Георгий Елаев — один из немногих художников в России, рисующих комиксы. В этом году он был среди гостей фестиваля «Клуб миллионеров» в Лейпциге и представлял альтернативную комикс-культуру. На фестивале он рассказал о страхе, цензуре и самоцензуре на родине.

Георгий Елаев сидит на сцене за ноутбуком и показывает фотографии из Тюмени — города в Сибири, примерно в двух тысячах километров к востоку от Москвы. Георгий весьма популярен в рамках нынешнего «Клуба миллионеров» — на его выступлении зал переполнен.

Российские комиксы на этом мероприятии редкость. Их практически не переводят на немецкий язык, да и в целом не приходится говорить об обмене между россиянами и художниками, специализирующимися на этом виде искусства, из других стран Европы. «Клуб миллионеров» видит собственную миссию в «наведении мостов» — и именно этим и занимается Георгий. Это можно назвать небольшим проявлением немецко-российской дружбы, которую так приветствуют в Лейпциге.

В Советском Союзе комиксы не развивались

«В России у комиксов, по сути, нет истории. Я читал об этом и спрашивал у других людей, и, похоже, что в СССР комиксы воспринимались скорее как неполноценное и довольно специфичное американское искусство. И поэтому они не развивались».

Крис Рейнбоу (Chris Rainbow) девять лет живет в Москве, где владеет небольшим издательством.

«Думаю, каждый жалуется на низкий статус комиксов в своей стране, но в России ситуация еще хуже. Однако у нее есть обратная сторона: в России комиксы — это своего рода „чистый лист", и мы можем практически заново основать там это искусство».

Эту свободу можно наблюдать в русских комиксах на столах «Клуба миллионеров»: одни яркие и абстрактные, в других в рисунок вписаны фотографии.    

Российские авторы комиксов, похоже, ломают правила этого жанра, по сути, даже не зная их. Показателен в этом плане пример комикса «Добро пожаловать на следующий уровень» Марии Фут, которая, намалевав на желтом фоне какие-то безумные круглые каракули, вырвалась из тесных рамок правил академического рисования художественных школ.

Благодаря социальным медиа российские авторы комиксов постепенно завоевывают популярность и за пределами своей родины: так, в 2018 году Георгий получил приглашение на фестиваль «Комик артс Бруклин» (Comic Arts Brooklyn) в Нью-Йорке. Комиксы, которые он повез с собой, ему прямо в аэропорт доставила в двух больших сумках одна из московских типографий.

«Сумки были черные, и я прилетел в Нью-Йорк, словно какой-то коммивояжер. По-русски таких называют челноками. И чувствовал я себя именно как челнок».

С чемоданами комиксов по российской провинции

Коммивояжером Георгию приходится быть и на родине. Со своими комиксами в чемоданах он уже проехал по огромной стране, побывав в таких городах, как Красноярск, Омск и Владивосток. Вся культурная жизнь в России сконцентрирована почти исключительно в Москве и Санкт-Петербурге, но он, организуя собственный фестиваль, пытается оживить и восточные регионы.

View this post on Instagram

Almost there!!

A post shared by Georgy Elaev (@kindzhyk) on Mar 11, 2019 at 10:23am PDT

В этом году фестиваль состоится в конце марта на территории студенческого городка Тюменского университета. Когда Георгий опубликовал пост, в котором пригласил на фестиваль представителей ЛГБТ-сообщества, представители университета испугались за имидж учебного заведения. Ему пришлось удалить пост и передать в органы государственной безопасности список всех иностранных гостей.

«Мы живем словно в паноптикуме, описанном Фуко. В центре располагается пустая сторожевая башня, а люди живут своей жизнью вокруг этой башни, как будто под наблюдением — но в башне-то никого нет! Мы подавляем сами себя, как будто советские времена до сих пор влияют на Россию. Конечно, давно уже выросло молодое поколение, которое хочет что-то изменить в обществе, но и эти люди боятся пробовать новое. Приходится преодолевать цензуру, но, кроме того, есть еще и самоцензура — и это хуже всего».

Большинство людей личное оставляют при себе

Если в Германии или Франции комиксы часто бывают посвящены каким-то личным историям, то в России обычно рисуют сюжеты научно-фантастической направленности или в стиле фэнтези. Личные моменты большинство художников предпочитают оставлять при себе, говорит Георгий. Кроме того, нет сумасшедших, рисующих комиксы просто так, не рассчитывая на этом подзаработать.

Возможно, это одна из причин, почему российская независимая комикс-сцена настолько мала. На всю страну есть лишь одно более-менее крупное издательство («Бумкнига») и еще пара типографий, специализирующихся на ризографии — недорогом виде печати, благодаря которому окупаются очень малые тиражи.

Важную роль играет «Бумфест» в Санкт-Петербурге — единственный фестиваль в России, на который приезжают многие европейские и американские мастера комиксов. Впрочем, в прошлом году его пришлось отменить из-за отсутствия финансовой поддержки. Георгию в Сибири тоже приходится вести борьбу — с бумажной волокитой, с предрассудками и страхами, с нехваткой финансов. Но он добивается успеха.

Из США в Сибирь в конце марта приедут Лейл Вествинд (Lale Westvind), Томас Лэмпион (Thomas Lampion) и Рон Ридж (Ron Rege). А здесь, на фестивале «Клуб миллионеров», Георгию удалось наладить немало новых связей. В следующем году многие из этих людей наверняка заходят приехать в Тюмень. Для Георгия комиксы, по сути, стали ключом к большому миру.

«Я нашел свое место в мире»

«Даже если это всего лишь комиксы, такая на первый взгляд мелкая и незначительная деятельность, — для меня это сработало. Я сейчас сижу здесь, и со мной — мои книги. Мне это очень помогло, и думаю, что это может помочь многим людям.

Раньше я был очень замкнутым, этаким серьезным и молчаливым типом. Но благодаря комиксам я начал путешествовать и рисовать разные вещи, встретился с разными людьми с такими же интересами, и они стали моими друзьями. С тех пор у меня есть ощущение, что мне удалось найти свое место в мире».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.