Авангардные здания Санкт-Петербурга разрушаются, бульдозеры ровняют их с землей. Остается едва ли не последний шанс увидеть эти необыкновенные здания.
Они расположены в отдалении от пресловутых шикарных дворцов вокруг знаменитой улицы Невский проспект в центре Санкт-Петербурга, где туристы падают в обморок при виде Зимнего дворца.
В том пустынном промышленном районе, где расположен Балтийский завод, примерно в четырех километрах от центра, стоят заброшенные фабрики коммунистических времен.
Створка ворот висит на одной петле. Одинокая «Лада» небрежно запаркована неподалеку, среди бесконечных сорняков. Между рядами ржавых труб внезапно вздымается к небу необычная конструкция: это водонапорная башня давно закрытого прокатного завода «Красный гвоздильщик».
Здание выглядит щегольски, несмотря на свое состояние. Его построили в 1930 году, и с тех пор им безнадежно пренебрегали: длинные трещины прорезали кладку стен, штукатурка свисает лоскутами, обнажая тусклые, выщербленные ветром кирпичи.
Одна из рам разбитых окон выпала, и здание будто осталось с одним безжизненным глазом. Оно смотрит, как уставший от жизни циклоп, которого никто уже больше не боится.
Резкий контраст
Столкнувшись лицом к лицу с этим наследием первого десятилетия существования Советского Союза, ощущаешь противоречие — резкий контраст между плачевным состоянием башни и ее прекрасной архитектурой. Ясные, лишенные декора линии и округлые формы, которые придумал и мастерски воплотил в жизнь Яков Черников, один из лучших архитекторов российского авангарда.

Он сам был художником, и в своей архитектуре элегантным способом передал одну из популярных тем того времени — игру с геометрическими фигурами. На краткий миг, словно подтверждая превосходство эстетики здания, в глубинах темных глазниц колосса зажигается огонек — может быть, в знак того, что идеи, лежащие в основе этой архитектуры, еще можно вернуть к жизни.
Таблички с названиями улиц здесь написаны кириллицей, если они вообще есть, так что найти это место в пустынном промышленном районе — настоящее испытание.
От станции метро «Василеостровская» зеленой ветки нужно идти по улице Средний проспект Васильевского острова в западном направлении.
Повернуть на девятую улицу налево и идти в самый конец — по правую руку на углу будет возвышаться это здание. От станции метро до него — чуть больше двух километров.
«Водонапорная башня фабрики „Красный гвоздильщик" — шедевр Черникова и икона конструктивизма», — говорит руководительница научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского исторического музея Мария Макогонова, эксперт по советской авангардистской архитектуре и автор нескольких книг по этой теме.
Она говорит с нами, сидя за письменным столом, загроможденным стопками книг и бумаг вперемешку с чайными чашками.
«В истории было довольно маленькое окошко, примерно с 1925 по 1932 годы, когда эта форма архитектуры могла развиваться свободно. Это было время открытости для социальных экспериментов и новых возможностей организации жизни, что характеризовало первые годы после образования советского государства. Архитекторы были большими идеалистами и создавали строения с социальными целями, в соответствии с революционными обещаниями о совершенно новом обществе», — рассказывает она.
В число важнейших примеров достижений советского авангарда в Санкт-Петербурге Макогонова называет еще Нарвскую заставу — целый район, построенный по принципам конструктивизма, а также текстильную фабрику «Красное знамя», созданную немцем Эрихом Мендельсоном (Erich Mendelsohn).
«Все эти здания сегодня в ужасном состоянии. Многие практически лежат в руинах», — говорит Макогонова с ощутимым возмущением в голосе.
Она кликает на фотографию одного из многих авангардных зданий Санкт-Петербурга, которые сейчас существуют лишь в виде файлов на ее компьютере.
«Здесь бульдозеры уже побывали», — констатирует она.
Лучи утреннего солнца проникают сквозь пыльные двойные окна ее небольшого офиса, расположенного в историческом районе внутри Петропавловкой крепости в центре города.
Они хотят остановить разрушение
Из сердца крепости она и ее сторонники ведут свою работу, пытаясь предотвратить разрушение наследия советского авангарда, которое все больше людей воспринимают как нечто ценное и достойное того, чтобы его сохранить.
«Многие, в особенности молодые архитекторы, активисты и журналисты, все громче протестуют против пренебрежения историческими памятниками.

Они образуют союзы и борются за их сохранение. Но полиция всегда на стороне городских властей, подрядчиков и частных владельцев, решивших снести здание. Так что они всегда могут навязать свою волю, если возникает конфликт», — говорит она.
A Vulgar Display of Power («Грубая демонстрация силы») — название альбома американских металлистов Pantera — вот, пожалуй, лучшее описание ухоженных и всем туристам известных царских дворцов в стиле барокко и неоклассицизма. В противоположность этому на окраинах города в забвении влачат существование конструктивистские здания.
И в прямом, и в переносном смысле наследие советского авангарда оттеснено на пыльную периферию.
Рост осведомленности о том, что советская авангардная архитектура заслуживает сохранения, дает надежду, что не все оставшиеся здания закончат свои дни в ковше бульдозера.
По крайней мере, в роли интереснейших достопримечательностей некоторое время у них еще есть.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| -3 Вариант 2: Путинская Россия не может создать ничего нового, архитектура и строительство в запустении, промышленность умирает, заводы и фабрики, построенные еще в мрачные сталинские времена, разрушаются... 
| -2 "Но полиция всегда на стороне городских властей, подрядчиков и частных владельцев, решивших снести здание." - ну так запад ради этого устроил шабаш в 90-е, памятник Дзержинскому снесли, чего теперь «Многие, в особенности молодые архитекторы, активисты и журналисты, все громче протестуют против пренебрежения историческими памятниками." 
| 2 В Детройт, жывотное. Там защищай памятники промышленной архитектуры. А ещё озаботься узнать судьбу комплекса зданий трикотажной фабрики "Красное знамя". 
| 2 Мне кажется, в Питере - как и во всем мире. Обветшалые восьмидесятилетние здания на окраинах сносятся. В Дании разве не так? Тогда пару примеров - в студию. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| -1 MexaHuk, Да хрен с ней с Данией, меня моя страна больше интересует. То что к памятникам промышленной архитектуры у нас относятся беспощадно и наплевательски - это факт. 
| 0 SNC, не звезди. В моём провинциальном городе и то в здании паровой мельницы XIX века сделали бизнес-центр, сохранив все кирпичные кокошники или как там это называется. В столицах - тем более. Раз сносят, значит трухлявое полностью. В моём городе есть один конструктивистский жилой дом 20х годов, недалеко от меня. Он построен так некачественно и так прогнил, что сохранить его выйдет дороже, чем снести и сделать копию. 
| -1 shg200, ты мне будешь рассказывать как тут в Питере дела обстоят?! Я здесь живу всю жизнь и вижу то что вижу. Дело не только в архитектуре 20-30-х, а промышленной архитектуре вообще. 
| 0 Нам вот до лампочки, что там в Дании сносят и строят .. 
| -1 Статья поднимает реальную проблему. Архитектура русского авангарда 20-х и 30-х годов стоит того, чтобы её сохранить. И то, что городские власти в Питере и Москве смотрят на уничтожение исторической застройки сквозь пальцы либо прямо в этом участвуют, недопустимо. А комментарии в духе "а у вас негров линчуют" означают, что сказать по существу комментатору нечего. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Долговязый Джон, Полностью с вами согласен. Йенс Маллинг выражает озабоченность тем, что наш большой культурный пласт советского периода исчезает. Власти лихорадочно избавляются от истории, как от ненужного "хлама". Да и не мудрено. Наш Премьер Медведев как-то заявил, что "наша страна имеет небльшую историю". То есть он зачеркнул всё то, что было с его родителями, дедами прадедами. Нужно сказать Йенсу Маллингу спасибо. И защитить наше культкрное наследие. А городскую среду наши бизьнес-мены рассматривают только как источник наживы. Ведь в Москве, по сути, снос пятиэтажек, это такая скрытная олигархия под благим поводом. "Мы хотим переселить людей (за государственный счёт) в новое жильё. А по сути, людей переселяют в те же "хрущёбы", только 2017 года выпуска. Понятно почему - себестоимость жилья в многоэтажке гораздо ниже, чем в малоэтажном доме. В Европе, при нехватке земли, уже давно не строят небоскрёбов. А мы? 
| 0 Долговязый Джон, не стоит. 
| -2 То,что отношение к памятникам архитектуры в России безобразное -это не новость.Москва,Питер,может быть и исключение. 
| 1 В противоположность этому на окраинах города в забвении влачат существование конструктивистские здания. ------------ Может авторам стоит сначала понять, что такое конструктивизм как стиль. Он не может быть отделен от того, для чего строилось здание. Водонапорная башня должна быть водонапорной башней, силовая станция - силовой станцией и ничем другим. В этих зданиях нет красоты ради красоты, как в дворцах. Они подчинены именно цели, для которой созданы. Кстати и в США и в Европе такие здания тоже шли под бульдозер куда раньше и без всякого сожаления. Это теперь Запад вдруг вспомнил и решил бороться за их сохранение, но не у себя. Там земля - дорогая. 
| 0 Конструктивизм в Петербурге представлен вовсе не окраинах города. Между метро Нарвская и Кировский завод полно жилых зданий в стиле конструктивизма. Представленное на первом фото здание ДК Связи находится вообще в двух шагах от Исаакиевского собора, а круглые бани на Карбышева вполне успешно продолжают работать как бани. 
| 0 Хотел в Дании посмотреть памятник Camp Fire, но оказывается в мае его снесли. jyllands-posten.dk/kultur/ECE9584338/cronhammars-skamferede-skulptur-skal-totalt-genskabes
Показать новые комментарии (0)адепт свидетелей Путина
Labyx
Валерий Замятин
MexaHuk
SNC
shg200
SNC
АйдарУфа
Долговязый Джон
Куркубетис
NiceTroll
сибирь-матушка
GreyCat
ExBrummie
Mhl
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)