В 1974 году советского дипломата Олега Гордиевского завербовала британская служба разведки МИ-6. Так началось десятилетнее сотрудничество, которое привело к аресту русских шпионов и положило конец холодной войне. Но что это был за человек, который незаметно для окружающих изменил мир?
Первые семена будущей шпионской работы были посеяны еще в середине 1950-х годов, когда Олег Гордиевский, тогда еще юный студент-москвич, впервые столкнулся с газетами и литературой с Запада.
«20-летнему парню, завербованному КГБ, редко открывается доступ к запрещенной литературе, но мне повезло», — поведал Олег Гордиевский в интервью бывшему редактору «Юле» Карлу-Хенрику Никуле (Karl-Henrik Nikula) в 1997 году, когда был в Хельсинки.
Поводом для визита стала актуальная на тот момент книга «Слепое зеркало», которую Гордиевский написал вместе с писательницей и режиссером Инной Рогачи. В ней ныне покойный шпион рассказал, что многие финские политики и журналисты той эпохи тесно сотрудничали с КГБ. Никаких имен авторы не назвали, но намекнули, что в архивах КГБ найдены неопровержимые доказательства.
Становление шпиона
Сейчас, спустя 20 лет, отдельной книги удостоился и сам Гордиевский. Британский историк и редактор «Таймс» (The Times) Бен Макинтайр (Ben Macintyre) написал захватывающий биографический триллер об одном из главных двойных агентов холодной войны, который еще в юности усомнился, что коммунизм — лучшая из государственных доктрин.
«Западная литература сделала меня европейцем», — вспоминал Олег Гордиевский 20 лет назад.
В своей книге «Шпион и предатель» (The spy and the traitor) Бен Макинтайр рассказывает, как строительство Берлинской стены, первая заграничная командировка в Данию в 1966 году и Пражская весна два года спустя убедили Гордиевского, что оставаться винтиком советского репрессивного аппарата он больше не может.
В 1974 году Гордиевский окончательно созрел, чтобы шпионить за собственной страной в пользу британцев.
В книге Макинтайра Гордиевский очень открыто рассказывает о сомнениях и внутренней борьбе в начале 1970-х годов. По сути своей он был европейцем, которому претили советская ограниченность, коррупция и лицемерие. Но внешне он играл роль идеального советского посланника, толкал хвалебные речи в адрес своего государства и презирал разлагающийся Запад.
Бесценный агент
C 1974 года, когда Гордиевского завербовала британская МИ-6, он с блеском играл двойную роль. Он стремительно поднялся в гэбэшной иерархии и переехал в Лондон, город своей мечты, откуда передавать британцам секретную информацию стало намного легче.
В 1980-х годах Олег Гордиевский стал самым ценным и наиболее оберегаемым агентом британской разведки. С его непревзойденной памятью, лютой ненавистью к коммунистам и высоким положением в советском посольстве в Лондоне Гордиевский стал шпионом, о котором в МИ-6 могли только мечтать.
В начале 1980-х годов советские лидеры-параноики были убеждены, что западные державы готовят ядерную атаку. Глава КГБ Юрий Андропов в малейших дипломатических изменениях усматривал тревожный сигнал — и потому привел армию в состояние повышенной готовности.
В этой напряженной ситуации Олегу Гордиевскому была отведена ключевая роль. Благодаря его бесценным знаниям кремлевских кулуаров и Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher), и Рональд Рейган (Ronald Reagan) перестали говорить о гонке вооружений и бряцать оружием.
Раскрытый шпион
К тому времени, как новым президентом Советского Союза стал Михаил Горбачев, Рональд Рейган уже мог выразить осторожный оптимизм — а через несколько лет рухнула Берлинская стена. Но под занавес холодной войны петля вокруг двойного агента затянулась. В 1985 году его внезапно отозвали из Лондона в Москву.
С этого момента развернулась невиданная игра в кошки-мышки. КГБ подозревали Гордиевского в государственной измене и держали его под постоянным наблюдением. Жену и двух маленьких дочерей тоже отозвали в Москву, чтобы Гордиевский не сбежал на Запад.
Но у британской МИ-6 уже был смелый план спасения, который приводился в действие системой тайных знаков. В плане фигурировали, помимо прочего, сумка для покупок и плитка шоколада — которую полагалось съесть в определенном месте в определенное время.
Тщательно спланированный побег вышел из-под пера Джона ле Карре (John le Carré). Гордиевскому предстояло обмануть бдительность вездесущих агентов КГБ, которые были готовы арестовать его по первому сигналу. Ему повезло — он поездом удрал из Москвы в Ленинград, а оттуда — автобусом до Выборга.
Последняя глава книги рассказывает о впечатляющем побеге в багажнике дипломатического автомобиля из Выборга через Финляндию в Северную Норвегию — это крайне захватывающее чтиво и одновременно напоминание о неудобном положении Финляндии между Востоком и Западом.
Вопреки всему Олегу Гордиевскому все же удалось бежать на Запад — и в Англии его ждало долгожданное убежище. Но жена и две дочери оставались в заложниках еще шесть лет, пока с распадом Советского Союза не исчезли последние препятствия для воссоединения.
«Шпион и предатель» — увлекательная и ловко написанная книга о мире, расколовшемся после Второй мировой войны на два лагеря. А еще — о человеке, который осмелился бросить вызов этому расколу и который своим мужеством и настойчивостью действительно изменил мир к лучшему.