Большая часть угля, поставляемого в Германию российскими компаниями, проходит очень долгий путь. Начало пути — это Кузнецкий бассейн в Сибири, откуда уголь по железной дороге отправляется в балтийские порты, находящиеся, к примеру, вблизи Санкт-Петербурга или в Прибалтике. Уголь преодолевает расстояние более четырех тысяч километров. Отсюда морским путем он попадает в порт Гамбурга.
Российское министерство энергетики планирует увеличить объемы добычи ископаемого топлива по всей стране, превысив рубеж в 420 миллионов тонн, что превзойдет самые высокие показатели добычи угля в Советском Союзе. Уже сегодня Россия занимает шестое место в мире по добыче угля. Около половины добываемого угля потребляется внутри страны, вторая половина идет на экспорт. Последняя снова делится на две равные части — одна отправляется в азиатские страны, вторая — в Европу. Здесь крупнейшим покупателем является Германия. Самые свежие данные о местах добычи угля — это цифры трехлетней давности: в статистике указываются 85 шахт и 121 разрез.
«Предприятия загрязняют воду и воздух»
На Кузбасс приходится более половины всего угольного производства России, здесь в настоящий момент находятся обширные разрезы с залежами высококачественного каменного угля. В этом году Владимир Путин во время посещения региона говорил, что непосредственно в угольной промышленности заняты около 90 тысяч человек. Города региона, такие как Кемерово и Новокузнецк, в основном монопрофильны: градообразующими являются предприятия по добыче угля.
Шахтеры, по разным данным, зарабатывают около 50 тысяч рублей в месяц, что составляет чуть меньше 700 евро. Эти люди из-за тяжелых условий работы имеют право выйти на пенсию уже в 50 лет, женщины — в 45. Причем данное предписание останется в силе, даже когда в следующем году остальные профессиональные группы будут включены в новую пенсионную реформу. Помимо низких зарплат, экспорт поддерживают слабые экологические стандарты, утверждает Владимир Сливяк, сопредседатель организации «Экозащита»:
Масштабное распространение заболеваний кожи и легких
Установленное минимальное расстояние между жилыми домами и угольным разрезом составляет один километр. «Экозащита» указывает, что в регионе в 54 случаях экскаваторы уже нарушали установленную границу, а в некоторых случаях расстояние до разреза сокращалось до 100 метров. 90% источников питьевой воды загрязнены. Государство не контролирует соблюдение норм в этой отрасли промышленности. Основная проблема — пыль, которая образуется в ходе добычи ископаемого угля, а также разносится с большого количества насыпных отвалов породы.
Имеющиеся данные указывают, что заболевания кожи и легких в регионе часто превышают средние показатели по стране. Экологи организуют больше протестных акций. Как это обычно бывает в России, речь идет не о масштабных демонстрациях, а скорее об ограниченных проявлениях недовольства. К тому же доход многих жителей региона зависит от добычи угля, поскольку здесь мало альтернативных вариантов заработка. Каждый год происходят тяжелые несчастные случаи, в основном в шахтах, реже — в разрезах.
Российское правительство намерено увеличить объемы экспорта угля. «Как вы знаете, развитие восточного участка железных дорог — расширение узких мест на БАМе и Транссибе — обозначено как приоритетная цель развития транспортной инфраструктуры», — заявил в августе Владимир Путин. Расположение маршрутов, на развитие которых уходят миллиардные инвестиции, указывает на то, какой регион правительство считает основным перспективным рынком сбыта. И ведут эти маршруты в Азию, а не в Европу.