При поддержке ВМФ России и Института исследований турецкой морской истории во главе с адмиралом Метином Атачем, бывшим командиром военно-морских сил Турции, с 23 по 25 июля в Санкт-Петербурге состоялся Второй Международный конгресс евразийской морской истории. Расходы на проведение данной встречи взяли на себя Палата судоходства Турции, а также предприниматель Афлатун Алиев — азербайджанец по происхождению и в Санкт-Петербурге личность небезызвестная.

Наиболее отрадная сторона конгресса заключается том, что этой встрече, вне всякого сомнения, удалось пробудить интерес к изучению общей морской истории России и Турции, а также напомнить о необходимости чтить морские традиции государств. Вместе с тем, не может не воодушевлять тот факт, что к изучению этого вопроса, а также таких областей, как мореплавание, военная история, средиземноморская цивилизация, склоняется все больше молодых российских и турецких историков, возраст которых не превышает 40 лет. В выступлениях многих из них присутствовали особый колорит и исследовательская новизна, докладчики опирались и на малоизвестные архивные источники.

На открытии этой научной встречи мне тоже предоставили слово. Я обратил особое внимание на то обстоятельство, что в России и Турции современное морское дело появилось позже, чем во многих средиземноморских и даже североевропейских странах. В тот период, когда мы завоевали Малую Азию и едва достигли Средиземного и Черного морей, итальянцы, каталонцы, южные французы уже давно были мореплавателями. Кроме того, к тому моменту с морским делом уже была знакома и определенная часть мусульман. Только в начале XVIII века России удалось выйти за пределы речного судоходства и применить навыки современного мореходства на практике, в Черном и Балтийском морях. Чтобы научиться корабельному делу, молодой Петр Великий несколько лет провел в Европе (пока его сестра Софья была регентом), выполняя подсобную работу на судоверфях. А сегодня на российских кораблях уже используется ядерная энергия.

В XVI веке присутствие Турции ощущалось в Средиземном море, Персидском заливе и Индийском океане. Однако она больше опиралась на сухопутные силы и сухопутную торговлю, что было характерно для нашей империи. После эпохи Сулеймана I Великолепного (именно тогда появились наши великие мореплаватели), в XVII веке, нам, увы, не удавалось идти в ногу с технологическим развитием в области мореходства и кораблестроения в Атлантике. Тем не менее, сегодня турецкий военный и гражданский торговый флот считается одним из значительных в мире.

Мы действительно весьма продвинулись вперед с точки зрения технологий и инженерии судостроения. Однако нужно понимать, что важнейшим источником осведомленности в этом вопросе являются научные исследования, в том числе в области морской истории. К сожалению, историки не питают к этой сфере должного интереса. Надеюсь, эта ситуация скоро изменится.

Вопросы, требующие научного анализа

Морская история России тесно переплетается с морской историей Турции. Достаточно вспомнить, как в эпоху правления Екатерины II адмирал Эльфинстон и адмирал Орлов сожгли турецкий флот в Чесменской бухте. Или как в ходе греческого восстания Россия вместе со своими союзниками уничтожила наш флот в Наваринской бухте. Во время Крымской войны состоялась Синопская битва. Были и не столь крупные морские сражения. Но однажды, в войне на море против Наполеона, наш совместный флот под командованием адмирала Ушакова и капудан-паши (титул командующего флотом Османской империи — прим. пер.) Абдюлькадир-бея захватил Ионические острова (семь островов) в Адриатическом море. Две монархии при совместным протекторате создали первую в современной истории балканскую республику — Республику Семи Островов. Это был первый российско-турецкий союз до национально-освободительной войны в Турции. Вступив в Первую мировую войну, Турция обстреляла порт Одесса. Российский флот систематически блокировал черноморские турецкие порты. Все эти события все еще ждут внимания со стороны исследователей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.