Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Foreign Affairs (США): как Европа завоевывала мир

Европейцы всецело концентрировались на войне — и это принесло им весь мир в добычу.

© CC0 / Public DomainОснование Сантьяго-де-Чили в 1541 году
Основание Сантьяго-де-Чили в 1541 году - ИноСМИ, 1920, 06.01.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За период с 1492 года по 1914 год европейцы завоевали 84% земного шара. Почему Европа поднялась на вершину, хотя многие общества Азии и Ближнего Востока намного обгоняли ее по развитию? Автор дает нелестный для европейцев ответ.

За период с 1492 года по 1914 год европейцы завоевали 84% земного шара. Основывая колонии, они распространили свое влияние на все обитаемые континенты. Между тем такой исход, разумеется, не был неизбежным. Историки, социологи и биологи десятилетиями спорили о том, почему Европа поднялась на вершину, несмотря на то, что изначально многие общества Азии и Ближнего Востока намного обгоняли ее по развитию?

Пока удовлетворительного ответа на этот вопрос нет, хотя он крайне важен, так как именно европейская мощь долгое время определяла все — от того, кто будет осуществлять торговлю рабами, до того, кто разбогатеет, а кто так и не сможет выбиться из нищеты.

Кому-то причины европейского преобладания могут показаться очевидными: европейцы первыми провели индустриализацию и вдобавок у них был иммунитет к таким губительным для туземного населения болезням, как оспа. Однако последнее соображение само по себе не объясняет даже завоевание Америки, так как многие молодые воины из числа коренных американцев смогли пережить эпидемии. Колонизацию Индии оно тоже не объясняет, так как у индийцев был иммунитет, аналогичный европейскому. Индустриализация тоже не может служить объяснением — еще до ее начала европейцы успели захватить более 35% планеты. Разумеется, ключевую роль сыграло европейское лидерство в области технологий для производства огнестрельного оружия, строительства военных кораблей и возведения крепостей. Однако все ведущие цивилизации Азии тоже знали порох, и огнестрельное оружие у многих из них было.

Так что же обеспечило Европе успех? В первую очередь, особая мотивация европейских политических лидеров, побуждавшая их не просто воевать, но и тратить на это огромные суммы. Да, европейские монархи, разумеется, строили дворцы, но даже гигантский Версаль обошелся Людовику XIV меньше, чем в 2% дохода от налогов. Остальное ушло на войны. Он, как и другие европейские короли, с детства знал, что он должен добыть себе славу на поле битвы. При этом войны правителям Европы почти ничем не грозили — даже потерей трона в случае поражения. В других местах у правителей была другая мотивация, зачастую приводившая к военной слабости. Скажем, в Китае императоры считали правильным поддерживать налоги на низком уровне и заботиться о пропитании народа, а не стремиться к военной славе, которой были одержимы европейские короли.

Поэтому — и по ряду других причин — неевропейские правители не могли угнаться за прогрессом Европы в военном деле. Огромные военные расходы европейских стран позволяли военачальникам закупать новое оружие, строить корабли, экспериментировать с тактикой, фортификацией и снабжением. В процессе они учились на своих ошибках и совершенствовали технологии. А так как европейские страны были небольшими и находились близко друг от друга, им было легко извлекать уроки из чужих неудач и перенимать чужие достижения. Когда в 1628 году шведский король Густав Адольф одним из первых построил двухпалубный боевой корабль, этот корабль почти сразу же затонул. Однако шведский флот и прочие европейские флоты быстро выяснили, в чем заключались ошибки, и уже к 18 веку научились строить корабли с несколькими батарейными палубами, бывшие не только более устойчивыми, но и более маневренными и способными к более дальним походам, чем корабли 17 века.

За пределами Европы политические и военные условия не позволяли военному делу — и особенно технологиям, связанным с порохом, — развиваться такими же огромными темпами. Скажем, у того же Китая было намного меньше налоговых денег, которые он мог тратить на армию и флот, чем у европейцев. В конце 18 века налоги во Франции в пересчете на душу населения были в 15 раз выше, чем в Китае, а в Англии они превышали китайские в 40 раз. Вдобавок изрядную часть китайских военных расходов тратил не на новые рода войск, а на конных лучников, которые лучше, чем мушкетеры могли противостоять главному врагу Китая — кочевникам. Кроме того Китай нередко оказывался преобладающей силой в Восточной Азии, которой мало кто рисковал бросить вызов. Соответственно, у него не было стимулов наращивать военные расходы. В результате порох в Восточной Азии использовался намного меньше, чем в Европе.

Среди европейских держав такой преобладающей силы не нашлось. А после того, как европейцы добились лидерства в пороховых технологиях, китайцам стало трудно за ними угнаться — слишком далеко от них был центр прогресса.

В 19 веке Европа продолжала лидировать в военной сфере. Налоги росли, индустриализация продолжалась. Вдобавок порожденные Промышленной революцией прикладная наука и инженерная отрасль дали европейцам возможность совершенствовать технологии не только с помощью войн, но и с помощью исследований, дополнявших и развивавших то, чему европейцы научились на полях сражений.

К 1914 году Европа не только достигла глобального военного преобладания, но и стала получать гигантские налоговые доходы, которые сильные страны могли тратить на войны. Во Франции и в Германии реальные налоговые поступления в пересчете на душу населения увеличились за 18-й и 19-й века не менее чем в 15 раз. Этот огромный налоговый потенциал невозможно объяснить ростом подушного дохода, вызванным индустриализацией. Скорее, речь идет примерно о таком же технологическом рывке, как и в случае с порохом — только в области налоговой технологии, а не военной. Плоды этого пожинали политические лидеры, успешно договаривавшиеся с элитами о росте налоговых поступлений и развивавшие на эти деньги армии и флоты.

Значение этой способности взимать налоги не стоит недооценивать. Китай не мог добиться таких налоговых поступлений даже в 19 веке, а у стран субэкваториальной Африки до сих пор отсутствуют возможности нормально собирать налоги, что и мешает им обеспечивать своим гражданам такие базовые общественные блага, как безопасность.

У Европы было и еще одно преимущество: ее купцы активно использовали порох для завоеваний, колонизации и военно-торговых экспедиций. Хотя обычно такие экспедиции требовали официального разрешения, власти часто поощряли авантюристов искать богатства за рубежом. Проблем с приобретением оружия или наймом опытных ветеранов, способных обучать новичков, у них тоже не было. К 17 веку подобные частные экспедиции породили гигантские торговые предприятия, которые привлекали на зарождавшемся европейском рынке капитала огромные средства для финансирования зарубежных авантюр. Например, Голландская ост-индская компания была не только частным инструментом голландской внешней политики, но и первой компанией, начавшей торговать своими акциями.

Наконец последнее различие между Европой и остальным миром связано с ее политической историей. С 221 года до н. э. Китай чаще всего был единой империей. Эта империя быстро сумела создать централизованную бюрократию, привлекавшую местные элиты на государственную службу и заставлявшую их заботиться о выживании государства. Государственная служба помогала объединять империю, и пока эта империя была сильна и едина, прочие восточноазиатские государства опасались на нее нападать. Это означало, что у Китая не было причин искать новых врагов или новые возможности.

Напротив, Западная Европа не знала прочного единства со времен Римской Империи. Вместо этого на ее территории веками сражались отряды во главе с вожаками, напоминавшими современных полевых командиров. Постоянная война взращивала победоносных военачальников, а также порождала укоренившуюся вражду между лидерами, которая формировала устойчивые политические границы. Именно эта вражда—а вовсе не физическая география —не позволяла никому надолго объединить Западную Европу в империю наподобие китайской. В долгосрочной перспективе в Западной Европе победили те военачальники, которые научились взимать большие налоги на свои войны. В результате Европа получила королей, тративших гигантские средства на военное дело и не имевших, говоря словами Макиавелли, «ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела кроме войны».

Без полной концентрации на войне и невероятных способностей взимать налоги европейских империй бы не было. Именно войны и налоги обеспечили Европе технологическое лидерство. Они дали европейцам возможность вести завоевания и подчинять местное население малыми силами. Без этого европейцы, вероятно, в любом случае разбогатели бы — и даже, может быть, все равно бы рано провели индустриализацию — однако явно не правили бы к 1914 году миром.

Популярные комментарии
в
викинг
0
Всё верно, кроме одного - не разбогатели бы европейцы без грабежа. Откуда бы они взяли ресурсы? Золото, камни, шелка, рабов для труда? В своё время монголы, разгромив европейцев, увидели нищих людей на нищих землях. И ушли. И сейчас что мы видим? Те страны, которые не имеют колоний (да да, колонии до сих пор существуют, лишь называются по-другому), влачат нищее существование. Разве что Германия за счёт угольного Рурского бассейна и залежей железной руды имеет свой промышленный потенциал. Ну и уже имеет состоявшуюся промышленность. Все остальные поддерживают высокий уровень жизни за счёт колоний.
0
Как Европа завоевывала мир А Россию автор в этой статье тоже к Европе причисляет или нет? Потому что все эти великие европейские армии с удивительной периодичностью получали люлей от России, которая, по их же мнению, умеет только водку жрать и в лаптях ходить. И вот от этих нетрезвых лапотников Европа каждый раз отгребала по полной программе, несмотря на все свои великие достижения. Вот загадка!
Обсуждение
Комментариев: 40
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
в
викинг
15 октября 2015, 00:30
Всё верно, кроме одного - не разбогатели бы европейцы без грабежа. Откуда бы они взяли ресурсы? Золото, камни, шелка, рабов для труда? В своё время монголы, разгромив европейцев, увидели нищих людей на нищих землях. И ушли. И сейчас что мы видим? Те страны, которые не имеют колоний (да да, колонии до сих пор существуют, лишь называются по-другому), влачат нищее существование. Разве что Германия за счёт угольного Рурского бассейна и залежей железной руды имеет свой промышленный потенциал. Ну и уже имеет состоявшуюся промышленность. Все остальные поддерживают высокий уровень жизни за счёт колоний.
Ivandos
6 января 2021, 13:28
викинг, это каких и когда европейцев разгромили монголы? Скандинавы и швейцарцы имеют колонии? Интересно, как они называются?
J
Jasna
6 января 2021, 13:49
Ivandos, сейчас колониализм финансовый. И швейцарцы, и скандинавы сидят на подсосе от него. Изучайте теорию, он устанавливался 120 лет.
0
0ncnjqybr
6 января 2021, 15:44
Ivandos, ru.m.wikipedia.org/wiki/Западный_поход_монголов
15 октября 2015, 01:32
Как Европа завоевывала мир А Россию автор в этой статье тоже к Европе причисляет или нет? Потому что все эти великие европейские армии с удивительной периодичностью получали люлей от России, которая, по их же мнению, умеет только водку жрать и в лаптях ходить. И вот от этих нетрезвых лапотников Европа каждый раз отгребала по полной программе, несмотря на все свои великие достижения. Вот загадка!
HC
Hen Cerbin
15 октября 2015, 02:34
1/6 часть суши Сами в проценты пересчитаете? Автор все верно сказал
V
Voll
15 октября 2015, 17:23
Вы может не в курсе,но ни Османская империя,ни Япония,ни Персия завоёваны не были.Россию автор учитывает и в России всё было как автор сказал.
0
0ncnjqybr
6 января 2021, 13:16
И Османия, и Россия - приевропейские страны. Имеем опыт. Персия далеко, а в Японии даже взять нечего.
Ivandos
6 января 2021, 13:32
, ну не каждый раз, взять ту же Крымскую войну... В статье может быть Россия как раз и причислена к Европе...ведь до Урала Россия считается Европой, разве не так?
h
hermes
15 октября 2015, 01:35
Историки, социологи и биологи десятилетиями спорили о том, почему Европа поднялась на вершину, несмотря на то, что изначально многие общества Азии и Ближнего Востока намного обгоняли ее по развитию? Пока удовлетворительного ответа на этот вопрос нет Есть такой ответ! Нострадамус разослал правителям Европы свое секретное предсказание о приходе в начале третьего тысячелетия ужасного Путина! Другими словами - спасайся, кто может! Вот они и рвали жилы все эти столетия. Но, это им не поможет!
Г
Грац
15 октября 2015, 06:20
автор какой то наивный совсем колонии ещё основывали во времена древней греции главные причины 1 перенаселение территории 2 нехватка ресурсов для данной территории 3 желание улучшить своё благосостояние ну и конечно все это наслаеваеться на техническое превосходство европы
u
unkas
15 октября 2015, 07:02
явно воинствующий налоговик статью написал... Войны и налоги, ну и грабежи немножко, вот рецепт процветания! Тупость зашкаливает.
a
arguntinec
15 октября 2015, 07:44
наивные дураки. изучайте диалектику и марксизм-ленинизм. но и этого мало. еще изучайте теорию пассионарности. Была в то время "мировая империя" Рим (на самом деле, мелочь пузатая по размерам), реально на голову выше окружающих варваров, а загнулась несмотря на передовую науку, технику, армию. А уж налогообложение было налажено, а юриспруденция! Но пришли пассионарные "мал-мало резим будем" и замочили передовых мытарей.
s
sable57
15 октября 2015, 14:52
диалектикф и марксизм-ленинизм. Какое отношение имеет теория пассионарности к диалектике и марксизму-ленинизму ?
Bison Belaruski
15 октября 2015, 20:51
а загнулась несмотря на передовую науку, технику, армию Учи матчасть, ленинист! Римская империя сколько веков процветала? И сколько веков "загибалась"? Для большинства стран долголетие Римской Империи -- несбыточная мечта!
v
vec
16 октября 2015, 12:29
Римская империя в начале развития и в конце, это разные империи Вот когда вменяемое налогообложение загнулось следом последовала и сама империя. Не на что стало армию содержать. А без денег никто воевать уже не хотел..в отличие от варваров!
tozubr
15 октября 2015, 08:44
Автор прав А тем которые считают иначе, я рекомендую начинать думать - пора уже, пора.
J
Jasna
6 января 2021, 13:51
tozubr, он не забыл упомянуть, что точно также поднялись и США
a
anselm
15 октября 2015, 09:08
Именно войны и налоги обеспечили Европе технологическое лидерство. Всё верно - разбой и грабёж - вот исконные европейские ценности.
В
Вонтоткакего
6 января 2021, 08:33
anselm, и американские.
Ии
Инвалид информационной войны
6 января 2021, 09:44
anselm, разбой и грабеж - инструменты.Жадность!
v
val_zzzz
16 октября 2015, 12:38
Есть библейское высказывание "Поднявший меч от меча и погибнет."
В
Вонтоткакего
6 января 2021, 08:33
Отстёгивайте сша со своих налогов на американское оружие и военные базы сша у вас, посыл ясен. Кто ещё не платит положенных 2% , а лучше больше, скоро кто не заплатил сша будут штрафовать на 10%, а лучше больше.
К
Крен
6 января 2021, 09:03
ну грабёж и убийства, это да, у них не отнять, как и у сша.
Free Thinker
6 января 2021, 10:20
Европа была не только лидером по благосостоянию населения, но и местом, где возникли такие явления как расизм, колониализм, фашизм, национал-социализм, марксизм, а сейчас — мультикультурализм и меньшевизм (вознесение на щит меньшинств исключительно за их принадлежность к меньшинству, а не за благие деяния).
Т
Товлачеров
6 января 2021, 10:37
Сегодня что, день ретростатей? Ещё одна статья с комментами от 2015 года...
b
baikal2011
6 января 2021, 12:05
Переводчики на каникулах, редактор пользует статьи из архива вместе с комментариями.
Т
Товлачеров
6 января 2021, 14:23
baikal2011, ну дай Бог что бы в отпуске, а не на больничной койке с ковидом...
0
0ncnjqybr
6 января 2021, 17:43
Товлачеров, как собрались, так сразу и перевели. А что, статья интересная.
jadefalcon
6 января 2021, 10:37
Неудивительно, что именно объединение в Европейский Союз привело Европу к упадку, подобному китайскому XIX века.
Аурелиано Буэндиа
6 января 2021, 10:41
Почему не 146% земного шара?
sandalwood2020
6 января 2021, 12:11
Почти ничего не сказано про военное искусство и военную науку европейцев, которые с 15 века стали превосходить все прочие (османов, японцев, индейцев, китайцев). Когда испанцы встретились с японцами на Филлипинах, то последние ничего не смогли поделать с конкистадорами, несмотря не огромное численное превосходство. Турки были разбиты в битве при Лепанто, а татары в Битве на Молодях и уже никогда не доминировали на море и восточно-европейских равнинах. Превосходство европейцев в первой половине 17 века стало уже безоговорочным.
t
trista8
6 января 2021, 12:24
Главным источником богатства запада, конечно было наследие Римской империи и та унаследованная от неё "исключительность", которая позволяла господам колонизаторам не считать аборигенов за людей. Именно она, якобы во имя "цивилизации", а на самом деле ради обогащения, допускала любые - самые коварные методы ведения войны включая геноцид.
Ivandos
6 января 2021, 13:41
Главным фактором подъема Европы является конкуренция и обмен опытом между собой, начиная с 15в.,вызванные географическим расположением (много мелких стран на маленьком пространстве) и распространением лютеранства, поощряющем предпринимательство, во всех смыслах и любыми путями.
Enfield
6 января 2021, 16:17
Ivandos, а католичество что ли не поощрало?
t
tonton.8282
6 января 2021, 14:41
ну да, европейцы были звери. убивали налево направо своих и чужих. своего рода опг. а мы видели какими богатыми и влиятельными опг становились в 90-е. теперь европа населена милыми кроликами и потому скоро погаснет их звезда
8
8082646
6 января 2021, 14:56
ну конечно, узаконенный грабеж, называть налогами это по американски!!!!!!!!
В
Вышиватник
6 января 2021, 15:49
На протяжени е 500 лет у европейского криминала было сказочное везение
механик Василий
6 января 2021, 18:11
Непрерывный грабеж всех и вся и есть основа благополучия западной "цивилизации"
Пт
Почти татарин
6 января 2021, 20:32
Нас зато учат какие мы плохие.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем