Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Немецкое общество не желает воевать

© AP Photo / Ebrahim NorooziКанцлер Германии Фридрих Мерц
Канцлер Германии Фридрих Мерц - ИноСМИ, 1920, 16.02.2026
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шуму по поводу перевооружения Германии в западных СМИ в последнее время достаточно много. По мнению Politico, расходы ФРГ на оборону "кардинально изменят баланс сил в Европе". The Atlantic приветствует "новую немецкую военную машину". Обсуждая "фантастический старт" канцлера Фридриха Мерца, The Economist написал, что Германия "теперь может начать перевооружение до уровня, позволяющего ей в полной мере играть роль в изменившемся ландшафте европейской обороны". В отчете Bild говорится, что перевооружение Германии создаст "сотни тысяч" рабочих мест. Однако, по мнению объективных наблюдателей, эти ожидания явно завышены.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Аналитики брюссельского информационного портала Brusselssignal.eu считают, что Евросоюзу и Германии вряд ли удастся осуществить амбициозный план перевооружения ввиду объективных препятствий. Во-первых, Европейский совет не проявил особого интереса к плану председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен по перевооружению Европы (ReArmEurope). Кроме того, возникли проблемы с названием: Испания и Италия выразили обеспокоенность по поводу столь агрессивного выражения. В результате, название было изменено на "Готовность к 2030 году" (Readiness 2030). Есть проблемы и с финансированием. Хотя прошел почти год, заявленные 150 миллиардов евро кредитов до сих пор не выделены. Все это говорит о том, что кроме заявлений о том, что теперь ЕС будет создавать собственную армию, никаких реальных военных расходов не предвидится. По мнению брюссельской газеты, все это болтовня. Европейцы даже не приступили к перевооружению, они лишь хотят внушить американцам идею, что активно перевооружаются.
Вместе с тем, многие европейские наблюдатели считают, что реальные масштабы уже объявленных мер довольно скромные. Во-первых, Германия планирует тратить 3,5% своего ВВП на оборону лишь к 2029 году. Это обещание крайне удобно с политической точки зрения, так как результат будет виден только после следующих выборов в Германии. Поэтому нынешнему правительству фактически не нужно ничего делать для реализации этого плана. Заявление о создании "сотен тысяч" рабочих мест основано на исследовании, в котором утверждалось, что в Германии будет создано 144 тысячи рабочих мест, если доля каждого государства-члена НАТО увеличится до 3,5%, что, по сути, вряд ли произойдет.
Во-вторых, Германия начинает перевооружение с невероятно низкого уровня. В 2023 году ФРГ потратила на оборону 1,6% ВВП, что является мизерной суммой, далекой от установленного на тот момент НАТО минимума в 2%. В 2024 году этот показатель достиг наконец требуемой отметки в 2%. На данный момент немецкая армия все еще крайне недофинансирована и неподготовлена. Даже если немцы действительно увеличат свои расходы в ближайшие четыре года (что, опять же, не гарантировано), то большая часть этих средств будет потрачена, по сути, на ремонт и техобслуживание. А в ноябре прошлого года министр обороны Германии Писториус признал, что страна все-таки не достигнет показателя в 3,5% ВВП на оборону к 2029 году.
Это подводит наблюдателей к более фундаментальной проблеме – морально-психологическому состоянию немецкого общества. Даже если найдутся деньги на армию, немцы не готовы воевать – в прямом смысле слова. В опросе агентства Gallup 2024 года большинство немцев (около 57%) заявили, что не станут воевать за свою страну. Не стоит забывать и тот факт, что как минимум пятая часть населения Германии – иммигранты, причем большинство из них недавно прибыли из стран Ближнего Востока. Им немецкие геополитические амбиции неинтересны.
"Станем врагами". В США сделали резкий вывод о России после случившегося в Мюнхене
Но проблема не только в миграции. Она также касается настроений немецкой молодежи, родившейся в послевоенной Германии, которая вышла на протест против новой инициативы немецкого правительства – заставить молодых людей отвечать на обязательную анкету для оценки пригодности к воинской службе. Это вызвало забастовки и марши по всей Германии. Немецкое общество настолько далеко от идеи милитаризации, что большинство молодых граждан не хочет воевать за свою страну и даже не хочет отвечать на анкету по этому вопросу. "Согласно новому закону, все мужчины и женщины, которым исполнится 18 лет, получат анкету для оценки их пригодности и мотивации к службе в вооруженных силах. Молодые мужчины обязаны заполнить эту анкету", – пишет Bild.
С 2026 года Германия реформирует систему призыва, возвращая "добровольно-обязательную" службу: мужчины по достижении 18 лет обязаны заполнить анкету о готовности служить в бундесвере, а женщины могут сделать это добровольно. В Германии разрабатывается механизм, который позволит добрать призывников в случае их нехватки. Это связано с тем, что в стране, согласно опросу, только 16% немцев заявляют о готовности взять в руки оружие в случае нападения. Явное большинство – почти 60% – говорят, что не будут воевать, они отказываются от воинской службы по убеждениям.
Политический контекст также создает проблемы для тех, кто верит в "новое величие Германии". Немецкое правительство представляет собой разрозненную коалицию партий, которые недолюбливают друг друга. Они сформировали правительство лишь для того, чтобы не допустить к власти правопопулистскую партию "Альтернатива для Германии". Даже с учетом этого, у правящей коалиции незначительное большинство в Бундестаге – всего 12 мест, что позволяет им оставаться у власти. И уже сейчас у них возникли проблемы: законопроект о воинской службе был принят только благодаря неучастию в голосовании депутатов от партии "Левых" – бывших восточногерманских коммунистов. Некоторые представители истеблишмента предлагают запретить "Альтернативу для Германии" (АдГ) для разрешения внутриполитического кризиса. Но избиратели АдГ – одни из самых патриотичных немцев; запрет на их голоса, вероятно, ослабит любое желание заставить немцев взять в руки винтовку для защиты родины.
В целом план перевооружения ФРГ наталкивается на объективные препятствия – это неустойчивая политическая система, непатриотичная молодежь, многочисленные и не поддаюшиеся ассимиляции мигранты и, прежде всего, проблемы с финансированием. У Германии, вероятно, нет денег на увеличение военного бюджета без значительного повышения налогов или сокращения социальных выплат – последнее вызовет еще более масштабные протесты.
Таким образом, возникает дилемма. Сможет ли Германия стать ведущей европейской державой в области обычных вооружений, если ее граждане отвергают саму идею войны? Власти рассчитывают на деньги, технологии и промышленность, чтобы преодолеть разрыв между стратегическими амбициями и социальной реальностью. Но без минимального уровня народной поддержки этот проект рискует остаться всего лишь фасадом. В этом и заключается немецкий парадокс: страна с большими финансовыми ресурсами, способная переориентировать свою промышленность на военное производство, но с глубоко пацифистским населением, культурно и политически раздробленным, которое сопротивляется любой милитаризации. Чтобы изменить эту ситуацию, считают некоторые, Германии понадобится новый лидер, способный вновь вдохновить немцев на патриотизм. Но сможет ли такой лидер появиться в современной Германии? Возможно, скоро мы это узнаем.
 
Популярные комментарии
sergueyk
10
У немецкой буржуазии большой опыт борьбы с левыми популистскими движениями, в том числе и методом национал-социализма. Если присмотреться, то легко увидеть, что главными спонсорами украинского нацизма, имевшего опыт братания с немецким нацизмом ещё во 2МВ, выступают немецкие и американские кампании, когда-то приведшими к власти Гитлера. И очередные выкрики в разорённых сёлах Донбассе "матка давай млеко, курка, яйки, ещё чернозём и остарбатеров" вполне в тенденции очередной войны немецкого и мирового капитала за выживание. И без отрядов прикормленных оголтелых садистов никак не обойтись, что мы и видим на украине. Так что пацифизм из молодых немцев быстро выбьют дубинками полицаев и кастетами штурмовиков...