Профессор, доктор Юсуф Халачоглу утверждает, что указ, подготовленный для превращения Айя-Софьи в музей, и подпись Ататюрка в нем являются поддельными, тогда как другие эксперты говорят, что это невозможно. 2 июля Государственный совет Турции вынесет окончательный вердикт.
Айя-Софья внезапно стала важнейшей темой повестки дня. В то время как на политической арене идут споры о статусе Айя-Софьи, все внимание сосредоточено на окончательном решении, которое Государственный совет примет 2 июля. Итог рассмотрения требования о том, чтобы это историческое сооружение снова стало мечетью, определит статус Айя-Софьи. Между тем эксперты разделились на два лагеря.
Бывший председатель Турецкого исторического общества, профессор, доктор Юсуф Халачоглу (Halaçoğlu), дважды вносивший в Великое национальное собрание Турции законопроект об открытии Айя-Софьи для мусульманского богослужения, утверждает, что указ, подготовленный для превращения Айя-Софьи в музей, является поддельным: «Этот указ никогда не публиковался в официальном правительственном вестнике „Ресми газете" (Resmi Gazete). У него нет ни даты, ни номера. Налицо отсутствие законности. „Мокрая" подпись, которая, как утверждается, принадлежит Ататюрку, является поддельной. Подпись „Ататюрк" была поставлена в указ до того, как Мустафа Кемаль-паша официально получил это именование — „Ататюрк". Тем временем его подпись после принятия закона о фамилиях и подпись в данном указе совсем не похожи друг на друга. В 1934 году была создана группа из девяти человек для раскрытия мозаик, находившихся под штукатуркой. В то время вокруг Айя-Софьи было полно торговых лавок, все находилось в запустении. В 1931 году начались работы по изучению прилегающей территории. В 1934 году с удалением ковров из-за штукатурной пыли было объявлено о закрытии мечети на некоторое время. Вплоть до смерти Ататюрка открытие откладывалось. Впоследствии на основании поддельной подписи сооружение было превращено в музей. Есть данные, что за указом о превращении Айя-Софьи в музей стояли происки посла США Джозефа Грю (Joseph Grew) и Томаса Уиттемора (Thomas Whittemore) из американского Института Византии».
Решающее слушание
В 1931 году Айя-Софья была закрыта на реставрацию, а по решению Совета министров номер 7/1589 от 24 ноября 1934 года стала музеем. Первую инициативу по возвращению памятнику статуса мечети Ассоциация по охране исторических памятников и окружающей среды предприняла в 2005 году. Ассоциация подала иск в 10-е управление Государственного совета с требованием аннулирования решения о превращении Айя-Софьи в музей. В 2008 году иск был отклонен. После подачи жалобы вопрос был передан на рассмотрение Совета палат по административным делам Государственного совета, который в 2012 году одобрил решение 10-го управления. В 2015 году ассоциация обратилась в Конституционный суд, который посчитал этот запрос неприемлемым по причине «неправомочности». После этого ассоциация снова подала иск в 10-е управление Государственного совета в 2016 году с требованием исследования подписи Ататюрка в криминологической лаборатории. 2 июля состоится слушание, на котором будет обсуждаться статус Айя-Софьи. Ожидается, что на нем будет принято окончательное решение.
«Это невероятно»
Основатель и директор Института принципов Ататюрка и истории революции Босфорского университета, профессор, доктор Зафер Топрак (Zafer Toprak) не считает утверждения Халачоглу о поддельности указа справедливыми. «Айя-Софья стала музеем по желанию и с ведома Ататюрка, — отмечает эксперт. — Утверждения о том, что его подпись была подделана, просто невероятны. Ататюрк в то время был жив. Айя-Софья должна оставаться музеем как универсальная ценность. В противном случае Турция подвергнется серьезной критике на международной арене. Глядя на споры вокруг Айя-Софьи, которые идут много лет, я снова и снова убеждаюсь, насколько уместным было решение Ататюрка о музее, и осознаю величие этого лидера. Нам следует вывести проблему из идеологического контекста и рассматривать ее через призму общечеловеческой ценности».
Нет и доли истины
Сопредседатель Национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) в Турции, профессор, доктор Зейнеп Ахунбай (Zeynep Ahunbay) подчеркивает: «Я не согласна с утверждениями о том, что подпись Ататюрка является поддельной. Указ был подписан при его жизни. Разве могли быть лица, которые, помимо воли такого лидера, как Ататюрк, основателя страны, взялись бы подделать его подпись? Каждый год Айя-Софью посещают сотни тысяч людей всех вероисповеданий. С этой точки зрения нейтральный статус, а именно музей, является наиболее подходящей формой. Если снова закрыть мозаики, обнаруженные архитектором Фоссати (Fossati), это не будет приличествовать нашей стране и причинит вред уникальной структуре памятника».
Слежение с помощью 30-канальных акселерометров
Профессор отделения сейсмоинженерии Босфорского университета, член Научно-консультативного совета по Айя-Софье, доктор Мустафа Эрдик (Mustafa Erdik) рассказал об устойчивости исторического памятника к землетрясениям: «Продолжаются работы по повышению сейсмостойкости сооружения. Процесс займет три-четыре года. С другой стороны, Айя-Софью ежегодно посещают около 4 миллионов человек. Если речь будет идти о сейсмоопасной ситуации, сооружение будет закрыто для посетителей. Мы можем сказать, что в Айя-Софье те же сейсмориски, что и в других местах поклонения. Мы следим за памятником с помощью 30-канальных акселерометров семь дней в неделю 24 часа в сутки. Акселерометры мгновенно передают данные в обсерваторию».