Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На немецкие компании надвигается новая волна издержек. Причина – неудачная климатическая политика

NZZ: производство в ЕС станет невозможным из-за климатической политики

© AP Photo / Martin MeissnerЗакрытый сталелитейный завод в Дортмунде, Германия
Закрытый сталелитейный завод в Дортмунде, Германия - ИноСМИ, 1920, 15.12.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Германии энергоемкое производство станет невозможным из-за климатической политики, предупреждает NZZ. В 2026 году налог на выбросы CO₂ повысится с 55 до 65 евро за тонну. Это приведет к подорожанию цемента, стали, удобрений и еще больше пошатнет конкурентоспособность компаний.
Мальте Фишер (Malte Fischer)
Когда федеральный канцлер Фридрих Мерц говорит об экономике Германии, он любит употреблять выражение, точно передающее ее проблемы: ценовая конкурентоспособность. По его словам, в последние годы она резко ухудшилась. Чтобы оздоровить экономику, Германии нужно вновь стать конкурентоспособной в сфере ценообразования.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
И действительно: издержки компаний растут с каждым днем, портфель заказов истончается, внешняя конкуренция усиливается. В начале следующего года расходы снова пойдут вверх, а ценовая конкурентоспособность вниз. Причина – климатическая политика федерального правительства и Европейского союза.
В начале 2026 года национальный налог на выбросы углекислого газа (CO₂) повысится с нынешних 55 евро за тонну до 55-65 евро. Ограниченно доступные климатические сертификаты для секторов "сооружения" и "транспорт", дающие право на выброс CO₂, будут выставляться на аукцион. Для них установлен законодательно закрепленный ценовой коридор. Отопление и поездки на автомобиле подорожают.
Литр бензина или дизельного топлива прибавит примерно три цента. Отопление газовым котлом для типичного отдельно стоящего дома станет дороже более чем на 40 евро в год. Компаниям тоже придется платить больше – и за заправку автопарка, и за обогрев офисов и производственных площадок.

Меньше бесплатных сертификатов

Кроме того, в начале следующего года ЕС ужесточает систему торговли квотами на выбросы для промышленности, энергетики, а также авиа- и морских перевозок – Систему торговли выбросами (Emissions Trading System, ETS) Европейского союза. Снизится общее число торгуемых сертификатов. Помимо этого, правительства будут распределять предприятиям меньше бесплатных квот, чем прежде.
Уже 20 лет в ЕС действует общеевропейский потолок выбросов CO₂. Компании, которые при производстве продукции выпускают парниковые газы, обязаны приобретать эмиссионные сертификаты. Ими торгуют на рынке, где цена формируется спросом и предложением. В третьем квартале их стоимость составляла около 75 евро за тонну CO₂.
Это создает стимулы для инвестиций в технологии снижения выбросов. Чтобы не ставить европейские предприятия в проигрышное положение на рынках внутри и за пределами Европы, власти до сих пор бесплатно распределяли значительную долю сертификатов между энергоемкими отраслями – производителями чугуна, стали, алюминия, цемента, удобрений и химической продукции. Частично бесплатной была и выдача сертификатов для внутренних европейских авиаперевозок и судоходства.
С начала следующего года эта практика прекращается. Авиа- и морской транспорт больше не получат бесплатных сертификатов. Производители чугуна, стали, алюминия, цемента и других энергоемких товаров должны будут купить сертификаты на 2,5 % своих выбросов. К 2030 году эта доля вырастет до 48,5 %, а с 2034 года предприятиям придется приобретать все необходимые сертификаты. Это повысит их производственные издержки и ухудшит ценовую конкурентоспособность.
Основной рост усилится и за счет того, что ЕС сокращает общий объем доступных сертификатов, продвигая декарбонизацию экономики и свою цель сделать Европу климатически нейтральной к 2050 году. В ближайшие годы общий объем сертификатов будет уменьшаться на 4,3 % ежегодно, а с 2028 года – на 4,4 %. Дефицит, вероятно, подтолкнет цену сертификатов к росту и еще сильнее удорожит производство.
Названа главная причина русофобии Запада. Всему виной конкретное событие

Импортерам тоже придется покупать сертификаты

И это еще не все. Чтобы защитить европейские компании от конкурентов из стран, где не действует торговля квотами и не взимаются налоги на CO₂, вводится углеродный пограничный корректирующий механизм (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM). Импортеры чугуна и стали, алюминия, цемента, удобрений, электроэнергии и водорода с начала следующего года должны будут приобретать в ЕС сертификаты на 2,5 % объема выбросов CO₂, приходящихся на производство этих товаров за рубежом. Цена сертификатов CBAM привязана к рыночной цене в европейской системе ETS 1.
К 2034 году доля выбросов в импорте, подлежащая обеспечению сертификатами, вырастет до 100 %. Тем самым импорт товаров, подпадающих под эти условия, должен подорожать в той же степени, что и их производство внутри ЕС.

Новостройки подорожают еще сильнее

По расчетам Коммерцбанка, углеродный пограничный корректирующий механизм – Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM) – удорожит импорт удобрений и цемента в следующем году на 1% по сравнению с 2024 годом. Если углеродный след импортируемой продукции в ближайшие годы не изменится, рост цен на удобрения и цемент ускорится к 2030 году примерно до 20%, поскольку придется покупать сертификаты на все большую долю заложенных в производстве выбросов CO₂. "Для потребителей в Германии подорожают не только импортные товары, подпадающие под систему сертификации, но и некоторые отечественные из-за роста цен на комплектующие и полуфабрикаты", – говорит экономист Коммерцбанка Венсент Штамер.
Повышение цен на цемент и сталь, вероятно, сделает строительство жилых домов дороже. Это будет давить на строительство новостроек и усугубит жилищный кризис в Германии.
Из-за подорожания удобрений могут продолжить расти и цены на продукты питания. Если профсоюзы потребуют повышения зарплат на фоне роста стоимости жизни, ценовая конкурентоспособность ухудшится еще сильнее.
Германия все поняла: Европа шаг за шагом переходит на сторону России. Кто будет дальше?

Ниже шансы сбыта на мировых рынках

Даже если "зарплатная спираль" не раскрутится, система сертификатов подтачивает конкурентоспособность самих компаний. Затраты из-за подорожания импорта и сокращения объема бесплатных сертификатов для внутреннего производства им не компенсируют при экспорте товаров. Это ухудшает позиции продукции, произведенной в Германии, на мировых торговых рынках.
Последствием может стать то, "что энергоемкое производство в Европе в будущем окажется невозможным", предупреждает Германская промышленно-торговая палата. Объединение добивается реализации механизма компенсации затрат для немецкой и европейской промышленности при экспорте товаров. Проблема заключается в том, что экспортные скидки и субсидии противоречат правилам Всемирной торговой организации (ВТО) и могут повлечь за собой судебные иски других стран против ЕС и Германии.
Кроме того, президент США Дональд Трамп, скорее всего, не сможет смирится с тем, что Европейский союз сделает более дорогими американские товары на европейском рынке с помощью климатических сертификатов. Германская торговая палата предупреждает о "риске вредных для экономики торговых конфликтов и нарастания протекционизма".

Давление и внутри европейского рынка

Даже на самом европейском рынке немецкие и другие европейские производители оказываются под давлением из-за системы сертификации. Пока что пограничный корректирующий механизм не распространяется на готовые изделия. Например, китайские автопроизводители могут экспортировать свои автомобили в Европу без пограничной корректировки, тогда как китайская сталь, которую немецкие автоконцерны закупают для кузовов, дорожает из-за новой системы. Доля стали во всех промежуточных затратах автопрома Германии составляет 12%, а в машиностроении – даже 20%.

Бюрократические обязанности по отчетности

Дополнительную нервозность бизнеса вызывает вопрос, как рассчитывать углеродный след импортируемой продукции. При точных расчетах европейские импортеры зависят от данных своих поставщиков. По словам представителей торговой палаты, многие из них не в состоянии собрать такие сведения и нуждаются в обучении со стороны европейских покупателей. Некоторым мешают антимонопольные ограничения в их странах, другие переложат расходы на сбор данных на клиентов в Европе, что дополнительно удорожит импорт.
При этом за достоверность сведений отвечают сами импортеры. "Если необходимые данные от производителя из третьей страны получить невозможно, грозят санкции", — отмечают в Палате. Штрафы составляют от 10 до 50 евро за каждую тонну неучтенных выбросов. Если компания более двух раз подряд подает неполные или недостоверные сведения, возможны санкции свыше 50 евро за тонну. Введение отчетности по новой системе сертификатов создаст "значительную бюрократическую нагрузку", подчеркивают в торговой палате.
Казарма ВСУ стерта с лица земли: живых не надеются найти. Украинцы помогли русским: удар пришелся по боевикам
Поэтому ЕС пока разрешает компаниям использовать стандартные значения выбросов CO₂ для товаров, подпадающих под сертификацию. Эти показатели ориентированы на средний уровень выбросов десяти стран с наибольшей углеродной интенсивностью. Если фактические выбросы импортируемых товаров отличаются от стандартных значений, импорт искусственно удорожается или удешевляется. Это искажает конкуренцию в зависимости от того, соперничают ли отечественные производители с импортом или используют его как сырье и комплектующие.
То, что ЕС и национальные правительства откажутся от системы сертификации углеродного следа, несмотря на проблемы и рост издержек, маловероятно. Торговля сертификатами приносит значительные доходы в бюджеты. В Германии выручка от аукционов направляется в Фонд климата и трансформации (Klima- und Transformationsfonds, KTF). С его помощью федеральное правительство собирается субсидировать цены на энергию, которые ранее оно же подняло собственной климатической политикой. Более парадоксальную схему придумать трудно.