Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия планирует ввести запрет на въезд польских грузовиков, пишет Rzeczpospolita. Это больно ударит по предпринимателям. Кроме того, россияне закроют полякам путь в Центральную Азию. Москва также намерена потребовать от Варшавы компенсацию за восстановление Польши после войны.
Предложенный председателем Госдумы РФ Вячеславом Володиным запрет на въезд польских грузовиков уже действует.
"Для многих предпринимателей это наверняка будет трагедией, ведь многие еще ездят в том направлении. Хуже всего то, что россияне закроют путь в Центральную Азию", – считает Еузебиуш Гаврисюк (Euzebiusz Gawrysiuk) из компании Jar-Sped.
По его словам, россияне годами ограничивали въезд польским перевозчикам; в этом году Россия сократила количество разрешений до 55 тысяч, то есть почти в пять раз по сравнению с 2020 годом.
"Сейчас мы работаем по последним разрешениям", – жалуется представитель компании Emkass Мариуш Кассьянюк (Mariusz Kassjaniuk).
В сфере международных перевозок действуют единовременные и многократные разрешения Европейской конференции министров транспорта EKMT (в настоящее время это Международный транспортный форум). Разрешения делятся на двусторонние, транзитные и разрешения на перевозки из третьей страны, когда, например, польский грузовик принимает груз в Германии и через Польшу везет в Россию.
По оценкам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АМАП), в Россию и страны Центральной Азии поездки осуществляют менее тысячи польских компаний, в то время, как всего в этой отрасли работает почти 45 тысяч фирм.
"Мы давно не отправляли машины в саму Россию. Учитывая актуальную ситуацию, мы меняем рынки", – объясняет Ева Корфанты (Ewa Korfanty) из компании Trans-Rach.
Чтобы препятствовать польским компаниям въезжать в Россию, российская сторона не только ограничивала доступ к разрешениям, но и использовала штрафы. Президент АМАП Ян Бучек (Jan Buczek) напоминает, что россияне годами нарушали договор с Польшей, чиня различные препятствия польским перевозчикам.
"Они злоупотребляли договором, используя искаженные и несовместимые с договором и его духом нормы, которые на польско-российском рынке международных перевозок ставили российских перевозчиков в более выгодное положение, тем самым давая им преимущество. Они интерпретировали в выгодном для себя ключе правила использования различных видов разрешений, что создавало нашим компаниям серьезные проблемы, часто с финансовыми последствиями", – напоминает Бучек.
Предприниматели не собираются сдаваться
"Если запрет вступит в силу, мы готовы заблокировать товары, идущие через территорию Польши. У нас есть право работать на этом рынке, и, если россияне будут этому мешать, нам не останется ничего другого, как уравнять шансы", – заявляет сотрудник компании Frigodor Станислав Лецик (Stanisław Lecyk).
Запрет Госдумы будет как минимум нейтральным для российских перевозчиков, которые не могут въезжать в ЕС со времени начала вооруженного конфликта на Украине. Предложенное Володиным решение аналогично тому, которое было принято более года назад Белоруссией. Режим Лукашенко запретил въезд польским грузовикам, и они вынуждены перегружать грузы на складах на белорусской стороне. В России нет таких удобных объектов, поэтому польским машинам приходится ехать на склады, находящиеся на значительном удалении от границы или везти груз непосредственно клиентам.
Миллиардные репарации
Володин считает, что запрет на въезд позволит заработать российским транспортным компаниям и ударит по польским фирмам. По его оценкам, запрет приведет к банкротству 2 тысяч компаний и нанесет польской экономике убыток в 8,5 миллиардов евро.
Эти цифры сильно преувеличены, поскольку россияне годами ограничивали доступ к рынку польским компаниям. В этом году Россия согласилась обменяться с Польшей лишь 55 тысячами разрешений на въезд – это почти в пять раз меньше, чем три года назад. Кроме того, Россия не присылает согласованные транши разрешений – на май их уже не хватает. В Россию возят грузы до тысячи компаний, автопарк которых в общей сложности составляет 5-6 тысяч грузовиков.
Та же самая история и с компенсацией за войну. Володин утверждает, что СССР построил Польше, "отрывая от себя", 800 заводов. Между тем, польский историк профессор Богдан Мусял (Bogdan Musiał) подсчитал, что с января по июнь 1945 года только на возвращенных землях Советы украли у Польши более 1220 промышленных предприятий. Причем, они воровали и в центральной Польше, и, естественно, на Кресах – после совершенной в сентябре 1939 года агрессии.
Инициатива Володина, вероятно, призвана опередить предъявление польской стороной требования выплаты Россией компенсации за войну. МИД РП сообщил, что начинает сбор данных для соответствующего доклада. Тем временем премьер-министр Матеуш Моравецкий предлагает Москве уже сегодня начать думать о выплате компенсаций Украине.