Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский автор комиксов Георгий Елаев: «Мы подавляем сами себя» (Deutschlandfunk, Германия)

© Фото : Facebook / Georgy ElaevФотография со страницы автора в Facebook
Фотография со страницы автора в Facebook
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Дойчландфунк» рассказывает о Георгии Елаеве — одном из немногих известных авторов комиксов в России. Недавно он побывал в Лейпциге и внес свой вклад в российско-немецкое «наведение мостов», пишет автор статьи. В России у комиксов, по сути, нет истории — и это хорошо, ведь искусство рисованного повествования развивается с нуля. Елаев придумал российского супергероя — Тюмэна.

Георгий Елаев — один из немногих художников в России, рисующих комиксы. В этом году он был среди гостей фестиваля «Клуб миллионеров» в Лейпциге и представлял альтернативную комикс-культуру. На фестивале он рассказал о страхе, цензуре и самоцензуре на родине.

Георгий Елаев сидит на сцене за ноутбуком и показывает фотографии из Тюмени — города в Сибири, примерно в двух тысячах километров к востоку от Москвы. Георгий весьма популярен в рамках нынешнего «Клуба миллионеров» — на его выступлении зал переполнен.

Российские комиксы на этом мероприятии редкость. Их практически не переводят на немецкий язык, да и в целом не приходится говорить об обмене между россиянами и художниками, специализирующимися на этом виде искусства, из других стран Европы. «Клуб миллионеров» видит собственную миссию в «наведении мостов» — и именно этим и занимается Георгий. Это можно назвать небольшим проявлением немецко-российской дружбы, которую так приветствуют в Лейпциге.

В Советском Союзе комиксы не развивались

«В России у комиксов, по сути, нет истории. Я читал об этом и спрашивал у других людей, и, похоже, что в СССР комиксы воспринимались скорее как неполноценное и довольно специфичное американское искусство. И поэтому они не развивались».

Крис Рейнбоу (Chris Rainbow) девять лет живет в Москве, где владеет небольшим издательством.

«Думаю, каждый жалуется на низкий статус комиксов в своей стране, но в России ситуация еще хуже. Однако у нее есть обратная сторона: в России комиксы — это своего рода „чистый лист", и мы можем практически заново основать там это искусство».

Эту свободу можно наблюдать в русских комиксах на столах «Клуба миллионеров»: одни яркие и абстрактные, в других в рисунок вписаны фотографии.    

Российские авторы комиксов, похоже, ломают правила этого жанра, по сути, даже не зная их. Показателен в этом плане пример комикса «Добро пожаловать на следующий уровень» Марии Фут, которая, намалевав на желтом фоне какие-то безумные круглые каракули, вырвалась из тесных рамок правил академического рисования художественных школ.

Благодаря социальным медиа российские авторы комиксов постепенно завоевывают популярность и за пределами своей родины: так, в 2018 году Георгий получил приглашение на фестиваль «Комик артс Бруклин» (Comic Arts Brooklyn) в Нью-Йорке. Комиксы, которые он повез с собой, ему прямо в аэропорт доставила в двух больших сумках одна из московских типографий.

«Сумки были черные, и я прилетел в Нью-Йорк, словно какой-то коммивояжер. По-русски таких называют челноками. И чувствовал я себя именно как челнок».

С чемоданами комиксов по российской провинции

Коммивояжером Георгию приходится быть и на родине. Со своими комиксами в чемоданах он уже проехал по огромной стране, побывав в таких городах, как Красноярск, Омск и Владивосток. Вся культурная жизнь в России сконцентрирована почти исключительно в Москве и Санкт-Петербурге, но он, организуя собственный фестиваль, пытается оживить и восточные регионы.

View this post on Instagram

Almost there!!

A post shared by Georgy Elaev (@kindzhyk) on Mar 11, 2019 at 10:23am PDT

В этом году фестиваль состоится в конце марта на территории студенческого городка Тюменского университета. Когда Георгий опубликовал пост, в котором пригласил на фестиваль представителей ЛГБТ-сообщества, представители университета испугались за имидж учебного заведения. Ему пришлось удалить пост и передать в органы государственной безопасности список всех иностранных гостей.

«Мы живем словно в паноптикуме, описанном Фуко. В центре располагается пустая сторожевая башня, а люди живут своей жизнью вокруг этой башни, как будто под наблюдением — но в башне-то никого нет! Мы подавляем сами себя, как будто советские времена до сих пор влияют на Россию. Конечно, давно уже выросло молодое поколение, которое хочет что-то изменить в обществе, но и эти люди боятся пробовать новое. Приходится преодолевать цензуру, но, кроме того, есть еще и самоцензура — и это хуже всего».

Большинство людей личное оставляют при себе

Если в Германии или Франции комиксы часто бывают посвящены каким-то личным историям, то в России обычно рисуют сюжеты научно-фантастической направленности или в стиле фэнтези. Личные моменты большинство художников предпочитают оставлять при себе, говорит Георгий. Кроме того, нет сумасшедших, рисующих комиксы просто так, не рассчитывая на этом подзаработать.

Возможно, это одна из причин, почему российская независимая комикс-сцена настолько мала. На всю страну есть лишь одно более-менее крупное издательство («Бумкнига») и еще пара типографий, специализирующихся на ризографии — недорогом виде печати, благодаря которому окупаются очень малые тиражи.

Важную роль играет «Бумфест» в Санкт-Петербурге — единственный фестиваль в России, на который приезжают многие европейские и американские мастера комиксов. Впрочем, в прошлом году его пришлось отменить из-за отсутствия финансовой поддержки. Георгию в Сибири тоже приходится вести борьбу — с бумажной волокитой, с предрассудками и страхами, с нехваткой финансов. Но он добивается успеха.

Из США в Сибирь в конце марта приедут Лейл Вествинд (Lale Westvind), Томас Лэмпион (Thomas Lampion) и Рон Ридж (Ron Rege). А здесь, на фестивале «Клуб миллионеров», Георгию удалось наладить немало новых связей. В следующем году многие из этих людей наверняка заходят приехать в Тюмень. Для Георгия комиксы, по сути, стали ключом к большому миру.

«Я нашел свое место в мире»

«Даже если это всего лишь комиксы, такая на первый взгляд мелкая и незначительная деятельность, — для меня это сработало. Я сейчас сижу здесь, и со мной — мои книги. Мне это очень помогло, и думаю, что это может помочь многим людям.

Раньше я был очень замкнутым, этаким серьезным и молчаливым типом. Но благодаря комиксам я начал путешествовать и рисовать разные вещи, встретился с разными людьми с такими же интересами, и они стали моими друзьями. С тех пор у меня есть ощущение, что мне удалось найти свое место в мире».

Обсуждение
Комментариев: 23
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
В
Вдумайся
7 апреля 2019, 02:06
Зачем Георгий в Тюмени искал представителей однополой любви?
GreyCat
7 апреля 2019, 02:27
похоже, что в СССР комиксы воспринимались скорее как неполноценное и довольно специфичное американское искусство. И поэтому они не развивались --------- Перепутал Елаев причину со следствием. СССР в отличии от США была читающей страной. Поэтому забавы ковбоев по рассматриванию картинок ее жителям (исключая маленьких детей) было неинтересно. Но это было раньше.
К
Квазар
7 апреля 2019, 05:57
GreyCat, а Кукрыниксы?
leksandrr
7 апреля 2019, 06:03
квазя, ты чего то карикатуры и агитационные плакаты путаешь с комиксами. Завязывай с "Охотой".
К
Квазар
7 апреля 2019, 06:07
leksandrr, это почти тоже самое, разница только в объёме.
leksandrr
7 апреля 2019, 06:15
это почти тоже самое, разница только в объёме. ================================================================= квазя, я еще раз тебе говорю завязывай с "Охотой", переходи хотя бы на более легкое пиво. Сравнит карикатуру или агитационный плакат с комиксом можно только с тяжелейшего бодуна. Таким образом допиться можно и до того, что сборочный чертеж какого-нибудь крана начерченный студентом на инженерной графике, ты тоже объявишь комиксом. Ведь рисунок есть, текст поясняющий тоже есть. Повторюсь - завязывай. Прокапайся и ни-ни больше.
К
Квазар
7 апреля 2019, 06:29
leksandrr, мне как выпускнику универа культуры и искусств виднее. В детстве детьми мы всем двором бегали и смотрели карикатуры на уличных газетных стендах. Никаких текстов, естественно не читали, для нас это было тоже самое, что сейчас комиксы. Кстати в комиксах текст тоже имеется.
leksandrr
7 апреля 2019, 06:34
мне как выпускнику универа культуры и искусств виднее. ===================================================================== Ладно квазя, иди похмелись. А то походу без этого правда не обойтись.
n
nagurnaja
7 апреля 2019, 15:01
GreyCat, Поэтому забавы ковбоев по рассматриванию картинок ее жителям (исключая маленьких детей) было неинтересно. Но это было раньше. --- Ковбои- разумеется, не интересовали. Но коротенькие рисованные истории были всегда : в "Веселых картинках", "Мурзилке". В "Пионере" и "Костре" их уже не было. А вот для самых маленьких- они были обязательны. Гм, и для взрослых они появлялись. Но они носили юмористических характер. На полном серьезе ни кто и ни когда не рисовал истории про супер-героев и прочей муры.
К
Квазар
7 апреля 2019, 16:36
nagurnaja, Первая манга возникла 2000 лет назад из буддийских сутр. Это были религиозные изображения. Так что это не только для детей. Рассматривание картинок способствует более образному представлению текста, в отличии от логического мышления.
n
nagurnaja
7 апреля 2019, 16:58
Квазар, А причем тут буддийские сутры, если речь идет о цитате про рисованные картинки при СССР?
masteroffdysaster
7 апреля 2019, 02:47
на самом деле прямо радостная новость и бальзам на душу... не на всех фронтах побеждает америка у нас... голливуд с их правилами продвинули а на комиксах обломались.
Y
Yuriy&
7 апреля 2019, 03:07
Что то фрицы с глубокомыслием перебарщивают. Это не искусство, это прогноз. Так будут выглядеть лица немцев, после того как выпущенная эстонским летчиком ракета, таки долетит до России.
Gustav Noske
7 апреля 2019, 05:55
Мы подавляем сами себя, как будто советские времена до сих пор влияют на Россию. Конечно, давно уже выросло молодое поколение, которое хочет что-то изменить в обществе, но эти люди по-прежнему испытывают страх перед чем-то по-настоящему новым. Они подвергаются цензуре, но, кроме того, есть еще и самоцензура — и это хуже всего». ========================================================= Вот, не понимаю - зачем этот чел выплёскивает свои фобии и комплексы на иностранцев? Это глупость? Отсутствие гражданственности? Желание понравиться, то бишь - кокетство? Тьфу на него!
e
edik.petrov.54
7 апреля 2019, 05:55
американское искусство -------------- Наглости пиндосов, как всегда, нет предела. Комиксы-это та же самая японская манга, которой около 2000 лет и которая началась с рисования буддийских историй.
leksandrr
7 апреля 2019, 06:24
Это просто ппц какой то. Этот художник реально считает свою страну отсталой только потому, что в ней не прижилось "величайшее" американское изобретение - комиксы. По его мнению мы должны следовать с американцами след в след, что бы почувствовать себя "цивилизованными". А "комиксы" были, в "Веселых картинках" и "Мурзилке". Для детей, что бы им легче было воспринять написанное. Взрослый человек читая книгу, сам способен в своей голове нарисовать образы и картины происходящего сюжета. При чем каждый человек рисует эти образы в соответствии со своим представлением. От этого получается многообразие - для каждого отдельного человека свое. А не придуманные художником каракули.
azbukiwedi
7 апреля 2019, 07:05
Телевидение в России и так на 90 процентов копии евро и американских программ. Смотреть противно. Уже и до мультикрв добрались. Вчера смотрю мультфильм " два хвоста". Чисто америкпнский сюжет и, конечно, среди достижений человечества: полёт на луну и статуя свободы. Молодцы. Так " победим".
К
Квазар
7 апреля 2019, 07:46
azbukiwedi, молодёжь давно анимэ скачивает из Интернета, а взрослые перебрались на китайский ТикТок. Телевизор почти никто и не смотрит.
К
Квазар
7 апреля 2019, 07:55
Наглые пиндосы стибрили у японцев мангу и приписывают себе её изобретение.
3
3lirium
7 апреля 2019, 08:11
Комиксы -- хороший инструмент массовой дебилизации общества. И в США это поняли очень давно.
bestiolla
7 апреля 2019, 10:44
А еще в СССР не было вселенной супергероев типа Марвел. Какое упущение! Меня вполне устраивают маленькие примитивно нарисованные интернет комиксы, где есть смысл. А товарищей американцев, которые во взрослом состоянии покупают и ценят комиксы, я, мягко говоря, не понимаю. Хотя, американцы раскрутить и дорого продать могут что угодно.
К
Квазар
7 апреля 2019, 11:40
Кино же взрослые тоже смотрят, а комиксы-это кино на бумаге.
Мехханик
7 апреля 2019, 14:43
Комиксы это совсем для детей. Неужели американцы все поголовно имеют детское сознание?
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем