Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ведущий политик немецкой оппозиционной партии ХДС, депутат бундестага Вольфганг Шойбле предложил Франции и Польше объединиться против "угрозы" со стороны России. Об этом он написал в своей статье для Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Перефразировав в названии статьи первую строку из национального гимна Польши, я тем самым хотел выразить благодарность моему соратнику и сегодняшнему премьер-министру Польши Матеушу Моравецкому за его честность. Честность, которая всегда восхищала меня в наших польских друзьях и соседях. Честность, свидетельствующую о мужестве, помогавшем польской нации в течение многих судьбоносных столетий выживать и возрождаться к новому величию. Именно это мужество заставило подняться Леха Валенсу и профсоюзное движение "Солидарность", чтобы положить конец советскому произволу в Восточной Европе. Это же мужество побудило польскую Армию Крайову восстать летом 1944 года против угнетавшего ее немецкого вермахта. И это же мужество подвигло Иоанна Павла II в его энциклике Centesimus Annus в 1991 году предупредить об опасности безудержного консюмеризма для свободного миропорядка. Нам приятно, что Польша до последнего времени связывала особые надежды с нашим вариантом европейского единства. Помимо экономических преимуществ, от членства в ЕС Польша явно ожидала не только материальные выгоды. Она ожидала от Европейского союза политику, направленную на сохранение и защиту свободы.
(После того, как ЕС наложил на Польшу денежные санкции за борьбу с "пропагандой идеологии ЛГБТ" и якобы имевшие место нарушения "европейского верховенства права", правящая польская партия PiS и представляющий ее премьер Матеуш Моравецкий обвинили ЕС в диктаторских замашках советского стиля. — Прим. ИноСМИ.).
Если главе польского государства кажется, что в ЕС существует олигархия с доминированием Брюсселя, Берлина и Парижа, которая игнорирует интересы Польши. Если ему мерещится, что нам не дороги затронутые "спецоперацией" России интересы Польши, то нам нужно над этим задуматься. Если к тому же Польша хочет получить репарации от Германии за события Второй мировой, то вместо денег она получит от нас серьезный разговор. По этому вопросу я хочу изложить свою точку зрения. Европейский Союз — это не олигархия, но, как мне кажется, он застрял на ничьей полосе между желаемым экономическим расширением и необходимым, но не произошедшим углублением. Россия воюет против свободного демократического порядка Европы, от которого, по ее мнению, для нее исходит угроза, хотя нам такое абсурдное обвинение даже странно слышать. На это Европа не может реагировать по принципу business as usual. Матеуш Моравецкий совершенно прав, когда призывает европейских лидеров "набраться мужества и мыслить в категориях, соответствующих нынешнему времени... Нам необходима коренная реформа, которая вновь сделает общее благо и равенство главными принципами Европейского союза ... Такую реформу нельзя будет провести без изменения подходов: решения о направлениях и приоритетах деятельности ЕС должны принимать не институты ЕС, а государства-члены".
Премьер-министр Польши: "Существует риск разрыва между странами Евросоюза из-за разногласий по Украине"В интервью Figaro премьер-министр Польши Моравецкий предложил конфисковать зарубежные российские активы и направить их на оплату газа. Он обратился к Макрону с просьбой "дать передышку" европейской экономике, страдающей от инфляции и высоких цен на энергоресурсы.
30.08.202200
В будущем ЕС будет расширяться географически в восточном направлении, и нам бы хотелось продолжить это расширение еще и вглубь, принося больше Европы в вашу внутреннюю политику. Успех этого дела зависит от восточных европейцев, а значит, в этом деле нам без Польши не обойтись. Польша — так же, как и Франция — занимает центральное экономическое, географическое и военно-политическое положение. Это обстоятельство необходимо превратить в достоинство и продумать проведение реформ в Веймарском треугольнике (трехсторонняя региональная группа для развития сотрудничества между Польшей, Германией и Францией. — Прим. ИноСМИ.). В делах войны, то есть в военной политике, нам тоже нужно действовать сообща. Это теперь самое важное для ЕС дело — военная политика. Это трио — Германия, Франция, Польша — должно взять на себя руководящую роль и стать ядром европейского оборонительного сообщества. Эти три государства должны будут выработать общие направления военной политики, к которым смогут присоединиться другие европейские страны. А если они будут действовать еще смелее, то смогут оперативно объединять свои национальные вооруженные силы в одну армию, об использовании которой они будут принимать совместные решения. Так как такой шаг из-за присутствия французских ядерных сил приведет к вопросу, против кого создается "европейская армия", обсуждение этого вопроса государствами Веймарского треугольника, странами Евросоюза и натовскими членами станет необходимым.
Можно ли осенью 2022 года говорить о ядерном устрашении в Европе? Так как Россия больше не исключает применения атомного оружия, Европа должна заняться этим вопросом и принять двойное решение, касающееся, с одной стороны, своих собственных сил ядерного устрашения, а с другой стороны, инициировать создание платформы для разоружения в области тактического атомного оружия и ракет малой и средней дальности в Европе. Все это должно быть увязано со стратегическим планированием НАТО. По-другому Польша, другие восточноевропейские страны, а теперь и Скандинавия, непосредственно воспринимающие российскую угрозу, поступить не могут. Таким образом, благодаря европейским оборонным мощностям укрепится жизненно необходимая сплоченность в атлантическом альянсе, а в среднесрочной перспективе станет возможным разоружение в Европе. Это потребует доверия и будет способствовать доверию.
В таких жизненно важных вопросах наша политическая энергия должна быть направлена на общее будущее. Поэтому в том, что касается требования репараций, я однозначно возражаю Польше. Согласно нормам международного и европейского права и договорам все взаимные претензии улажены. Это знают поляки, так же как и мы, немцы, знаем, что наша ответственность за вину Германии никуда не делась. Поэтому в свое время я выступал за сооружение памятника польским жертвам войны в Берлине. Но никаких компенсаций больше быть не может. Каждый правовой спор должен однажды закончиться. В гражданском праве в таком случае говорят об истечении срока давности.
Так — и только так — правовой порядок приводит к миру. Юристы это называют правовой мир. Справедливость была и остается мечтой, но юридическое право заканчивает спор и устанавливает мир. Этого Польше не стоит забывать в разгар внутриполитической предвыборной борьбы. Нас всех объединяет Европа. Вспомните, как формулирует нашу общность Европейский Совет при вступлении восточноевропейских стран в ЕС: "Мы объединились ради счастья". Мы все равны в этом. Поэтому Польша относится к ведущим европейским странам. А Европа еще не погибла!
Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) — бывший министр финансов в правительстве Ангелы Меркель, депутат бундестага от ХДС и бывший председатель бундестага.