Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

DeníkN (Чехия): происхождение сотен тонн угля с оккупированного Донбасса фальсифицируется. Этот уголь сжигают в Польше, Словакии и Чехии

© РИА Новости Виталий Аньков / Перейти в фотобанкКрупнейшая припортовая ж/д станция Дальневосточной железной дороги Находка - Восточная
Крупнейшая припортовая ж/д станция Дальневосточной железной дороги Находка - Восточная
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уголь с Донбасса продается по всему миру. Во второй части материала-расследования словацкий журналист и его польские коллеги отслеживают преступную цепочку продажи донецкого угля компаниям и заводам в Центральной Европе. Кто на этом зарабатывает и почему в Польше, Чехии и Словакии закрывают глаза на этот бизнес?

Часть 1

Российские олигархи занимаются нелегальной продажей угля, добытого на разоренном войной украинском Донбассе, и зарабатывают на этом миллиарды. Уголь продают компаниям и металлургическим заводам в Центральной Европе. Эту незаконную цепочку отследил словацкий журналист Томаш Форро и его польские коллеги Каролина Баца-Погожелска и Михаль Потоцки. Настоящий материал-расследование является продолжением первой части, в которой описывались те махинаторские схемы, благодаря которым уголь с Донбасса продается по всему миру.

Мне удалось достать документ, свидетельствующий о поставках угля в Словакию и Чешскую Республику. К нам донбасский уголь прибывал благодаря все тем же махинаторским схемам, которые мы описали в прошлой части репортажа. В документах, составленных сотрудниками железных дорог и таможни, мы проверили столбцы с данными о массе, таможенных кодах, поставщиках, посредниках и, наконец, получателях в наших странах. Каждая строчка в документе означает одну поставку. С 2018 года их были десятки.

Подобный документ изучили и мои польские коллеги-журналисты. В нем — данные о Польше: еще множество десятков строк, и сотни тысяч тонн.

В первой части репортажа я рассказал, как уголь добывается на донбасских шахтах, пересекает границу с Российской Федерацией, где подделываются бумаги о его происхождении. Затем поезда идут дальше: первая транзитная страна — соседняя Белоруссия. Оттуда составы идут в Центральную Европу. Такой экспорт угля нарушает законы, потому что подделка документов — это мошенничество. Кроме того, те, кто торгует донбасским углем, нарушают и ряд украинских законов. Например, они нарушают запрет на торговлю с оккупированными территориями и не платят налоги. Уголь добывается, в том числе, на тех шахтах, которые два года назад национализировали сепаратисты, а это нарушает правила ведения войны согласно Женевской конвенции.

Мои польские коллеги обратились на белорусско-польском железнодорожном переезде к сотрудникам таможни и частным таможенным декларантам, которые при условии анонимности сравнили нашу информацию о ввозе контрабандного угля со своими данными.

По полученным данным, с марта 2017 года до конца 2018 только антрацита в Польшу ввезли более 330 тысяч тонн. Еще 20 тысяч тонн были отправлены в Словакию. Это соответствует данным, полученным на таможне. Поляки сообщили о приблизительно тех же объемах, поступивших в их страну. Таким же окольным путем мы проверили данные и о других видах угля, в том числе коксе.

Белоруссия, угольная держава без шахт

Может показаться, что Белоруссия служит всего лишь транзитной страной и местное руководство даже не представляет, что по белорусским железным дорогам перевозятся миллионы тонн краденого угля. Однако это не так.

В 2018 году, согласно данным ее статистического ведомства, Белоруссия стала одним из крупнейших экспортеров каменного угля в Европу. Это чрезвычайно интересная информация, поскольку на территории Белоруссии нет ни одной шахты, где добывался бы каменный уголь, не говоря уже о чрезвычайно энергоэффективном антраците. Тем не менее в 2018 году Белоруссии удалось каким-то образом вывезти 107,3 тысячи тонн антрацита.

Для сравнения: в 2017 году Белоруссия экспортировала 300 тонн антрацита, то есть за год объемы выросли в 357 раз. Откуда же взялся белорусский антрацит? Ответ опять дает статистика за 2018 год, но на этот раз об импорте: Белоруссия из России импортировала 172,8 тысяч тонн угля, то есть больше, чем вывезла.

На первый взгляд, что-то не сходится. Зачем закупать в России антрацит и другие сорта каменного угля, чтобы затем продавать его в страны, которые и сами закупают его у России, и без белорусских посредников это обходится им куда дешевле?

Ответ прост: часть угля, который Белоруссия закупает, а затем продает дальше, намного дешевле, чем рыночная стоимость российского угля, да и в действительности этот уголь добыт совсем не в России.

То, что все это не фантазии, подтвердил не кто иной как бывший лидер сепаратистской Луганской Народной Республики Игорь Плотницкий. В интервью российской газете «Известия» он похвалился, что донбассцы ведут успешные переговоры о поставках угля с такими странами, как Белоруссия и Турция (последняя действительно является еще одним крупным импортером нелегального донбасского угля).

Отнюдь не новость, что донбасский уголь дешевле российского. Кроме того, в нем больше содержание серы, а значит, он менее качественный. Также на обнищавшем Донбассе дешевле рабочая сила; в его шахты никто не инвестирует средства; плюс Восточная Украина — значительно ближе, чем сибирские шахты, а значит, транспортировка обходится дешевле. А ведь она играет важную роль в установлении цены на уголь для финального потребителя.

Это подтверждает и тот факт, что, согласно многим достоверным источникам прямо в российских компаниях, государство без огласки финансово поддерживает «Российские железные дороги» для того, чтобы у них цена за транспортировку российского угля была самой низкой. Благодаря этому любой уголь из России, не только донбасский, можно продавать на международных рынках дешевле.

Но вернемся к Белоруссии. Она не в первый раз выступает в роли посредника, помогающего обойти санкции.

Все началось еще как минимум в 2014 году, когда Россия ввела эмбарго на импорт западных продуктов питания, таких как французские сыры, норвежский лосось и польские яблоки. По крайней мере так значилось не бумаге. Вдруг, каким-то чудом, все это начала производить Белоруссия. Изменив страну производства, продавцы получили возможность отправлять деликатесы нетерпеливым клиентам в Москву и Санкт-Петербург, и, таким образом, Белоруссия, страна без единого метра морского побережья, превратилась, например, в крупного поставщика морских устриц.

Как нам уже известно, угольные составы с Донбасса нелегально пересекают Белоруссию транзитом, и при этом в этой махинаторской контрабандной схеме становится на одного посредника больше. Зачем же так усложнять? Мы поняли это очень скоро: достаточно было узнать, куда отправляется большая часть таким образом импортируемого угля.

Украина закупает уголь, который у нее украли

Данные о «белорусском» угольном импорте ни у кого не оставят сомнений: большая часть этого угля реэкспортируется на Украину. Если в 2018 году общий экспорт каменного угля из Белоруссии составлял 853,9 тысяч тонн, то на Украину из них были проданы целых 588,5 тысяч тонн.

Еще яснее говорят данные об экспорте антрацита: из экспортных 107,3 тысяч тонн 102,2 тысячи тонн были вывезены именно на Украину. То, что львиная доля этого антрацита, добыта на Донбассе, подтверждают опять-таки железнодорожные документы. Согласно им, с февраля по май 2018 года несколько сотен тысяч тонн донбасского угля были проданы через Белоруссию на Украину (причем непосредственно фирмами пророссийского магната Курченко — «Газ-Альянс» и «Внешторгсервис»).

Но почему же украинские заводы, во-первых, покупают уголь у сепаратистов, с которыми воюет их страна, и, во-вторых, делают это при посредничестве России, которая и спровоцировала эту войну, а также Белоруссии, из-за реэкспорта которой цена на уголь еще и повышается?

Ответ такой: потому что Украина нуждается в своем собственном угле, ведь он все равно дешевле, чем российский, не говоря уже об угле из других стран. И, ко всему прочему, украинцы не могут поступать иначе из-за собственных же законов, запрещающих вести бизнес с субъектами с оккупированных территорий. Кроме того, в апреле 2019 года Россия ввела эмбарго на экспорт угля на Украину.

Украинское руководство, разумеется, обо всем этом хорошо осведомлено. Настолько хорошо, что, по данным официальной украинской статистики, в 2018 году из Белоруссии не было импортировано ни грамма угля. Неужели масштабные закупки угля по этой схеме старается скрыть, помимо прочих, даже государственное статистическое ведомство?

Журналисты «Радио Свобода» поинтересовались у сотрудников Государственной службы статистики Украины, почему они не фиксируют импорт угля из Белоруссии, несмотря на то, что Украина получает его тысячами тонн? Но ответа не последовало. Все остается по-прежнему: только за первое полугодие текущего года на Украину из Белоруссии были доставлены 1,01 миллиона тонн каменного угля, то есть даже больше чем в прошлом году. И украинское правительство по-прежнему не предпринимает никаких шагов, чтобы положить этому конец.

А ведь железнодорожный транспорт не единственный способ доставки угля с оккупированных территорий на Украину.

Как признают представители местных властей на Восточной Украине, сегодня уголь опять стали перевозить через линию фронта на грузовиках. Так мелким фирмам и организациям доставляются небольшие партии угля. Мы отследили, к примеру, поставку в размере 1,4 тысячи тонн антрацита, осуществленную, представьте себе, в рамках государственного контракта и предназначенную для начальной школы в Одесской области. Этот уголь был добыт на оккупированных территориях и доставлен прямо оттуда.

Польша — торговый партнер сепаратистов

В 2017 году мои польские коллеги первыми выяснили, что в Польшу начались незаконные поставки угля с Донбасса, и нашлись фирмы, которые активно в этом участвуют.

В октябре того же года мои польские коллеги побывали в офисе компании Doncoaltrade в Катовицах. Согласно польскому торговому реестру, большая доля в компании принадлежала Александру Мельничуку, бывшему заместителю министра энергетики Луганской Народной Республики.

Но это была только верхушка айсберга. Впоследствии мои коллеги отследили подобные поставки и сравнили их с данными польских грузоперевозчиков и таможенными декларациями. Выяснилось, что провезти в Европейский Союз контрабандой антрацит исключительно просто, потому что на него не распространяются ввозные пошлины. Уголь на территории Европейского Союза почти не добывают, поэтому незачем защищать местных производителей от импорта. На практике это означает, что при ввозе угля таможенная инспекция редко проверяет оригинальную документацию.

Польские коллеги сумели раскрыть целую сеть фирм аналогичных Doncoaltrade, которые преспокойно работают прямо в Польше, и зачастую ими владеют члены сепаратистской администрации Донбасса, так что Мельничук — лишь один из многих. Польские журналисты написали на эту тему десятки статей и получили за свое расследование журналистские премии. Их тексты распространяют мировые СМИ.

Единственное, что им до сих пор не удалось, так это добиться официального расследования дела.

Польское правительство, члены которого соревнуются на страницах СМИ в антироссийских высказываниях, и пальцем не пошевелили, чтобы положить конец незаконному бизнесу пророссийских сепаратистов у себя дома.

Правда, однажды реакция от правительства последовала. Бывший секретарь МИДа Польши Ян Дзедзичак потребовал от польских спецслужб провести расследование. Вот только расследовать он хотел работу авторов репортажей. Якобы они ставят под угрозу польско-украинские отношения. Проправительственные СМИ написали, что моим польским коллегам заплатил олигарх Ахметов (хотя они в своих статьях не раз писали о том, что его фирмы могут входить в преступную цепочку поставок).

Почему же когда речь идет об угле, польское правительство забывает о своей давней внешнеполитической линии, неотъемлемой частью которой является жесткая антироссийская риторика? Возможно потому, что 80% польской электроэнергии производят тепловые электростанции, работающие на угле, который Польше невыгодно добывать на собственных неэффективных и разрушающихся шахтах. Поэтому уголь импортируется с востока.

В прошлом году в Польше был отмечен резкий спад внутренней добычи угля и рекордный рост его импорта. Из 20 миллионов импортированного угля 70% привезли из России. Точнее как бы из России, поскольку часть этого угля в Польшу отправили сепаратисты с Донбасса.

Тогда Польша стала третьим крупнейшим потребителем донбасского угля в Евросоюзе. Его в эту страну ежегодно ввозится до 250 тысяч тонн на сумму (если ориентироваться на современные цены) 37,5 миллионов долларов. Это чуть больше, чем один процент от общего российского экспорта угля в Польшу, и тем не менее сам по себе импорт миллионов тонн угля из России только способствует усилению энергетической зависимости от РФ. А ведь именно польское правительство громче всех критикует Германию за поддержку газопровода «Северный поток — 2». В качестве аргумента поляки говорят о все той же энергетической зависимости от России, на которую в случае собственного угольного импорта просто закрывают глаза.

До сих пор нет никаких подтверждений тому, что у Польши есть план Б. Скорее наоборот. Совсем недавно она подключила к своей энергетической сети три новых гигантских тепловых блока, работающих на угле (Козенице — 1075 МВт, и два в Ополи — по 900 МВт). Вскоре закончится строительство еще одного (Явожно — 910 МВт), а один только начали строить (Остролека — 1000 МВт).

Объяснить, почему поляки не стремятся инвестировать в иные источники энергии, можно, по всей видимости, политическими соображениями. Нынешнее правительство делает ставку на популизм и огромную часть своих доходов проедает, тратясь на щедрые социальные программы. Так польское правительство хочет успокоить избирателей, многим из которых не нравятся его попытки взять под контроль независимые суды и СМИ. На реформу энергетики денег нет, а зависимость от российского угля просто никого не тревожит.

Чешская угольная кривая

Из данных, которые мы получили, отслеживая поставки донбасского угля в Польшу, следует несколько выводов, касающиеся и других стран. Например, оказалось, что многие из дистрибуторов появились еще до войны и накопили многолетний опыт нелегального импорта угля с копанок (мест незаконной поверхностной добычи на уже закрытых шахтах), который процветал еще задолго до оккупации Донбасса. После украинской блокады и международного эмбарго контакты, опыт и ноу-хау этих фирм стали особенно востребованы, и сегодня их используют олигархи, связанные с пророссийскими сепаратистами.

Иногда у этих фирм одни и те же владельцы, однако, как правило, они работают как сеть автономных местных перекупщиков. Мало кто из них способен обеспечить долгосрочные, стабильные и регулярные поставки угля больших объемов. Поэтому услуги, которые они оказывают конечным потребителям, с самого начала производят сомнительное впечатление.

Об этом говорят независимо друг от друга все представители заводов, перерабатывающих уголь, кто старается избегать незаконных поставок. Качество и химический состав подобных партий, по их словам, так же нестабильны, как и сроки их доставки. Все респонденты, к которым мы обращались, отмечают, что ежегодно получают десятки подобных предложений.

Одним из мелких посредников в Чешской Республике является компания TD Anthracite. В действительности она зарегистрирована в польском торговом реестре. На своем сайте компания указывает адрес филиала в Чешской Республике и телефонный номер, однако, по данным чешских органов финансового управления, эта фирма в Чехии не зарегистрирована и работает совершенно незаконно. Мы выехали на указанный адрес, но по нему никого не нашли. Правда, когда мы задали вопрос местному охраннику, не работала ли тут когда-то фирма, торгующая углем, он тут же насторожился.

«Будь я на вашем месте, я бы в это дело не лез», — посоветовал он нам. Мы с сожалением отвергли его рекомендацию.

Выяснилось, что, согласно польскому торговому реестру, одним из акционеров этой компании является Игорь Лыжов, политический функционер из сепаратистского Донецка, а также глава администрации Амвросиевского района Донецкой Народной Республики. В этом районе находится пограничный пункт Успенка, через который перевозится большая часть контрабандного угля в Россию.

Другими акционерами являются братья Сергей и Антон Макаренко. Причем последний из них, по данным полиции, проходил в Чешской Республике по делу о финансовых преступлениях.

Последним акционером до мая 2018 года был Карл Теслер. Человек с таким же именем возглавляет итальянскую фирму Carbone, которая тоже импортирует большие партии угля из оккупированного Донбасса.

Директор живет в Крыму

Еще одна компания, на которую мы вышли благодаря российским железным дорогам и которая участвовала в поставках в Чешскую Республику, сотрудничая с сомнительными российскими компаниями из Ростовской области, называется Fulbert Limited. Это оффшорная подставная компания, зарегистрированная в Белизе.

Нам не удалось найти контактные данные этой фирмы, и все говорит о том, что она только подставной посредник, созданный для того, чтобы никто не мог выйти на реального конечного потребителя.

Самые большие партии, которые судя по железнодорожным накладным поступали в ЧР из Белоруссии, направлялись на металлургический завод ArcelorMittal в Остраву. По полученным нами данным, уголь поставлялся не только на чешский головной завод, но и в словацкий филиал. В результате общий объем импортированного ими в 2018 году антрацита достиг более чем ста тысяч тонн. В этом году поставки уже прекратились.

Несмотря на то, что ArcelorMittal имеет репутацию авторитетного промышленного субъекта, железнодорожная документация этой компании буквально образцовым образом иллюстрирует схему поставок с Донбасса, о которой мы рассказали в первой части репортажа.

Поставки чешскому консорциуму осуществлялись непрерывно на протяжении целого года. Первая партия пришла уже в середине января 2018 года, а последняя — в ноябре. Когда мы проконсультировались на этот счет со специалистом по чешской угольной промышленности, он отметил случайный характер поставок, что для столь крупной компании нехарактерно. Как правило, крупные компании заинтересованы в регулярных поставках угля с конкретной шахты по стабильной цене и с определенным химическим составом.

Однако, как рассказал нам эксперт, подобные нестандартные поставки уже давно стали секретом Полишинеля в чешской тяжелой промышленности, и тем не менее до сих пор никто так и не отважился выяснить их происхождение.

Анализируя поставки для фирмы ArcelorMittal, мы внимательно изучили и ее ростовских партнеров. Один из них также упоминается в документах о поставках для упомянутой подставной компании из Белиза и других клиентов в Словакии, Польше, Турции и других странах.

Называется эта компания Торговый дом «Угольные технологии». Она продавала донбасский уголь еще до украинской блокады 2017 года. Тот же поставщик отправлял донбасский уголь, к примеру, в Польшу, а также, судя по данным, которые удалось получить антикоррупционному порталу «Антикор», большими партиями на Украину. В июне 2018 года «Угольные технологии» оставили еще один «след», поставив 5,4 тысячи тонн угля другому заводу концерна ArcelorMittal в румынском городе Галац.

Но Торговый дом «Угольные технологии» примечателен не только тем, что продает премиум-клиентам в Чехии и других странах уголь, добытый сепаратистами. Компанией руководят интересные люди. Ее директора зовут Илья Александрович Колосов, и проживает он в Крыму, оккупированном Россией. Одной из основательниц фирмы является некая Светлана Александровна Рыжкова. Женщина с таким же именем, по украинским данным, нарушала украинскую границу с Российской Федерацией на Донбассе. Это значит, что она не раз незаконно приезжала на оккупированные территории через один из российских пограничных пунктов. Кроме того, женщину с таким именем подозревают в помощи сепаратистам.

Что об этом думают руководители компании ArcelorMittal? Во время расследования ее, вместе с другим румынским заводом, фигурирующим в наших документах, купил консорциум Liberty. На вопросы нам письменно отвечала пресс-секретарь завода Барбара Дворжакова. В подписи к ее электронным письмам значились контактные данные — те же, которые указаны в наших документах с данными о десятках поездов, перевозивших уголь сомнительного происхождения.

В ответе пресс-секретаря я прочитал, что их компания закупает антрацит у проверенных поставщиков, которые не скрывают его происхождение. Все остальное — коммерческая тайна.

«Отвечаете ли вы также тем самым на вопрос о ваших закупках угля с оккупированных территорий и у субъектов, на которых распространяется международное эмбарго?» — «Да, но другие детали я, к сожалению, сообщить вам не могу. Всего хорошего».

Словакия — второстепенный заказчик

В Словакии есть несколько крупных потребителей, которые закупают уголь на востоке. Это, например, компания U.S. Steel и тепловая электростанция «Вояны». Однако в их случае поставки с Донбасса не подтвердились. Что касается U.S. Steel, это закономерно, поскольку завод принадлежит американским собственникам, и если бы они нарушили эмбарго собственного правительства, то понесли бы огромные финансовые и репутационные потери.

В итоге мы вышли только на мелкие компании, которые закупали по несколько сотен, максимум пару тысяч тонн угля. Большая его часть попадает в Словакию через Россию и Белоруссию. После пересечения границы со Словакией поезда, которые мы отслеживали, шли прямо к словацким заказчикам.

Одним из них является компания Cemmac, производитель цемента. Но в российских железнодорожных документах она не упоминается. Вместо нее там фигурирует другая словацкая транспортная компания, которая просто доставляет означенные партии на территорию Словакии — прямо на производство фирмы Cemmac. Как объяснил нам один сотрудник таможни, то, что эта фирма в документах названа конечным потребителем, либо ошибка, либо, что более вероятно, намеренное искажение действительности. Так себя пытаются скрыть настоящие заказчики.

Согласно документам о происхождении угля, его добыли в Казахстане. Более точных данных о месте добычи не приводится. Однако заказчику его отправила уже знакомая нам ростовская компания, которая торгует краденным углем с Донбасса. Все говорит о том, что мы просто имеем дело с новым вариантом легализации угля.

Как нам удалось узнать в самой Словакии, эти поезда действительно доставляли груз на производство компании Cemmac в Горни-Срни недалеко от Тренчина. Однако представитель компании, к которому мы обратились, упорно утверждал, что уголь они закупают с сибирской шахты в Кемерово. Из трех поставок, о которых нам удалось узнать, он признал только одну, осуществленную в январе 2019 года. При этом их собственная транспортная служба располагает данными обо всех трех поставках.

Еще один словацкий потребитель — компания VUM из Жиара-над-Гроном, которая использует антрацит для производства разных промышленных товаров. Там признают, что в 2018 году «экспериментировали» с поставщиками и один раз приняли случайную партию антрацита, которая соответствует нашему описанию, вне долгосрочного контракта. В компании сослались на то, что получили ее от российского поставщика вместе с подтверждением ее происхождения (Российская Федерация).

Последний заказчик — словацкий филиал упомянутого остравского концерна ArcelorMittal (сегодня Liberty). В его документах, как и в документах фирмы VUM, мы обнаружили упоминание об уже известной нам ростовской компании, услугами которой также воспользовался головной завод ArcelorMittal в Остраве. Речь идет о Торговом доме «Угольные технологии» Ильи Колосова и женщины по имени Светлана Рыжкова.

Угольный бизнес чахнет

Сегодня, во второй половине 2019 года, кажется, что торговля донбасским углем уже пережила свой расцвет. Об этом свидетельствуют сократившиеся объемы железнодорожных поставок, обусловленные упадком донбасских шахт. Их самозваные владельцы не заинтересованы в том, чтобы оплачивать их обслуживание. Они хотят только добывать, пока можно. Разумеется, это не означает, что проблема решилась сама собой.

Не стоит думать, что прекращение нелегальной продажи угля в Центральную Европу может как-то изменить ситуацию на Восточной Украине. Уголь продолжают продавать, хотя наш регион постепенно становится второстепенным потребителем. Огромные и регулярные партии отправляются в Турцию, Румынию, а также Нидерланды и Германию. Некоторые из этих стран — конечные потребители, другие же — лишь очередные посредники в длинной цепочке поставщиков.

Кроме того, жизнь на оккупированных территориях Донбасса не зависит всецело и полностью от средств, получаемых от незаконной торговли. Существование сепаратистских регионов обусловлено военной, материальной и финансовой помощью Российской Федерации. Как было описано в первой части репортажа, этот бизнес не приносит большого дохода двум сепаратистским регионам Донбасса. На нем обогащаются пропутинские олигархи из России.

Кто-то скажет, что уголь, украденный на донбасских шахтах, при ввозе в Европу значится как российский, а не донбасский, и тогда формально все в порядке. Однако подобный аргумент не состоятелен в свете известных нам фактов. По этой логике также можно сказать, что даже если документы, в которых говорится о российском происхождении угля, действительно фальшивка, важнее то, что на импорт из донбасских квазиреспублик ЕС не вводил эмбарго (в отличие от Крыма).

Да, это так, но европейские санкции приняты против субъектов, которые финансируют эти «республики». Как я уже писал, отличный пример — фирмы олигарха Курченко, который сегодня контролирует незаконную торговлю углем на Донбассе (против этих фирм сейчас, к примеру, США ввели эмбарго). И неважно, какая часть прибыли от продажи оседает в его карманах и карманах российских олигархов.

Описанный выше механизм импорта угля с Донбасса нарушает законы всех стран-получательниц, так как подделка документов — это мошенничество. Кроме того, нарушаются сразу несколько законов нашего партнера — Украины, ведь поезда с углем уходят с ее суверенной территории без таможенного контроля, нарушается запрет на торговлю с оккупированными территориями, а украинские власти не получают никаких налоговых отчислений с продажи этого угля.

Последний довод. Когда в 2017 году сепаратисты национализировали шахты, они нарушили международные правила ведения войны. Согласно Женевской конвенции, столь масштабное присваивание чужой собственности во время вооруженного конфликта считается военным преступлением.