Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стратегическое значение канала «Стамбул»: почему цель — Черное море? (Haber7, Турция)

© REUTERS / Murat Cetinmuhurdar/Presidential Press Office/Handout via REUTERSПрезидент Турции Тайип Эрдоган выступает во время церемонии
Президент Турции Тайип Эрдоган выступает во время церемонии - ИноСМИ, 1920, 28.06.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Журналист издания Haber7, несмотря на существующее недовольство в самой Турции по поводу строительства канала «Стамбул», выступает защитником этого проекта, который, по его мнению, повысит активность Турции в глобальной торговле и чрезвычайно важен для торговой деятельности других стран. Какие страны получат наибольшую выгоду?

Канал «Стамбул», который повысит активность Турции в мировой торговле, имеет большое значение с точки зрения торговой деятельности других стран. Как канал «Стамбул» связан с другими проектами? Почему страны пытаются выйти в Черное море?

С закладкой фундамента первого моста, который будет построен через водохранилище Сазлыдере, проект канала «Стамбул» фактически начинает претворяться в жизнь.

Такие причины, как увеличение габаритов, веса кораблей, транспортировка опасных грузов, таких как нефть и химикаты, а также увеличение количества проходов судов, являются лишь некоторыми факторами, представляющими опасность для Босфора.

Будучи естественным проливом, Босфор также таит в себе множество опасностей в силу крутых поворотов, сильных и переменных течений, а также внутригородского морского движения, которое пересекается с движением транзитных судов.

Канал «Стамбул», вопреки утверждениям, представляет собой проект, который обещает обеспечить Стамбулу долгосрочные преимущества во многих областях, таких как экология, экономика и безопасность.

Преподаватель Университета Мармара, специалист по городскому менеджменту, профессор, доктор Реджеп Боздоган (Recep Bozdoğan) отмечает, что проект канала «Стамбул» — это не просто строительство канала между Мраморным и Черным морями: «Проект включает логистический центр, конгресс-центр, выставочный центр, мероприятия в сфере экологического, оздоровительного туризма, пристань для яхт и два крупных порта. Также будет создана зона высоких технологий, которая будет функционировать как большой технопарк. Наряду с этим в рамках процесса городской трансформации для защиты от землетрясений, что является одной из крупнейших потребностей Стамбула, также будет построено два города средней величины для удовлетворения потребности в жилищном резерве. Значительная их часть будет использована в качестве резервного жилья. Оба города будут заполнены на 80%. Станут местом, где предпочтут поселиться и работать порядка 10-20% наших граждан и иностранцев».

Будут предотвращены потери, вызванные ожиданием

Чтобы пройти через Босфор, каждому кораблю приходится ждать около 14,5 часа. Для судов, перевозящих опасные грузы, таких как танкеры, этот период ожидания может затягиваться до 30 часов.

Суточные потери от аренды танкеров длиной более 200 метров достигают 120 тысяч долларов.

Предполагается, что с реализацией проекта канала «Стамбул» судоходные компании, которые вынуждены ждать очереди в Черном и Мраморном морях, сэкономят 1,4 миллиарда долларов в год.

Мировая торговля осуществляется морским путем

До 80-90% мировой торговли осуществляется морским путем. С экономической точки зрения морем обеспечивается 60-70% среднегодовой финансовой стоимости в размере 30 триллионов долларов.

Несмотря на развитие технологий и усовершенствующуюся день ото дня инфраструктуру, в торговле продолжают доминировать морские перевозки.

Одна из основных причин этого заключается в том, что это увеличивает размер коммерческой прибыли. Стоимость морских перевозок ниже по сравнению с другими способами транспортировки.

Можно сказать, что мировая торговля осуществляется по трем основным маршрутам: Северный, Средний и Южный коридоры.

Преимущества для других стран

Канал «Стамбул» предоставит множество преимуществ не только для Турции, но и для соседних стран.

Ожидается, что наибольшую выгоду от канала «Стамбул» получат Болгария, Румыния, Украина и Грузия, для которых Босфор и Дарданеллы являются единственным морским выходом к мировому океану.

Черноморские порты, обладающие критически важным значением

На побережье Черного моря расположены порты, которые имеют большое значение для мировой торговли.

К числу таких портов с растущими коммерческими объемами относятся порт Одесса на Украине, порт Констанца в Румынии, а также Новороссийск — крупнейший порт России на Черном море.

Другие важные места, демонстрирующие коммерческий потенциал Черного моря, — это порт Фильос в Зонгулдаке, порт Ийидере в Ризе, порты Варна и Бургас в Болгарии, Ильичевский порт на Украине, российский порт Сочи, грузинский порт Батуми и проектируемый порт Анаклия.

Растущие инвестиции Китая в порты в регионе

Китай продолжает сохранять доминирующее положение в мировой торговле и лидерство в мировом экспорте.

Доля Китая в мировом экспорте в 2020 году увеличилась на 1,42% по сравнению с предыдущим годом и достигла 14,5%. За Китаем следуют США (8,5%), Германия (8%).

Приобретенный Китаем порт Пирей на южном побережье Греции расположен в критически важном районе с точки зрения морской торговли.

Будучи крупнейшим портом Греции, Пирей является восьмым в Европе по тоннажу перевозимых через него грузов и третьим по величине пассажирском портом в Средиземном море.

Китай, который приобрел 66% акций порта до 2052 года, подписав соответствующее соглашение в 2016 году, намеревался сделать порт крупнейшим контейнерным центром в Средиземноморье.

С точки зрения торговли эти инвестиции рассматривались как хороший способ укоротить Шелковый путь.

Почему страны пытаются выйти в Черное море?

Волго-Донской канал, находящийся в России и соединяющий Азовское и Каспийское моря, в скором времени будет расширен.

Вместе с тем также продолжаются инвестиции в коридор «Викинг», который соединит страны Балтии с Черным морем.

Ось водного пути, которая начинается с Северного моря, проходит через Европу и достигает Черного моря, охватывая реки Рейн, Майн и Дунай, также расширяется в рамках крупномасштабных проектов трансъевропейской транспортной сети (TEN-T).

С другой стороны, учитывая нераскрытые запасы углеводородных ресурсов в Каспийском море и запасы природного газа в Черном море, ожидается дальнейший рост энергетической активности в Черноморском регионе.

Динамики мировой торговли меняются

Особенно на фоне пандемии covid-19 динамики мировой торговли начали меняться.

В очередной раз обнаружилась важность новых альтернативных маршрутов и торговых коридоров по мере увеличения спроса.

Страны Е7, а именно — Турция, Китай, Индия, Россия, Бразилия, Индонезия, Мексика, до пандемии имели растущий импульс.

Более того, ожидалось, что страны Е7 превзойдут страны G7 (Германия, США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Канада) в экономическом отношении и займут место этих стран.

Предполагается, что к 2030 году объем мировой торговли, который приходится на страны Е7 и в настоящее время составляет 12 миллионов тонн, увеличится в два раза.

Турция — точка пересечения торговых путей

Китай продолжает наращивать инвестиции в Африку. Благодаря сооружаемым железным дорогам, портам, инфраструктуре Китай становится крупнейшим торговым партнером Африки.

Быстро растущее население Африки подразумевает большой потенциал с точки зрения производства и потребления в будущем.

Предполагается, что в будущем интенсивная торговля будет осуществляться в треугольнике Азия — Европа — Африка.

Черное море, связывающее Каспийское море, Европу и Средиземноморье, является одним из важнейших торговых маршрутов в этом треугольнике.

Тот факт, что через Турцию проходит торговый путь Среднего коридора, соединяющий Китай с Европой, повышает геополитическое значение нашей страны.

Связь канала «Стамбул» с другими проектами

Канал «Стамбул» занимает центральное место среди инвестиций последних лет, таких как аэропорт Стамбул, шоссе Северная Мармара, торговые порты, железнодорожные пути, логистические базы.

Утверждается, что в ближайшие годы эти инвестиции внесут большой вклад в турецкую экономику и увеличат долю Турции в мировой торговле.

Министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилоглу (Adil Karaismailoğlu) подчеркивает, что одним из важнейших столпов видения роста Турции являются инфраструктурные работы в сфере транспорта, коммуникаций и логистики.

Относительно роли, которую Турция будет играть в мировой торговле после завершения строительства канала «Стамбул», Караисмаилоглу заявил: «После завершения строительства канала "Стамбул" Мраморноморский регион с его портами, логистическими зонами, железнодорожными линиями, Мармараем и растущей промышленностью станет центром Евразии. Этот регион, спроектированный в рамках генерального логистического плана Турции, с расширением Среднего коридора, протягивающегося от Великобритании до Китая, станет важнейшим перекрестком мировой торговли. Это будет способствовать устойчивости независимой и сильной национальной экономики, реализации геополитического потенциала, который у нас есть в зоне нашего национального суверенитета».

Почему предпочтение отдается морским перевозкам?

Морские перевозки имеют множество преимуществ над другими видами транспортировки с точки зрения затрат, эффективности, экологических аспектов.

По данным Всемирного совета судоходства, крупное грузовое судно перевозит 200 тысяч грузовых контейнеров в год. Возможности одновременной транспортировки порядка 7,6 тысячи автомобилей делают морские перевозки лучше других видов поставок.

Такие причины, как низкая грузоподъемность и необходимость совершения большого количества рейсов при выборе воздушного пути, а также потребность в преодолении расстояния в тысячи километров при выборе железнодорожного пути, также способствуют тому, что морской путь доминирует в торговле в качестве лучшей альтернативы.

Так, перевозка груза весом в один фунт, что соответствует 0,45 килограмма, на самолете будет стоить 1,5 доллара, на фуре — десять центов, по железной дороге — один цент, а по морю — всего 0,5 цента.