На первый взгляд все кажется не таким уж устрашающим: располагая всего пятью самолетами «Боинг 737», переоборудованными в грузовые самолеты, компания «Карголоджик Джермани» (Cargologic Germany) намеревается в ближайшие несколько недель начать работу в Лейпциге. Фирма собирается заниматься экспресс-доставкой грузов на внутренних европейских линиях. Но этот новый филиал российской группы «Волга-Днепр» (VD) вызвал озабоченность в отрасли. Немецкие авиакомпании, в том числе и «Люфтганза» (Lufthansa), опасаются возникновения неравных условий конкуренции в сфере авиаперевозок.

«Россия в области авиаперевозок играет по собственным правилам. Об этом свидетельствует тот факт, что она до сих пор не подписала транзитное соглашение Чикагской конвенции, — говорит Михаэль Энгель (Michael Engel), главный управляющий Федерального союза немецких авиакомпаний (BDF). — В результате этого уже сегодня невозможно установить честные правила игры для переговоров о правовых нормах транспортного сообщения между Германией и Россией».

Действительно, уже много лет Россия затрудняет доступ к своему воздушному пространству для зарубежных авиалиний. При этом она использует как инструмент так называемые «роялти» — транзитные пошлины. Они не только очень велики. По сведениям инсайдеров, одна только «Люфтганза» платит ежегодно трехзначные миллионные суммы. Но помимо этого часть денег попадает в российский Аэрофлот, который правительство намерено расширить и превратить в ведущую авиакомпанию в мире.

В авиационных кругах предполагают, что Россия планирует сделать то же самое и в сфере грузовых перевозок  с группой «Волга-Днепр» в качестве отправной точки. Это основанное в 1990 году предприятие перевозит в год 650 тысяч тонн грузов (данные за 2015 год) и относится тем самым к довольно крупным оферентам. Для сравнения: «Люфтганза Карго» (Lufthansa Cargo), одна из ведущих авиакомпаний на этом рынке, перевезла в 2017 году 1,6 миллионов тонн грузов.

Последние официальные данные о товарообороте компании VD датируются 2015 годом, тогда товарооборот находился на уровне 1,45 миллиардов долларов США, прибыль компании до вычета процентов по кредитам, налогов и списаний составила 238,8 миллионов долларов.

Уже давно немецкие авиационные менеджеры с недовольством наблюдают за деятельностью российского конкурента. Так, например, VD создала дочернее предприятие в Великобритании «Карголоджик Эйр Лтд.» (Cargologic Air Ltd), для того чтобы иметь возможность предлагать услуги по грузоперевозкам и на внутренних европейских линиях. Но уже несколько лет, как предприятие обслуживает и международные линии за пределами Европы. Так, например, британская «Карголоджик» перевозит грузы из Франкфурта через множество промежуточных пунктов вплоть до Гонконга.

Правда, новый немецкий филиал компании должен еще официально позаботиться о получении европейского сертификата эксплуатанта (АОС) после болезненного выхода Великобритании из ЕС. После Брексита британские авиакомпании потеряют допуски для полетов в Европу.

Но немецкие авиационные менеджеры опасаются, что международный бизнес компании VD с помощью нового предприятия будет еще более расширен. И это произойдет при поддержке государства. Беспокойство вызывает то, что немецкий филиал VD будет пользоваться преимуществами перед иностранными авиакомпаниями на самых важных линиях грузоперевозок азиатского направления, в частности, при пролете над территорией России.

«Немецкое правительство станет пособником России в осуществлении ее экспансионистских планов в европейских авиаперевозках, если выдаст компании «Карголоджик» немецкий сертификат эксплуатанта. Это будет противоречить как интересам Германии, так и Европы», — предупреждает Энгель из BDF.

На это возразил Ульрих Огирман (Ulrich Ogiermann), управляющий новой грузовой авиакомпании, заявив в интервью специализированному порталу «Каргофоруордер» (Cargoforwarder), что фирма собирается сконцентрировать свою деятельность исключительно на внутренних европейских экспресс-перевозках, в которых нуждается, например, Интернет-торговля. Однако VD совсем недавно заключила соглашение о сотрудничестве с китайским конкурентом «Амазона» (Amazon) компанией «Алибаба» (Alibaba).

Федеральное ведомство воздушного сообщения проводит проверки

Свой первый «Боинг 737» «Карголоджик Джермани» переправила в Лейпциг месяц назад. Но взлетать самолет пока что не может. «Карголоджик Джермани» ожидает получения сертификата эксплуатанта. Федеральное ведомство воздушного сообщения передало заявку на проверку в вышестоящее федеральное министерство транспорта. Ожидается, что решение оттуда поступит на днях.

Если сертификат будет выдан, то «Карголоджик Джермани» станет конкурентом «Люфтганзы Карго», которая вместе с ДХЛ (DHL) владеет совместным предприятием «Аэролоджик» со штаб-квартирой также в Лейпциге. «Люфтганза» пока никаких заявлений не сделала. Но высказанное Огирманом во время беседы на портале предложение о сотрудничестве между «Карголоджик Джермани» и «Люфтганзой» было воспринято сдержанно.

Натиск российской группы VD вызывает озабоченность и за пределами «Люфтганзы», потому что ограничения при пролете через воздушное пространство России касаются многих немецких авиакомпаний. Подозрительными кажутся авиационным менеджерам и формы собственности в «Карголоджик Джермани». Согласно правилам ЕС, авиакомпания получает сертификат только в том случае, если её контрольный пакет акций находится в европейском владении и она управляется из страны-члена ЕС.

За группой VD стоит олигарх Алексей Исайкин. По официальным данным он имеет как российский, так и кипрский паспорт. Говорят, что последний он получил по программе «Гражданство Кипра за инвестиции», по которой Кипр выдал паспорта 4 000 зарубежным инвесторам в обмен на инвестиции.

На основании этого паспорта страны-члена ЕС компании VD уже удалось создать британский филиал, таким же образом она сможет выполнить условия допуска для планируемой немецкой грузовой авиакомпании.

Остается вопрос, будет ли авиакомпания действительно управляться из Германии. В беседе с «Каргофоруордер» Огирман заявил, что так оно и будет. По его словам, все условия выполнены, «Карголоджик Джермани» — самостоятельная компания. Но в немецких профессиональных кругах в этом сомневаются. По мнению одного из авиационных менеджеров, одной из причин для недоверия является хотя бы то, что в финансовом отношении филиал зависит от решений российского материнского предприятия.

И есть еще одно обстоятельство, которое беспокоит все немецкие авиакомпании, в том числе и те, которые грузоперевозками не занимаются. Если «Карголоджик Джермани» признают немецкой компанией, то она получит право в будущем посылать своего представителя в орган, который принимает решения о выдаче допусков для работы в Германии, в том числе и на пассажирских авиалиниях.

«Вы только представьте себе, что во время будущих переговоров о выдаче сертификатов эксплуатанта представители российской авиакомпании будут сидеть по обе стороны стола, — сказал Энгель из BDF. — С одной стороны — представитель российской материнской компании, а с немецкой стороны — представитель ее дочки «Карголоджик». И как на таких переговорах можно будет отстаивать немецкие интересы?»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.