Пока канцлер Германии Ангела Меркель занята формированием коалиционного правительства, в ЕС нарастают антибрюссельские и пророссийские настроения. Союз Польши и Венгрии против «брюссельской диктатуры», откровенное замалчивание угрозы российской агрессии и пропаганды — все это сказывается не только на репутации Евросоюза, но и на отношениях с Украиной. Последним ярким примером стала статья главы дипломатии ЕС Федерики Могерини «Двенадцать вещей, которые мы берем с собой в 2018-й», где еврочиновница обозначила внешнеполитические приоритеты Брюсселя в новом году. Среди них, к возмущению многих европейских и украинских экспертов, не нашлось места войне России против Украины и угроз со стороны Кремля. По словам брюссельских экспертов, как и в случае с перспективой членства для Украины, а все решения в ЕС принимаются консенсусом, против указания противодействия российской агрессии в приоритетах на 2018-й выступили несколько стран Евросоюза. Поэтому Киеву стоит учитывать этот фактор, выстраивая отношения с ЕС в 2018 году.
Внешнеполитические приоритеты ЕС
Впервые после вступления в ЕС в 2007 году Болгария принимает полугодовое председательство в Совете ЕС и Украина уже предложила к нему свои рекомендации. В документе «Украина-Европейский союз в течение председательства Болгарии в Совете ЕС» Киев предлагает сосредоточиться на вопросах политического диалога, безопасности и обороны, финансовой помощи, сферах юстиции и свобод, энергетики и транспорта, исследований, инноваций и образования.
По части политического диалога мы настаиваем на усовершенствовании политики ЕС по непризнанию аннексии Крыма и создании международной группы друзей Украины по деоккупации Крыма, поддержке в борьбе с российской агрессией, продолжении персональных и политических санкций против РФ, поддержки развертывания миротворческой миссии ООН на Донбассе и продолжения давления на Кремль ради освобождения заложников.
А вот Болгария, в отличие от Украины, главными приоритетами своего председательства считает поддержку «безопасной, стабильной и солидарной Европы, ведь миграционный кризис и террористические акты за последние годы показали, насколько ЕС уязвим». Одним из важнейших вопросов София называет европейскую перспективу Западных Балкан, единый цифровой рынок, стабильность и безопасность на фоне миграционного кризиса, вопросы экономического роста и совместной обороны. А чуть ли не главная цель председательства Болгарии, как говорил прошлой осенью премьер Бойко Борисов, отмена антироссийских санкций.
Этот вопрос, как и перспективы членства для Украины, всегда был предметом жарких дискуссий в ЕС. Чего только стоят дебаты на саммите Украина-ЕС в июле в Киеве, который закончился без итоговой декларации из-за нежелания европейских лидеров признать за Украиной перспективу членства. А в итоговой декларации саммита Восточного партнерства, к примеру, не нашлось ни одного осуждающего Россию слова, лишь абстрактные фразы о необходимости урегулирования продолжающихся и замороженных региональных конфликтов.
Очередной скандал возник и после публикации 1 января главой европейской дипломатии Федерикой Могерини статьи о 12 приоритетах внешней политики ЕС в 2018 году. Среди основных целей — перезапуск ЕС, начиная с вопроса обороны, сотрудничество с Африкой по вопросу миграции, европейская интеграция балканских стран, проведение 9 мая дня Европы в ООН, общая политика Европы по отношению Иерусалима, начало подготовки ливийской береговой охраны и другие. Украина вспоминается лишь в девятом пункте в контексте проведения саммита Восточного партнерства в Брюсселе в прошлом ноябре.
«Мы принимали шесть наших партнеров из восточной Европы — Украину, Грузию, Молдову, Армению, Азербайджан и Беларусь — после года важных достижений в нашем сотрудничестве друг с другом: к примеру, либерализация визового режима для граждан Украины и Грузии, путешествующих в Европейский союз, или Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Арменией», — идет речь в 9-м пункте внешнеполитической повестки Могерини.
А вот пункту о противодействии российской агрессии и пропаганде, как и о выходе России из Донбасса и возвращении Украине Крыма места во внешнеполитической стратегии Могерини не нашлось. По словам эксперта брюссельского Центра исследований европейской политики Гранта Костаняна, по этому вопросу не было консенсуса среди стран-членов ЕС. «Нет консенсуса, как бороться с действиями России, особенно в области энергетической безопасности и стратегической коммуникации», — сказал сайту «Сегодня» Грант Костанян.
Директор Института мировой политики Евгений Магда добавляет: отсутствие решения конфликта на Донбассе (самого мощного на континенте за последние 20 лет) среди внешнеполитических приоритетов ЕС — серьезная ошибка, ведь эскалация напряженности на востоке Украины может нести угрозу стабильности многих стран ЕС. В тоже время, по словам эксперта, позиция Федерики Могерини, к сожалению, выглядит вполне логичной.
«Игнорирование факта существования конфликта на Донбассе, который не только истощает Украину, но и угрожает стабильности ЕС, свидетельствует о том, что в Брюсселе так и не взяла верх ни одна из групп. Ни сторонники business as usual с Кремлем, ни те, кто пытается построить политику по отношению к РФ на традиционных для Европы ценностях», — сказал «Сегодня» Евгений Магда.
Будет борьба с коррупцией — будет безвиз
Еще в ноябре сайт «Сегодня» писал, что в проголосованных рекомендациях Европарламента к саммиту Восточного партнерства был пункт о возможной приостановке безвизового режима в случае саботажа Украиной борьбы с коррупцией. А буквально за день до саммита на встрече с журналистами еврокомиссар по вопросам политики соседства Йоханнес Хан напомнил Киеву условия получения безвиза. Мол, одним из главных требований ЕС был не только запуск системы электронных деклараций топ-политиков и чиновников, но и их проверка.
По последней информации, НАПК проверило 113 из 1,5 миллиона зарегистрированных в системе деклараций. А последний громкий «шпионский» скандал между ГПУ и НАБУ только подлил масла в огонь, подпортив репутацию Украины на европейской арене. В «Первом отчете по механизму приостановки безвизового режима» Еврокомиссии, опубликованном 20 декабря, говорится, что раскрытие Генпрокуратурой в конце ноября информации о расследованиях НАБУ серьезно подрывает деятельность НАБУ.
Также Еврокомиссия выдвинула Украине шесть требований для дальнейшей работы безвиза, среди которых: создание независимого антикоррупционного суда, восстановление авторитета НАПК и создание эффективной системы проверки е-деклараций, отмена поправки электронного декларирования доходов антикоррупционеров и активизация усилий по борьбе с организованной преступностью, в том числе путем выделения достаточных средств на Нацполицию.
По словам еврокомиссара по вопросам миграции Димитриса Аврамопулоса, опубликованный отчет вовсе не означает, что ЕС намерен забрать у Украины безвизовый режим. Но, как подчеркивает чиновник, если Киев и дальше будет подрывать антикоррупционные реформы, в Брюсселе могут серьезно задуматься над выполнением Украиной безвизовых критериев.
«Если украинское руководство не отнесется серьезно к борьбе с коррупцией и продолжит подрывать умеренный прогресс, достигнутый на этом направлении, оно рискует потерять поддержку Запада, что, несомненно, включает и либерализацию визового режима с ЕС», — объясняет сайту «Сегодня» Грант Костанян.
Один из евродепутатов пояснил неофициально сайту «Сегодня», что у Украины есть ровно год на выполнение шести описанных в отчете критериев. «В следующем декабре Еврокомиссия опубликует аналогичный отчет о выполнении странами безвизовых требований. И если прогресса не будет, Еврокомиссия может начать процедуру приостановки безвизового режима. Но это процесс не одного дня», — подытожил евродепутат.