Никто не выиграет, если мир расколется на два противоборствующих политико-экономических блока

SCMP: блок Россия-Китай с экономической точки зрения гораздо устойчивее, чем США

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сейчас популярна идея о том, что миру суждено разделиться на два блока, один из которых возглавят США, а другой — Россия и Китай, пишет SCMP. Но подобный раскол несет риски возможных потрясений, когда дело дойдет до жесткой конкуренции или решения вопроса о присоединении государств к тому или другому блоку.
Можно с уверенностью сказать, что демократические страны во главе с США будут на одной стороне, а Китай и Россия — на другой. Но сколько других стран присоединится ко второму блоку по мере ухудшения экономических условий?
Пекин находится в относительно выгодном положении для консолидации и укрепления своих позиций, в то время как США и их союзники борются с давними экономическими проблемами.
В настоящее время широко распространена идея о том, что миру суждено разделиться на два противоборствующих политико-экономических блока, один из которых возглавят Соединенные Штаты, а другой — Китай. Но подобный раскол может преподнести сюрпризы и потрясения, когда речь зайдет о том, кто к какому блоку присоединится и какой из них окажется наиболее успешным.
Это не будет обычным противостоянием американской демократии и китайской автократии. Торговля, финансы, валюта и другие экономические события будут влиять на облик мира в гораздо большей степени.
На самом деле решимость Трампа "сделать Америку снова великой" и стремление Байдена сделать еще лучше, чтобы США оставались главной экономической, технологической и финансовой державой мира, уже вызвала ответные действия, направленные на изменение статус-кво.
Можно с уверенностью предположить, что США, Канада, Япония, Великобритания и некоторые страны континентальной Европы будут в первом блоке, а Китай и Россия станут лидерами второго. Сколько еще стран присоединится ко второму блоку по мере ухудшения экономических условий — вопрос остается открытым.
Происходят события — если не за кулисами, то уж точно вне поля зрения ежедневных заголовков о спецоперации России на Украине, напряженности на Тайване и колебаниях на Уолл-стрит, — которые показывают, что раскол мировой экономики — это динамичный процесс, а не пассивная реакция на события.
Когда глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева во время недавнего Всемирного экономического форума в Давосе заявила, что "мы стоим перед угрозой новой холодной войны, в результате которой мир может разделиться на противоборствующие экономические блоки", она лишь намекнула на многие сложности и тонкости ситуации.
Например, возглавляемый Китаем лагерь состоит не просто из тех, кого некоторые называют "азиатскими гегемонами", имея в виду Китай и Россию. Потенциально в него могут войти другие страны союза БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза.
Президент России Владимир Путин заявил, что БРИКС "уже доказал свою эффективность. Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР теснее координируют свою политику по ключевым международным вопросам и играют активную роль в формировании многополярного мира".
Посол ЮАР в Москве Макетука: около 13 стран заинтересованы в присоединении к БРИКС
Кто-то может возразить, что Путин не самый объективный наблюдатель в этом вопросе. Однако тот факт, что Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты выразили заинтересованность в присоединении к союзу, а саудовско-китайское энергетическое сотрудничество также развивается, указывает на растущее значение блока.
Укрепление отношений между Саудовской Аравией и Китаем, а также попытки ОАЭ вступить в БРИКС идут в ущерб отношениям нефтяного королевства с Вашингтоном. Это говорит о том, что не только экономические легковесы и периферийные игроки заинтересованы в укреплении связей с китайским лагерем.
Путин также предположил, что БРИКС "разрабатывает современные модели для мировой финансовой и торговой систем". Похоже, США не воспринимают эту перспективу всерьез, подобно тому, как бывший президент США Дональд Трамп вывел свою страну из Транстихоокеанского партнерства, тем самым "отморозив уши назло бабушке".
Россия и Китай в прошлом году значительно увеличили золотые резервы своих центральных банков, что позволило частично обеспечить стабильность валюты и сделать ее более надежной на международном уровне. Эксперименты Китая с цифровым юанем также указывают на появление со временем валютного блока, который не зависит от доллара.
Россия и Китай могли бы объявить финансовую войну основным западным державам из первого блока, продав долларовые активы и вложив вырученные средства не только в золото, но и в другие драгоценные металлы и промышленные товары, что привело бы к дальнейшему падению доллара и других ключевых валют.
Азиатские гегемоны уже начали это делать, считает Аласдер Маклеод, брокер, банкир, экономист и глава отдела исследований лондонской сети по торговле драгоценными металлами Goldmoney. В различных недавних комментариях он утверждал, что основные фиатные валюты мира терпят крах.
Все это иллюстрирует опасность того, что экономические санкции, введенные США и их союзниками против Китая и России, могут вызвать обратный эффект и спровоцировать сопернические действия со стороны стран, против которых введены санкции. И побудить других, в свою очередь, предпринять упреждающие действия.
Пекин находится в относительно выгодном положении для консолидации и укрепления своих позиций и позиций других стран в рамках конкурирующего экономического блока. Несмотря на неудачи, такие как пандемия COVID-19 и проблемы в секторе недвижимости, финансовое состояние Китая в целом более стабильное, чем у западных стран.
Уровень сбережений Китая намного выше, чем у других крупных экономических держав, а уровень инфляции ниже. Таким образом, у него есть возможность инвестировать значительные средства в экономику других стран второго блока, точно так же, как Пекин инвестировал в проекты инициативы "Один пояс — один путь", в то время как другие наблюдали за этим.
США, напротив, испытывают постоянные проблемы с бюджетным дефицитом и предельным уровнем долга. Хотя они уже давно могли бы импортировать капитал для их финансирования, это не будет продолжаться бесконечно в условиях ослабления доллара. У Европы есть свои экономические проблемы.
Все это не означает, что союз во главе с Китаем выйдет победителем после раскола мира на противоборствующие блоки. Все станут беднее из-за сокращения общего объема торговли и инвестиций, а также международного сотрудничества. Игра с нулевым исходом между Западом и Востоком означает потери для всех.
Обсудить
Рекомендуем