры, и оборотни относятся к тому, что антропологи называют пограничными существами. То есть они застряли между жизнью и смертью, так и не сумев полностью перейти в загробный мир. Мысль, что из могилы может подняться нечто, лишь отдаленно напоминающее человека, была особенно популярна в славянских странах. Что до оборотней... Волки в человеческом обществе всегда были изгоями — опасными, как свирепые псы. С ними связан и другой фольклорный пласт: иногда их проклинают не за личные грехи, а из-за проступков семьи. Они тоже не могут до конца умереть, застревая на полпути. Ведь никто не становится вампиром или оборотнем по своей воле. Так рождается образ силы, неподвластной человеку, — то, чего боятся, пожалуй, во всех культурах. Мы боимся темноты и мира кошмаров, а эти двое как раз его и олицетворяют.

Полную версию видео смотрите эксклюзивно в сообществе ИноСМИ ВКонтакте
Правда ли, что "Дракула" вдохновлен Владом Цепешем?
Роман "Дракула" сложнее, чем кажется. Он основан не на Владе Цепеше, которого в Румынии почитают как национального героя, отразившего натиск турок. Просто Брэму Стокеру его история показалась колоритной предысторией для персонажа. Так что Дракула возник не на пустом месте — он унаследовал часть румынского культурного багажа. Роман Стокера появился на рубеже XIX-XX веков, когда вампиры в литературе уже были. Во многом их образ восходил к лорду Байрону — вампир был гламурным существом в плаще, в которого влюблялись женщины. Стокер же решил отойти от этого канона и поместил своего героя в экзотичную Трансильванию, создав роман, который стал краеугольным камнем жанра.
Были ли у вас когда-нибудь брелоки в виде кроличьей лапки на удачу?
История этого талисмана уходит корнями в глубокую древность. Кролики, благодаря своей плодовитости, считались символом удачи. Хотя сегодня мы, скорее, посочувствуем животному и вряд ли захотим носить его лапку. Поэтому ее заменили на разные фигурки и символы — они и на удачу, и ключи не теряются. Но практическая польза тут вторична: то, что люди вешают на связку, часто имеет для них глубокий личный смысл. Это уже не просто амулет, а способ выразить себя, показать свою индивидуальность. Взгляните на современные брелоки — те же игрушки Лабубу, напоминающие страшноватых троллей. Некоторые видят в них демонические черты, но они популярны: их покупают "вслепую", не зная, какая фигурка внутри, и получают нечто уникальное. Это нечто вроде сюрприза из волшебного мешка, который принадлежит только тебе.
Сегодня увидел полную луну и задался вопросом: почему оборотни обращаются только в полнолуние?
Связь оборотней именно с полной луной — явление довольно позднее. Сама по себе полная луна всегда ассоциировалась со странными событиями. Считалось, что в это время безумцы становятся еще безумнее, а смотреть на луну через стекло было и вовсе нежелательно. Напротив, правильным жестом считалось сделать ей реверанс, отдавая дань уважения. В общем, луне приписывали мистические свойства, и когда оборотни прочно обосновались в жанре хоррора, к ним "прилипли" и другие суеверия. Превращение в полнолуние — одно из таких наслоений.
Почему магия и колдовство стали ассоциироваться с женщинами?
И мужчин, и женщин преследовали за колдовство, но женщин, несомненно, казнили больше — как ни посмотри. Это было проявление мизогинии: женщин считали от природы более коварными. Но в этом был и скрытый страх — признание их могущества. Силы не грубой, а внутренней, таинственной. Самое очевидное — они дают жизнь, и эта способность делала их ближе ко всему потустороннему, порождая предрассудок об их связи с магией.
Во многих диснеевских версиях популярных сказок сюжеты и концовки более оптимистичны, тогда как оригинальные версии часто мрачны и печальны. Почему многие известные сказки такие безрадостные, раз создавались для детей?
Важно понимать: изначально сказки создавались вовсе не для детей. Это викторианцы решили, что сказки — детский жанр. А рассказывали их взрослые взрослым, часто после работы в поле или в долгие вечера. Их передавали из уст в уста странствующие сказители. Викторианцы же объявили: "Нет, это для детей". Так что Дисней не столько приукрасил истории, сколько адаптировал их для аудитории, где важен хэппи-энд. Хотя в любой диснеевской сказке, даже с хорошим концом, всегда найдется ужасный монстр. Ведьма, которая пугает, королева, превращающаяся в дракона в "Белоснежке"... Дисней мастерски сперва пугал героев (и зрителей), а уж потом позволял им стать счастливыми и уйти в закат.